Городские электробусы среднего и большого класса
Два года назад «Грузовик Пресс» предприняла первую попытку представить географию и статистику мирового парка электробусов. Были перепроверены своды национальных министерств, данные муниципалитетов и статистические выкладки производителей по моделям соответствующих нулевому уровню выбросов Zero Emission. На фоне троллейбусов и трамваев статистика по электробусам выглядела внушительно.
«Пигмеи города Зеро» – Городские электробусы особо малого и малого класса
«Карантин в городе Зеро» – Городские электробусы большого класса)
Публикация вызвала интерес в департаменте транспорта г. Москвы, в UITP и стала предметом обсуждения среди специалистов отрасли, автопроизводителей, ассоциаций и институтов, занятых в сфере общественного транспорта и организации движения пассажирских перевозок.
Троекратный рост
По итогам 2019 года суммарный мировой парк электробусов всех классов вырос вдвое и превышает 350 000 машин, включая электробусы с динамической подзарядкой от троллейбусной контактной сети и 10-местные беспилотники. Только в КНР за 2018–2019 гг. выпустили 183 661 электробус всех классов и ещё 1953 водоробуса.
В связи с выбытием и модернизацией парков в статистических отчётах в 2019 году появился разброс данных в 3–5%, поскольку количество электробусов особо малого и малого класса уже не поддаётся учёту, поскольку они находятся в частном владении и мало задействованы в регулярном пассажирском сообщении.
Электробусы особо малого, малого, среднего и особо большого классов были рассмотрены в февральском и мартовском номерах «ГП». Автобусопроизводители Европы в своих оценках и планах ориентируются на городские пассажирские ТС, которые делят по сегментам длины кузова (8, 10, 12, 15, 18 м и т.д.) или массе. Последний показатель удобнее ограничить полной массой от 8 т (GVW 8t). Мировой парк этих электробусов ровно в 9 раз превышает весь пассажирский авиапарк в мире, который составляет 27 тыс. воздушных судов.
С 2012 по 2019 год включительно таких электробусов среднего, большого и особо большого класса в Западной Европе и Польше было зарегистрировано 14 392 ед. Доля автобусов с альтернативными видами топлива составила 39,3% (в 2018 году – 28%).
Согласно опросу, проведённому ассоциацией Chatrou CME, парк электробусов с гибридным приводом, природным газом и электроприводом в Западной Европе и Польше увеличился с 2633 в 2012 до 5652 в 2019 году. Из них 1980 приходится на СПГ, 1957 – гибридные автобусы, 1687 – электробусы (исключая аккумуляторные троллейбусы) и только 28 водоробусов.
О европейских темпах внедрения электротранспорта полной массой свыше 8 т (средний, большой и особо большой классы) свидетельствует утроение парка всего за один год с 548 в 2018-м до 1687 машин в 2019 г. Лидер рынка в электротехническом сегменте VDL Bus & Coach с отгрузкой 386 единиц в 2019 году и долей рынка 22,9%. BYD занимает второе место с 236 автобусами (исключая 79 BYD-Alexander Dennis) их доля – 14%. Далее идёт Solaris со 145 автобусами, затем Volvo, Irizar, Mercedes-Benz, Yutong, Ebusco, IVECO-Heuliez и BYD-Alexander Dennis.
В скорректированные таблицы вошли Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Люксембург, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция, Польша, Россия (202 машины, 5 производителей), Белоруссия (БКМ – 81 шт.) и Украина (2 ед.).
Чем исчерпывается контрактный ресурс?
Ответ – стоимостью владения. Проблемы, связанные с внедрением водоробусов и электробусов упираются в инфраструктуру. Так, бельгийский оператор De Dejjn обслуживает 1000 линий в стране. Парк включает 400 трамваев и 2250 автобусов из которых 621 – гибридные и лишь 16 электробусов и 5 водоробусов. Несмотря на высокие налоги, на развитие заправок H2 и электрозарядных станций денег в бюджете нет. Поэтому 92 млн евро до осени 2020-го направлены на закупку 200 гибридных автобусов VDL Citea SLE 120 Hybrid и 120 Citea SLFA 180 Hybrid производства VDL Bus & Coach.
Стоимость электробусов напрямую зависит от поставки. Муниципалитеты закладывают поставки не менее 4–6 машин (2,1–3,3 млн евро). Чтобы был понятен уровень контрактной стоимости, следует привести цены поставок электробусов большого класса ЛиАЗ-6274 и НЕФАЗ-6282 с низким уровнем пола в Первопрестольную.
Контракт жизненного 15-летнего цикла, заключённый с ПАО «КАМАЗ» на поставку 100 электробусов и 36 ультрабыстрых зарядных станций, составил 6,57 млрд руб. Подчеркну, это оплата за 15-летний срок обслуживания, а не разовая сделка. Чтобы не было обидно «Группе ГАЗ», то на 2020 год запланирована поставка Москве 100 электробусов ЛиАЗ за 5,692 млрд рублей.
Для сравнения: MAN Truck & Bus в 2019-м только заявила о развертывании демонстрационного парка из 15 электробусов в 5 европейских странах. Но транспортная компания Verkehrsbetriebe Hamburg-Holstein (VHH) не стала ждать у моря погоды и разместила заказ сразу на 17 электробусов MAN Lion’s City 12E. Для обкатки в конце декабря ей был поставлен 88-местный образец. Модули АКБ мощностью 480 кВт·ч размещены на крыше. Центральный электродвигатель развивает в получасовом режиме 160 кВт и до 240 кВт с пиковой нагрузкой. В зависимости от условий пробег колеблется от 200 до 270 км в течение всего срока службы батарей.
Покупка 12-метрового электробуса без контракта на обслуживание в рамках 8–10 машин составит не менее 400–500 тыс. евро, а сочленённого 800–900 тыс. евро. Эти суммы закладываются в стоимость поездки. Экономические выкладки показывают, что наиболее целесообразно обновлять весь парк, а не его части. Если в Москве поездка на общественном транспорте от 38 до 59 рублей, то в Европе она обходится в 1–2 евро. То же самое с водородом – поездка на водородном VanHool на линии Fébus Pau в Париже обойдётся в 1,4 евро.