Безостановочное производство
Автосборочное производство MAN в Санкт-Петербурге
Оказаться на сборочном производстве в самый разгар кризиса – мечта любого журналиста. Вот где реальная картина происходящего в автопроме, без прикрас. Но кто же нас пустит в самый неблагоприятный экономический момент, когда активность и в производственной, и торговой сфере почти равна нулю. Однако один завод пустил. Так я оказался на автосборочном производстве MAN в Санкт-Петербурге. И вот что я там увидел.
Среди зарубежных сборочных производств, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС» можно назвать молодым предприятием. Только в 2011 году между MAN и администрацией Санкт-Петербурга был подписан Меморандум о взаимопонимании, или, другими словами, была достигнута договорённость о строительстве завода. Инвестиции в проект завода составили 25 млн евро, и благодаря этому уже в 2013 году, после получения лицензии на сложные производства, был собран первый грузовик. Его презентация, как мы помним, состоялась на выставке COMTRANS’13.
По всем документам продукция MAN теперь была признана происходящей из РФ согласно постановлению о закупках правительства № 656 от 14.07.2015 актом экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации. А это значило, что грузовики MAN, произведённые в Санкт-Петербурге, теперь могли участвовать в закупках государственных органов власти. И они участвовали.
Последующие два года MAN не особо афишировал свою производственную деятельность в Санкт-Петербурге. Время от времени мы слышали о выигранных тендерах и неплохих продажах. Но настали тяжёлые времена, и некоторые представители «большой семёрки» официально объявили о временной остановке сборки. Другие не делали официальных заявлений, но тоже приостановили свою деятельность в России.
В это время с производственной линии санкт-петербургского завода MAN сошёл 1000-й грузовик. Произошло это в конце июля 2015 года, именно тогда, когда было объявлено, что российская экономика достигла своего дна. Время для торжеств не подходящее, поэтому выход 1000-го грузовика заводчане отпраздновали тихо, как говорится, в семейном кругу.
Конечно, за два года можно было бы собрать и больше, ведь производственная мощность завода – 3000 грузовых автомобилей в год, если работать только в одну смену, и 6000 в год, если трудиться в две смены. Но, как я уже отметил, времена не те, поэтому пока другие заводы «большой семёрки» стоят и ждут лучших времён, санкт-петербургский завод MAN продолжает выпускать седельные тягачи и шасси под различные навески – четыре машины каждый день, России пока больше не требуется.
Кое-кто подумает: «Ну это сказки, сейчас стоя’т все». Мне довелось побывать на заводе 7 августа 2015 года. Конец недели и последний рабочий день перед ежегодным корпоративным отпуском, а работа кипела, как-будто сегодня что-то не успевали доделать, поэтому придётся завтра выходить. И это никакая не показуха для журналистов, я был один, и на меня обращали внимание разве что только водители электрокаров, опасавшиеся случайно задеть.
Да, производство немного подужалось, имелось свободное пространство. Но всё это больше походило на оптимизацию сборочных процессов. На площадке два десятка готовых собранных грузовиков, не больше. Значит есть спрос, и мастер, отвечавший на мои вопросы, подтвердил: «Предприятие работает только под заказ, никаких накоплений». Я вижу, что в конце цеха идёт монтаж самосвальных кузовов на четырёхосное шасси. Это спецзаказ – 26 самосвалов в северном исполнении. В общем, спрос есть.
Деловая заводская среда на 45 минут заставила меня забыть о том, что в стране кризис, что одни ничего не хотят покупать, а поэтому вторые ничего не могут производить. Оказывается, производят и покупают, если сделано качественно и по цене договорились.
Покинув ворота завода, я увидел, как мимо пронёсся гружёный самосвал с эмблемой льва на капоте. Потом ещё один. Потом новенький седельный тягач с полуприцепом. Автомобилей MAN становится всё больше, потому что производство продолжается.