Опубликовано: ГП 06-2020
Министр обороны СССР Дмитрий Тимофеевич Язов принимает парад 9 мая 1990 года из фаэтона ЗИЛ-41044. Министром Язов стал внезапно 30 мая 1987 года, после того как прежнее руководство Вооружённых Сил сняли из-за прилёта Матиаса Руста. Спустя три года Язов стал последним, кому было присвоено воинское звание маршал Советского Союза
Последний парад Победы СССР

Парад Победы в Москве 9 мая 1990 г.

Денис Орлов
Фото автора и фотохроника ТАСС

Эти негативы нашлись случайно. В них нет ни особого сюжета, ни художественной выразительности. Даже снято не само событие, а его финал: техника уходит обратно на Ходынское поле с Парада Победы в Москве 9 мая 1990 года. Последнего Парада Победы, проведённого в Советском Союзе. Так сказать, финал финала. Словом, ничего примечательного. Однако в новых условиях, когда из-за COVID-19 перенесён юбилейный парад в честь 75-летия Победы, снимки 30-летней давности разглядываешь с особым интересом.

Снезапамятных времен в парадах усматривали мощный воспитательный смысл. Оттого на смотрах войск дозволялось присутствовать простому люду или, как потом стали говорить, статским.

В СССР парады проводили дважды в год, чем следовали порядку, заведённому ещё при Анне Иоановне в XVIII веке. В 20-м столетии парады устраивали 1 мая и 7 ноября, по случаю главных коммунистических праздников. Не ведая, кстати, что традиция Первомая была занесена в Россию ещё немцами-колонистами при Петре Первом. Последний первомайский военный парад прошёл на Красной Площади в 1968 году. Парады Победы не имели той регулярности. Первый состоялся 24 июня 1945 года. Второй – 9 мая 1965 года. Указом от 25 апреля 1965 года 9 мая навсегда стало праздничным днём, ну а первомайский парад в тот год отменили. В 1975 году в честь 30-летия победы на Красной площади состоялся торжественный вынос знамён армии-победительницы. Это мероприятие иногда ошибочно считают парадом. Полноценный смотр войск к Дню Победы вновь прошёл только в 1985 году.

Парад Победы, 24 июня 1945 года. По Красной площади проходит колонна гвардейских реактивных миномётов БМ-31-12 на шасси Studebaker US6х6

Через пять лет Парад Победы решили повторить. Как и в прошлый раз его решили разделить на историческую и современную части, причём современность механизированной колонны подчеркнуть необычным образом – защитным полевым камуфляжем. По случаю решили раскрыть кое-какие секреты, показать принятую только что на вооружение БМП-3 и новейший ЗРК С-300. А вот со старой техникой не задалось. Даже не было, как в 1985 году, самоходок СУ-100 (что бы на сей счёт не утверждала «Википедия»). И грузовиков ЗИЛ-157, внешне похожих на ленд-лизовские «студебеккеры», не удалось собрать в достаточном числе – пришлось добавить ЗИЛ-131.

45-летие Победы выпало на непростое время. Мы вышли из Афганистана, но ещё не ушли из Германии. Уже прилетел Руст, но пока не придумали аббревиатуру ГКЧП. В кооперативных видеосалонах вовсю крутили «Эмманюэль», газета «Красная звезда» готовилась напечатать заметку о Майкле Джексоне. Ещё сохранялись идеалы, но утрачена вера. Оттого ли войска, уходившие с парада, москвичи провожали холоднее обычного? Снимки не дают ответа на этот вопрос.

Т-34-85 производства завода № 174 в Омске. Одна из 21 «тридцатьчетвёрок», открывавших механизированную часть парада. Танки для Красной площади готовили на Центральной базе резерва танков (ЦБРТ) в посёлке Козулька Красноярского края. Гусеничная техника шла по столице без резиновых башмаков. Впрочем, и асфальт тогда не был настолько хорош, как теперь
Каждый из парадных Т-34-85 нёс на башне имя собственное. В годы войны «именные» танки строились на деньги колхозников, артистов, трудовых коллективов. Однако ни в 1945 году, ни на парадах до 1990 года надписи на технику не наносили. А в 1990-м перестарались: на параде оказалось сразу две тридцатьчетвёрки «Амурский мститель»
ЗИЛ-157КД буксирует 76,2-мм дивизионную пушку ЗИС-3, самое массовое советское орудие Второй мировой (с 1942-го по 1945 год выпущено 48  016 единиц). ЗИС-3 не имел отношения к московскому автозаводу им. Сталина. Ту же аббревиатуру нёс завод № 92 «Новое Сормово» в городе Горький, где спроектировали и выпускали эту пушку. На параде 1985 года 157-х «зилов» ещё хватало, чтобы тянуть и 122-мм гаубицы, и 37-мм зенитные пушки. Спустя 5 лет часть пушек пришлось цеплять к ЗИЛ-131.
ЗИЛ-157КД буксирует 76,2-мм дивизионную пушку ЗИС-3, самое массовое советское орудие Второй мировой (с 1942-го по 1945 год выпущено 48  016 единиц). ЗИС-3 не имел отношения к московскому автозаводу им. Сталина. Ту же аббревиатуру нёс завод № 92 «Новое Сормово» в городе Горький, где спроектировали и выпускали эту пушку. На параде 1985 года 157-х «зилов» ещё хватало, чтобы тянуть и 122-мм гаубицы, и 37-мм зенитные пушки. Спустя 5 лет часть пушек пришлось цеплять к ЗИЛ-131.
ЗИЛ-157 и ЗИЛ-157К исправно исполняли роль «студебеккеров» в музеях, на постаментах, в кино и на парадах. И подлогом это не назовёшь. Легендарный гвардейский реактивный миномёт «Катюша» в 1958 году с минимальными переделками перевели с шасси Studebaker US6x6 на ЗИЛ-157. Эта установка обозначалась БМ-13НМ. Занятная деталь: на капоты и ветровые стёкла нанесены белые полоски, помогающие водителям держать парадный строй
Впервые в послевоенной истории парадов на Красной площади всю современную технику показывали в деформирующей окраске. Раньше автомобили и другие машины украшали только белым кантом поверх зелёной краски. Впереди каждого соединения механизированной колонны шёл командирский УАЗ-3151. «Приведение» УАЗ-469 в 1985 году к нормализованному индексу не было формальностью: список внесённых в конструкцию изменений занял бы целую страницу
«Урал-4320» буксирует 85-мм зенитную пушку 52-К. За годы войны выпустили 21 271 таких орудий. Самый красивый грузовой автомобиль Советской армии, «Урал-4320», мало похож на машину Второй мировой, однако ещё на параде 1985 года 85-мм зенитки буксировали не ЗИЛ-157, а именно уральские тягачи. Расчёт в кузове улыбается в объектив. Экипажам и боевым расчётам запрещалось махать в ответ на приветствия горожан
БТР-80, он же ГАЗ-5903, создан в 1984 году в КБ серийных автомобилей Горьковского автозавода (ведущий конструктор – лауреат Государственной премии СССР Валерий Леонидович Степнов). Бронетранспортёр во многом был «работой над ошибками», по опыту Афганской кампании. В бронекорпусе появились боковые люки-трапы, а силовой агрегат из спаренных бензиновых моторов заменили единственным дизелем КамАЗ-740. Правда, пожар завода двигателей КамАЗ 14 апреля 1993 года усложнил оснащение БТР-80 дизелями
Реактивная система залпового огня (РЗСО) «Ураган» или 9К57 по индексу ГРАУ (Главного ракетно-артиллерийского управления Советской армии). Грозная сила: 16 направляющих метают снаряды калибра 220 мм на дальность до 35,8 км. Шасси – ЗИЛ-135ЛМ производства Брянского автозавода. Особенности конструкции – две бензиновые силовые установки, бортовая трансмиссия, безрессорная подвеска двух средних осей, управляемые передняя и задняя оси. «Ураган» выпускали с 1975 по 1991 год, однако на параде на Красной площади впервые показали только в 1990 году
Ещё один дебютант парадов на Красной площади – пусковая установка зенитно-ракетного комплекса (ЗРК) С-300, точнее, С-300ПС. Причём это установка 5П85Д по системе ГРАУ, без контейнера управления. В комплекс С-300ПС входят также пусковые установки с контейнерами управления пуском, 5П85С, однако они по Красной площади не проходили. Шасси – МАЗ-543М. ЗРК С-300ПС поступил на вооружение Советской армии в 1982 году. По меркам тех лет, его «засветили» очень быстро, чем явно преследовали внешнеполитические цели. С-300 надолго стал синонимом превосходства русского оружия. Приглядевшись, можно заметить под передними колёсами цепочку для сброса статического электричества
Боевая машина десанта БМД-2 дебютировала на параде лишь в 1990 году, хотя стояла на вооружении с 1985 года и успела повоевать в Афганистане. Как и другая советская бронетехника, БМД-2 показала неготовность к реальной, а не парадной войне. Даже её 30-мм автоматическая пушка 2А42, пригодная для стрельбы в горах, вызывала нарекания военных. В феврале 1990 года приняли на вооружение БМД-3 с принципиально иной 30-мм пушкой 2А72 и улучшенной защитой экипажа от подрыва, однако новинке так и не суждено было заменить БМД-2
Автомобиль санитарный АС-66М на базе ГАЗ-66-05. Сконструирован на опытном заводе № 38 в Бронницах, выпускался Центральным авторемонтным заводом (ЦАРЗ) № 172 в Воронеже с 1970 по 1978 год. Внешний вид фургона далёк от парадного, это машина обеспечения. В мае 1990 года в состав сводного парадного расчёта входило 12,5 тысяч человек, их полагалось снабжать всем необходимым, в том числе и медицинской помощью. Автомобиль дежурит на Ленинградском шоссе перед Петровским путевым дворцом, ещё не изуродованным лужковской «реставрацией»
Комментировать ... >>
Loading...