Опубликовано: ГП 05-2020
Эскиз футуристического автопоезда для пивоваренной компании John Labatt, Ltd
По прозвищу «Граф» (Часть 2)

Жизнь и творчество дизайнера А.В. Сахновского

Денис Орлов
Фото Cleveland Memory Digital, Commonwealth Massachusetts collection, Grand Rapids Public Museum, International Harvester Company, Labatt Brewing Co., New York Public Library, The Coca-Cola Company, University of Southern California, US Patent office, НМИУ

Промышленный дизайнер Алексей Владимирович Сахновский признан выдающимся мастером стиля ар-деко и одним из зачинателей художественного направления Streamline moderne. Причём Сахновский войдёт в историю именно как оформитель. Техническая сторона его не занимала, он предпочитал, чтобы ею занимались другие.

Алексей Владимирович Сахновский<br /> (12.11.1901 – 27.04.1964)

Меня всегда настораживало выпячивание в СССР американского дизайнера Рэймонда Лоуи. Какую статью или книгу о дизайне не откроешь, повсюду Лоуи! Директора ВНИИТЭ Юрия Борисовича Соловьёва прямо-таки распирало от знакомства с Лоуи. Слов нет, дизайнер одарённый, однако умение себя преподнести зачастую шагало впереди его таланта. Возможно, оттого и вся эта шумиха. При том, что сотрудничество с ним завода АЗЛК так и не вылилось в сколь-нибудь зримое изделие. Интересно, что было бы, окажись Сахновский на месте Лоуи?

Какой нужен грузовик

В марте 1937 года журнал «За рулём» вместе с приговором врагам народа печатает статью инженера Александра Александровича Душкевича «Какой нам нужен грузовик». Мысли будущего главного конструктора НАМИ проиллюстрированы картинкой грузовика White Model 700 C.O.E. с обтекаемым кузовом Сахновского.

White Motor Co. первой вернула из забвения компоновочную схему «кабина над двигателем» (C.O.E. – cabin over engine). Главный конструктор Рей Шпиллер, инженер Фрэнк Альхорн и дизайнер Виктор Шрекенгост создали бескапотник в 1932 году. В городских условиях преимущества схемы C.O.E. перевешивали её недостатки. Грузовики White лучше покупались именно в городах (тогда как, например, большая часть дилеров Studebaker находилась в глубинке). А Сахновский придал кабинам White недостающий шик.

Титульный лист патента на «автоцистерну с кабиной над двигателем»
Вырезка из журнала «За рулём», март 1937 г.

Небольшая предыстория. К 1934 году в кливлендской компании White Motor Co. назрели крупные перемены. Недолгий брак с фирмой Studebaker не оправдал надежд и был разорван, стратегию развития приходилось срочно пересматривать. И вот президентом компании стал Роберт Фэджер Блэк, в прошлом вице-президент Mack Truck Company. Энергичный выпускник Принстона Блэк часто бывал в цехах, запрещал менеджерам закрываться в кабинетах, ну а когда профсоюзы устроили всеобщую забастовку, то даже позволил рабочим устраивать пикеты с бейсбольными битами – и завод будут охранять, и не так скучно. «Блэк вытащит White из красных цифр!», – каламбурили в компании: Black по-английски – чёрный, White – белый.

Сахновский рисовал и рекламу для White Motor Co. В то время стремились, чтобы грузовой автомобиль выглядел, как легковой

Сахновского тоже привлёк Блэк. Удел свободного художника – разовые заказы, по ряду причин неудобные для крупных компаний. Редко когда выпадает оформить производственную программу целиком. Зачем тогда держать штатных дизайнеров? Но здесь – особый случай. При том, что Сахновский рисовал «из головы», без какого-либо технического обоснования. Всю привязку к компоновке осуществил штатный стилист White Motor Co. Виктор Шрекенгост.

White Model 700 с решётчатым кузовом оформлен Сахновским. Но решающей является цена
White Model 700 традиционной капотной компоновки с решётчатым кузовом (stake body), эскиз Сахновского

«Аэродинамическое» семейство 700 (капотники и C.O.E.) дебютировало осенью 1935 года. Под впечатлением от работы Сахновского президент Блэк надумал участвовать в Нью-Йоркском автосалоне – впервые после 20-летнего перерыва. Ну а год спустя Сахновского и White ждал триумф на The Great Lakes Exposition в Кливленде.

White Model 700 C.O.E. на демонстрационном планшете Сахновского

Аэродинамические фантазии Сахновского пришлись как нельзя кстати. Особенно феерично они раскрылись на автопоездах для крупнейшей канадской пивоварни John Labatt, Ltd. Их построила компания Smith Bros. Motor Body Works, Ltd из Торонто. Это был, пожалуй, старейший кузовной завод, начинавший ещё с конных фур для переселенцев на Дикий Запад. Основал дело тележник из Оксфордшира, переселившийся в 1832 году в Новый Свет. Сахновский сотрудничал со Смитами на протяжении многих лет из своего офиса в шикарном чикагском отеле «Дрейк» с видом на озеро Мичиган.

«Красота тела» – так рекламировал свою работу кузовостроительный завод Smith Bros. Motor Body Works
Сборка автопоездов-пивовозов на Smith Bros. Motor Body Works

Ещё на заре автомобильной эры пивоварни были в числе наиболее щедрых заказчиков грузовиков. История получила неожиданное продолжение из-за причуд канадского законодательства. Хотя все сухие законы давно отменили, в провинции Онтарио обычная реклама алкоголя запрещалась вплоть до 1950 годов. А если превратить в рекламу сами грузовики, перевозящие пиво? Причём не просто раскрасить и вывести на бортах марку пива, а создать нечто яркое, запоминающееся, наподобие бутылки Coca-Cola. Придумала это супруга управляющего пивоварни John Labatt, Ltd Хью Маккензи. Сам он выписывал Esquire и любил разглядывать картинки и читать рассуждения Сахновского об аэродинамическом будущем, поэтому вопрос о том, кому поручить задачу, решился быстро.

Эскиз обтекаемой автоцистерны на шасси White Model 700
Эскизы Сахновского для для пивоваренной компании John Labatt, Ltd для 1935 года выглядели смело

Проект заказали в 1935 году. Сахновский почти не изменил серийный седельный тягач – White model 700, зато полуприцеп… На основе рамы Fruehauf по эскизам дизайнера в ателье Smith Bros. скроили нечто ранее невиданное. Конструкция представляла собой каркас из кленовых и ясеневых брусьев, обшитый листами алюминия. Необычный автопоезд смогли оценить 28 августа 1936 года посетители Canadian National Exhibition в Торонто. Эффект оказался настолько сильным, что Маккензи захотел ещё три таких грузовика и предложил подумать, как преобразить тягач. Построили новую партию из 12 автопоездов. Каплевидный силуэт съел полезный объём кузова (всего 23,4 м3), однако позволял весьма тяжёлому (полная масса достигала 18,5 т) автопоезду держать по хайвею скорость 80 км/ч.

К 1936 году пиво Labbat’s развозило 66 автопоездов в составе тягачей White и полуприцепов Fruehauf с кузовами Smith Bros. Среди них – и четыре аэродинамических автопоезда по проекту Сахновского
Автопоезд с тягачом White model 812 C.O.E. и полуприцепом Fruehauf/Smith Bros из второй партии для John Labatt, Ltd, 1937 г. Длина сцепки – 11,3 м, ширина – 2,4 м, высота – 3 м. Снаряжённая масса – 10 т, грузоподъёмность – 8,5 т, вместимость кузова – 23,4 кубометра

Идею подхватили пивовары на обоих берегах Великих Озёр. Brading’s, British American Brewing Co., Grain Belt, Miller, Rainer Beer, Schlitz – всех и не перечислишь. Выстроилась длинная очередь из дизайнеров, готовых потеснить Сахновского: Норман Белл Геддз, Говард Джилл, Эдвард Говард Кизер, Рэймонд Лоуи, Веллингтон Эверетт Миллер, Амос Нортуп, Джон Фрэйзьер. В Америке началась эра стримлайна.

Эскизы пивовозов Labatt’s, 1935–1938 гг.
Эскизы пивовозов Labatt’s, 1935–1938 гг.

В 1939 году для John Labatt, Ltd была выпущена третья партия, ещё более вычурная, и получен заказ на четвёртую. Её не успели построить – война. К намеченному вернулись в 1947 году, использовав новую модель тягача White WA 122 C.O.E. с 6-литровой 125-сильной рядной шестёркой SuperPower, 5-ступенчатой коробкой передач и пневматическими тормозами Bendix-Westinghouse. Было построено 10 экземпляров. Все тягачи в дальнейшем получили более мощный мотор Mustang (6,3 л, 135 л.с.).

Третья партия для John Labatt, Ltd состояла всего из двух автопоездов, 1939 г.
Водитель пивовоза Labbat’s обязательно поможет на дороге – это стало особым почерком John Labatt, Ltd. Полуприцеп уже типовой, а тягач, как и прежде, White

Автопоезд Labatt’s 1947 года стал одним из символов Канады. В 1996 году его даже запечатлели на почтовой марке. Интересно, что с 1929 года компания John Labatt, Ltd ввела для своих водителей правило: видишь на трассе сломавшуюся машину – остановись и помоги! И более того, в 1930-е водителей обязали проходить медицинскую подготовку, чтобы в случае необходимости они могли оказать первую помощь (а грузовики оснащались аптечками). Трудно вообразить, сколько людей после таких встреч на дорогах стало поклонниками пива Labatt’s.

Самый знаменитый автопоезд-пивовоз John Labatt, Ltd. Сконструирован в 1942 г., воплощён в 1947-м
Изображён на канадской марке в 1996-м
Сохранился единственный образец, который сегодня нередко показывают на разных шоу
Пивовозы Labatt’s стали отличной рекламой. Их изображали даже на бирдекелях – картонках-подставках для пива

Позволю себе небольшой оффтопик: в 1949 году мастерская Smith Bros. построила по заказу пивоварни автопоезд-лабораторию, где студенты факультета общественной безопасности Университета Торонто одними из первых в мире проводили исследования психо-физического состояния водителей. И сегодня John Labatt, Ltd продолжает глубоко заниматься вопросами безопасности на дорогах.

На эскизе Сахновского угадываются черты послевоенного бескапотника White Series 3000. У него кабина уже откидывалась
Подражание конкурентов или работа Сахновского на конкурирующую пивоварню Brading’s? Известно, что полуприцеп – канадской Fruehauf Trailer Co.
Комментировать ... >>
Loading...