Моторы войны
Выставка «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина»
Когда-то, на заре своего появления, выставка «Олдтаймер-галерея Ильи Сорокина» проходила в Сокольниках, в 4-м павильоне. Спустя десять лет, после блужданий по разным выставочным площадкам, она вернулась в «родной» павильон.
Двадцать третью по счёту выставку старинных автомобилей и антиквариата провели в честь 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Не удивительно, что тематическая часть выставки была посвящена грядущему событию. Правда, участники Олдтаймер-галереи достаточно вольно подошли к трактовке названия всей экспозиции – «Моторы Победы», причислив заодно к ним и технику нацистской Германии, фашистской Италии и милитаристской Японии. В зале можно было увидеть немецкие Horch 830R, Adler 3Gd и малый полугусеничный тягач Kettenkrad HK 101 (известный и как SdKfz 2), итальянский артиллерийский тягач Fiat SPA Tl.37 и японский вездеход Kurogane Type 95. Техника, безусловно, интересная и достойная показа на подобных мероприятиях, но не под вывеской же «Моторов Победы»!
Более уместно в этом зале смотрелись многочисленные «эмки», «полуторки» и «трёхтонки». Но большинство из них постоянные посетители «сорокинской галереи» видели уже не раз. Из новинок, пожалуй, стоит отметить установку залпового огня БМ-13Н («Катюша») на шасси легендарного Studebaker US6, показанную Военно-патриотическим клубом «Дивизион». Определённый интерес у публики вызвал и бронеавтомобиль БА-10, привезённый на выставку музеем-коллекцией «Военный ангар». К «Моторам Победы» по праву можно отнести и технику союзников, например, штабной Dodge WC-17.
В целом же от широко разрекламированной тематической части выставки «Моторы Победы» ожидалось большего. На рекламных плакатах выставки, которыми была обклеена буквально вся столица, был нарисован трактор СТЗ-5 с установкой «Катюша». Такой трактор есть «живой» в Новомосковске, в Тульской области, и теплилась надежда, что его ради выставки привезут в Москву. Надежды вселял и рисунок грузовика ЗИС-12 с прожекторной установкой – вдруг кто-то из экспонентов заявил к показу этот редкий автомобиль. Увы, надежды не оправдались, и реклама выставки оказалась бесконечно далёкой от реальности…
Не совсем было понятно, что среди «Моторов Победы» делает стенд с мотоциклами взвода Почётного кремлевского эскорта. История этого взвода началась после Великой Отечественной войны, в 1956 г. Тем не менее сам стенд можно считать лучшим не только на этой выставке, но и, наверное, за всю историю проведения выставки «Олдаймер-галерея». Прекрасно оформленный, необычно спланированный он послужил достойной оправой для безусловных бриллиантов – экспортных мотоциклов «всех времен», начиная с 1956 г. и заканчивая настоящим временем. Жаль только, что для этих целей сегодня используются импортные BMW, а не отечественные «Днеп-ры», как раньше.
На мой взгляд, стенд взвода Почётного эскорта был более зрелищным, чем рекламируемая экспозиция «Подарки вождям. От всего сердца…». Создалось впечатление, что выставка подарков была затеяна лишь для того, чтобы в более выигрышном свете представить отреставрированный Aero Minor, подаренный когда-то И. В. Сталину. Машина, действительно, редкая и интересная, наконец-то представшая перед публикой в первозданном виде (год назад её демонстрировали в процессе реставрации). Народ надолго задерживался перед «Минором», медленно вращающимся на подиуме, и любовался работой как чешских конструкторов, так и русских реставраторов. А вот остальная выставка подарков выглядела бледно, больше напоминала выставку экспонатов детского творчества и особых эмоций не вызывала.
Из «неогранённых алмазов» весеннего Олдтаймера можно выделить две машины, выставленные реставрационной мастерской Simonov Motors – КИМ-10-50 и АПА-7 (аэродромный пусковой агрегат на базе «Москвич-400»). Обе машины представлены пока в неприглядном виде, но и в таком виде имеют определённую коллекционную ценность. КИМ-10-50 является редкой машиной, до войны их успели произвести тиражом не более 500 штук, и до настоящего момента дожило буквально несколько экземпляров. Тем интереснее посмотреть на вновь найденную машину, которую обязательно будут реставрировать.
Не менее интересным можно признать и АПА-7. Сегодня известно о единственном комплектном образце этой машины, в авиационном музее в Монино. Существуют ещё нескольких сильно переделанных «апашек», которые даже внешне мало походят на оригинал. Машина, выставленная в Сокольниках, тоже начисто лишена специальной надстройки (вместе с оборудованием), но зато в оригинальном виде сохранились шасси и кабина. В принципе у будущих реставраторов есть вариант восстановить данный экземпляр не в виде аэродромного автомобиля, а в виде пикапа, которые в экспериментальном порядке строили на МЗМА как раз на том же шасси, что и АПА-7. Пойдут ли по этому пути будущие реставраторы, покажет время, в любом случае будет интересно понаблюдать за судьбой этого редкого экземпляра.
Сама же выставка «Олдтаймер-галерея», последнее время явно угасавшая в «Крокус Экспо», в Сокольниках вновь расцвела. Она стала интересна не только специалистам, но и обычным посетителям. По крайней мере, в выходные дни народ валил на неё толпами. Хочется отметить, что в этот раз организаторы выставки более грамотно спланировали различные зоны и несколько разделили участников действа по интересам. Для самых маленьких посетителей в этот раз выделили отдельный зал (раньше выделялся лишь закуток в основном зале), в котором были и настольные игры, батуты, лабиринты и даже автодром. Киоски с едой (теперь можно было перекусить, не покидая выставку!) сгруппировали чуть в стороне от автомобилей, а для продавцов «старого железа» выделили обособленный уголок в одном из залов. В таком виде выставка, наконец, обрела цивилизованный вид и только выиграла от этого.