Опубликовано: ГП 05-2020
От вахты до «вахты» (Часть 2)

20 лет вахтовым автобусам на шасси «Урал»

Александр Привалов
Главный редактор «Автомобильный каталог» www.autocatalogue.ru специально для «ГП»
Фото автора, АЗ «Урал»
и РИА «РОССБИЗНЕС»/ «Грузовик Пресс»

Ряд требует расширения

После этого пробега сургутские нефтяники заказали большую партию вахтовых автобусов, прибавились и другие заказы. В конце I квартала 2001 г. с конвейера Уральского автомобильного завода сошёл сотый вахтовый автобус «Урал-3255-0010» с кузовом-фургоном собственного производства. Юбилейный автомобиль был отправлен потребителям в один из крупных городов Тюменской области – Салехард. Производственную программу 2001 г. пришлось серьёзно скорректировать: вместо 200 запланированных вахтовок изготовили вдвое больше, а в январе 2003 г. в цехе кузовов-фургонов был выпущен 1000-й вахтовый автобус «Урал».

Модельный ряд вахтовок постоянно пополнялся новыми моделями. По заказу нефтегазодобывающей отрасли спроектированы и изготовлены спецвахтовые автобусы «Урал-32552-47» на шасси 4х4 с кабиной IVECO. Впервые такая вахтовка продемонстрирована 21 мая 2004 г. и получила положительную оценку у участников выездного заседания правления холдинга «РусПромАвто».

Серийный «Урал-3255-0010-41». Якутия, март 2005 г.
Серийный «Урал-32551-0010-41». Якутия, март 2005 г.

Ещё одной новинкой 2004 г. стал «Урал-3255-41», изготовленный по требованиям и замечаниям ООО «ЯмбургГазДобыча», полученным после эксплуатации серийных миасских машин. Этот автобус был показан на выставке, организованной в рамках организационно-технического совещания корпоративных клиентов автозавода «УРАЛ» – ОАО «ГАЗПРОМ», российскими нефтегазодобывающими компаниями и заводами-изготовителями спецтехники, которое было проведено в Миассе 25–27 мая.

Была изготовлена в единственном экземпляре модель грузопассажирского автобуса «Урал-325512-41» с краном-манипулятором. В дальнейшем эту разработку передали ООО «ГИРД», которое в мае 2004 г. представило на его базе грузопассажирский автомобиль с краном-манипулятором ИНМАН ИМ-20 Ишимбайского завода.

Автобус специальный «Урал-325512-41» 2004 г. с КМУ ИНМАН ИМ-20
Грузопассажирский «Урал-32551-0011-41» для МЧС

Уральская поступь

По своим потребительским свойствам у вахтовых автобусов «Урал» не оказалось конкурентов на рынке продаж в данном классе внедорожников. В 2007 г. их выпущено 987 штук, в ассортименте имелись и короткие автобусы на 24 пассажирских места, и длинные на 28 мест. С 2008 г. сварка, окраска, установка на шасси «Урал» кузовов-фургонов производится в главном корпусе предприятия, где сосредоточены основные переделы – штамповочный, сварочный, окрасочный и сборочный.

В 2010 г. завод приступил к серийному выпуску полноприводного автомобиля «Урал-32552-3011-59» с колёсной формулой 4х4. Автомобиль можно выпускать в нескольких вариантах: вахтовый автобус, бортовой автомобиль и шасси под различные надстройки.

Первая бескапотная вахтовка «Урал-32552-0013-47», 2004 г.
«Урал-32552-3020-79М», 2010 г.

Технология производства постоянно совершенствовалась. С 2013 г. при выпуске кузовов-фургонов используется технология холодного натяжения наружных панелей, придающая более изящный вид изделию. Дополнительно это способствует повышению жёсткости кузова, что немаловажно при движении уральских «вахтовок» в условиях бездорожья. Соответственно увеличивается и долговечность. Была внедрена технология вклеиваемых стёкол (ранее стёкла в салонах вахтовых автобусов семейства «Урал» закрепляли только при помощи специальных резиновых уплотнителей), в результате фургон приобрёл более изящный внешний вид. Появились форточки. Вклеенные стёкла работают на усиление жёсткости конструкции кузова-фургона. Клеевой шов обеспечивает существенно большую герметичность по сравнению с резиновым уплотнителем, в итоге металл не подвергается коррозии.

Вахтовка «Урал-3255-0013-59» с модернизированным кузовом, 2004 г.
Модернизированная вахтовка «Урал-3255-0010-48», 2007 г.

Восполняя запросы

В середине текущего десятилетия началось производство вахтовых автобусов на шасси нового семейства «Урал NEXT». В настоящее время гамма моделей включает вахтовки моделей «Урал NEXT 32552-5013-71» (колёсная формула 4x4), «Урал NEXT 3255-5013-71» (6x6), «Урал NEXT 32551-5013-71» (6x6). В серийном производстве имеются и вахтовые автобусы на шасси с бескапотными кабинами семейства «Урал-М» моделей «Урал-32552-3013-79» (4x4) и «Урал-3255-3013-79» (6x6). Варианты с газовыми двигателями пользуются повышенным спросом у предприятий ПАО «Газпром» – в конце прошлого года капотные вахтовки «Урал NEXT» с газобалонным оборудованием вновь отправилась к заказчикам, на этот раз в компанию ООО «Газпром трансгаз Ухта».

Газодизельный «Урал-32552-3013-79 E5» CNG
Next 4х4 «Урал-32552-5013-71» 2015 г.
Дизельный Next 6х6 «Урал-32551-5013-71» 2015 г.
Газодизельный Next 6х6 «Урал-32551-5013-71» 2015 г.

Автор направил запрос в пресс-службу АЗ «Урал» касательно выпуска специальной серии вахтовок, приуроченной к 20-летию выпуска. К сожалению, на момент сдачи статьи в печать ответ не поступил.

Полный рассказ о всех разработанных и выпущенных моделях и модификациях вахтовок АЗ «Урал» может претендовать на увесистую книгу. Есть надежда, что представители завода подумают об идее выпуска такого издания.

Серия М 6х6 – «Урал-3255-3013-79М», 2014 г.
Серия М 4х4 – «Урал-32552-3013-79М», 2014 г.
Грузопассажирский «Урал-325512-0010-47» с кабиной IVECO
Рестайлинг «Урал-32551-0010-47» с кабиной IVECO
Комментировать ... >>
Loading...