Опубликовано: ГП 04-2020
Новая скрепа для полуприцепа (Часть 2)

Свежие тренды в магистральных грузоперевозках

Владимир Чехута, Юрий Петров
Фото авторов, Даниила Минаева и фирм-производителей

Полезна ли помощь государства?

ПЛАТОН, или плата за тонны, стала визитной карточкой скрытого транспортного налога не только в РФ. Колхоз стал делом добровольным и введение ПЛАТОНа привело к разорению мелких грузоперевозчиков, которые слишком поздно вошли в сегмент грузоперевозок и газет с правительственными постановлениями по привычке не читали в принципе. Это была всего лишь разминка в эпизоде регулирования рынка командно-административными мерами без применения экономических репрессий. Весовой дорожный контроль и учёт грузоперевозок уже не стал неожиданностью. Мелкий бизнес начал читать журналы и газеты.

Выжить смогут только корпоративные флит-парки и профессиональные кооперации. Этот период уже проходят все страны «золотого миллиарда». Россия – не исключение.

Второй этап ужесточений уже касается увеличения экологического налога на транспортные средства ниже экологического уровня Euro 3. Эта мера должна способствовать омоложению автопарка, который в России, например, засиделся на докризисном уровне 2008 года. Среди европейских стран Россия находится на 16-м месте по использованию чадящих динозавров, хотя 10 лет назад входила в тройку лидеров по обновлению автопарка. Минэкономразвитию требуется стимулировать продажи новых, экологически чистых автомобилей уровня Euro 5 и Euro 6. Передышки ждать уже не стоит. Подобная дорожная карта внедряется повсеместно не только в Европе и в Азии (Китай, Индия, Таиланд, Вьетнам), в США, Канаде, Австралии, но и на Ближнем Востоке (Ливан, Израиль, Турция, ОАЭ и т.д.). На обочине прогресса остаются ряд латиноамериканских стран и Африка, и доисторические очаги Среднего Востока.

Правительства пускают в ход разные хитрости. Одни напрямую прибегают к законодательному регулированию. Так, немецкое правительство освободило грузовые автомобили, работающие на газомоторном топливе от платы за пользование дорогами в течение 2019 и 2020 гг. наравне с коммерческими электромобилями. Экономия для газовых машин (в ФРГ под программу на начало 2019-го попали 339 грузовиков) зависит от полной массы ТС и составляет от 9,3 до 18,7 евроцентов на каждом платном километре. С 1 января 2021 года владельцы газовых автомобилей будут платить только дорожный налог, чтобы компенсировать расходы на дорожную инфраструктуру и шум.

В желании заставить пользоваться «зелёными технологиями» правительство ФРГ снизило для газовых грузовиков плату за пользование дорогами

Парадокс, но смартфоны в руках наших дальнобойщиков используются как радио, диктофоны, телевизоры, фотокамеры, видеофиксаторы, навигаторы и бесконтактные кошельки, что понятно. Но теперь нужно грузоперевозчикам ещё объяснить, зачем им нужна в телефоне телематика – дочерь космической телеметрии.

В России почти 16% седельных тягачей половину жизненного срока (6–8 лет) ездят с одним-единственным полуприцепом. В Европе эта доля колеблется в пределах 3–8% в зависимости от региона и страны. В США, например, за 10 лет только 1 тягач из 1100 проданных никогда не расстанется с полуприцепом, в Канаде 1 из 1800. Это с учётом лесной, аграрной и нефтегазовой отраслей.

Бизнес на службе клиента

В 2000-х годах свежим веянием, снижающем издержки, стали продукты B2B (бизнес для бизнеса). Этот деловой инструмент в мире едва не угас даже после пузыря доткомов 2008 года, когда никто никому не верил на слово. Под маской аутсорсинга в последующие 10 лет бизнесу навязывали различные формы отраслевого рэкета. Диспетчерские телефонные и круглосуточные службы по управлению грузопотоками, банкоматные «киви-кошельки» с мутными схемами оплаты грузоперевозок, оказались последним бастионом в борьбе мошенников против грузоперевозчиков. Цифровая революция убрала «онлайновых посредников» с рынка операторских услуг и даёт ещё шансы выжить мелким грузоперевозчикам.

Телематика (трекинг) является совокупностью аппаратных систем и программного обеспечения (ПО) для контроля за простоем и занятостью всего подвижного состава. Кроме геопозиционирования ТС в реальном времени, система мониторинга также ведёт статистику использования прицепов. Слежение за работой и износом узлов, агрегатов, надвигающегося срока ТО позволяет вовремя информировать менеджеров о состоянии техники, а также отслеживать поведение за рулем водителей, следить за условиями труда и неправомерными полицейскими досмотрами.

В Европе телематическая система MAN Pride установлена и работает более чем на 2,5 тыс. транспортных средств. В основном это ТС складской программы МТБР, и такие компании как WILDBERRIES и Великолукский мясокомбинат. К системе могут подключаться автобусы MAN, а в этом году каждый новый MAN и NEOPLAN (вне зависимости от формы собственности и парка) будут оснащены MAN Pride. Приложение разработано для платформ Apple и Android и доступно для свободного скачивания в App Store и в Google Play. Для грузоперевозчиков телематика может стать такой же палочкой выручалочкой в борьбе за незаконно удерживаемый груз, как и тахографы против мздоимцев со спидганами наперевес.

Сохраняя груз

Самый прибыльный и постоянный заработок для дальнобойщика – это работа с контейнерами. Не надо отцеплять полуприцеп. Приехал – погрузил, прибыл–разгрузил. Но в этом виде имеются такие «подарки», как контейнеры-рефрижераторы.

В США, несмотря на отточенную логистику, объёмы перевозок настолько высоки, что потеря и розыск контейнеров и сборных грузов стала целой отраслью. Подчас криминальной. Пока речь идёт о целевых клиентах, работающих на постоянной основе и на исхоженных маршрутах, то всё нормально, грузы не теряются и не разворовываются. Исключение составляют аварии и погодно-климатические форс-мажоры. Криминал в виде разграбления или угон груза – уже чрезвычайное происшествие. С холодильными контейнерами всё вышло иначе. В контейнер уже встроен двигатель, работающий по заданной программе и топливный бак для газа, бензина, солярки и его состояние необходимо учитывать с учётом трассы и времени ожидания на погрузку-разгрузку. В США автопоезда совершают пробеги по 1000–1500 миль в одну сторону и отслеживать грузопотоки становится сложно. Именно поэтому логистики Северной Америки приветствовали введение в стандарт отрасли «Больших данных». Big Data – это огромный массив информации и совокупность данных, который невозможно обработать в голове или с помощью привычных программ на основе Excell, но на их основании можно составить целостную картину.

Рынок мониторинга 18 лет назад одной из первых в Северной Америке предложил SkyBitz именно как инструмент в борьбе с безалаберностью и разгильдяйством, хотя целью изначально ставилось ускорение доставки. До 2010 года лишь 8% её потребителей использовали возможности системы трекинга и полагались на страховки за утерянный груз, но в кризис 2015-го маржинальность упала и в борьбе за клиентов 70% грузоперевозчиков принялись использовать систему.

Производитель осветительных приборов Truck-Lite для рынка грузовиков выпускает линейку Road Ready. В частности устройство SmartBridge Integrator позволяет информировать механиков из других штатов о необходимости проведения ТО с полуприцепом, который будет находиться проездом. Голландская компания Phillips Connect Technologies мониторинг трейлеров начала только после введения массовой оцифровки данных на основе «Интернета вещей». Системы мониторинга прицепов TrailerNet, ChassisNet и ContainerNet собирают с датчиков и интеллектуальных систем данные и передают ключевую информацию менеджерам единым пакетом.

Peterson Manufacturing Co., выпускающая проблесковые и сигнальные огни, свою интеллектуальную систему для мониторинга прицепов Peterson Pulse представила два года назад как побочный продукт. Сейчас она является базовой уже не для водителей, а юристов в качестве доказательной базы при страховке грузов: в ней, помимо прочего, суммируются данные об осветительных приборах, АБС, давлении в шинах и температуре груза.

Так система Peterson Pulse выглядит на столе и на полуприцепе
Так система Peterson Pulse выглядит на столе и на полуприцепе

Канадский производитель смартфонов BlackBerry тоже не остался в стороне. В 2016 году для прицепов и контейнеров была презентована система отслеживания BlackBerry Radar, которая отчитывается не только о геолокации груза, но и его кондиции. XTL Transport из Онтарио оснастила более 260 прицепов и полуприцепов системами BlackBerry, в этом году намеревается установить устройства Radar на весь свой парк из 1500 трейлеров. В числе крупных пользователей – флит-парки SkyBitz, Spireon и Orbcomm.

Компания I.D. Systems и вовсе приобрела израильскую телематическую фирму Pointer Telocation за $140 млн попутно проведя ребрендинг – PowerFleet. Только в одной компании ReedTMS Logistics удалось снизить издержки на $1 млн за потерянные грузы и контейнеры. Избавиться от подобной боли смогли и Knight Transportation, Inc. и Forward Air, Inc. в которых ежегодные обороты составляют $ 26,4 млн при парке 1600 тягачей, 4300 трейлеров и 92 терминалов.

Никогда такого не было, и вот опять!

И тут опять влезло государство! Оказывается, нельзя установить на полуприцеп все телематические датчики сразу. В США и Канаде трудностью оказалось соблюдение всех правительственных постановлений и стандартов, ограничивающих установку электрооборудования на прицепной состав. Иными словами, если монтируются на крышу полуприцепа-рефрижератора солнечные панели, то какой-то из опций в виде слежения за охранным периметром, геолокацией или состоянием полуприцепа придётся пожертвовать. Таков закон.

В Европе к этому ограничению подходят исходя из благих посылов: необходимо блюсти экологические нормы. То есть промышленность далека от создания прицепов-трансформеров с полным пакетом.

С возникновением телематики появились новые виды услуг, в числе которых администрирование фрахта и страхование груза с учётом географии, маршрута, реноме компании и водителя.

Система отслеживания BlackBerry Radar отчитывается о геолокации груза и его состоянии
Система отслеживания BlackBerry Radar отчитывается о геолокации груза и его состоянии

Бренд как реклама

Производители автомобилей первыми раскусили, какой китч несёт производство брендированной одежды. Вслед за мотопроизводителями тут в 1990-х начали подтягивать Daimler-Benz, BMW и Ferrari. В 2000-х на продажу сопутствующих аксессуаров и мануфактурного ширпотреба вышли и производители спецтехники, среди которых Caterpillar с брендом CAT занял целый сегмент в обуви.

Среди отечественных компаний выделился КАМАЗ, создав целую линейку «КАМАЗ-мастер». Но и производители прицепного состава решили не отставать и уже формируют армию поклонников. C оглядкой на Schmitz Cargobull компания Knapen Trailers создала коллекцию Knapen Merchandise, основанную на фирменном стиле. Спецодежду (без логотипов с узнаваемым дизайном) она решила продвигать через собственный фан-магазин. А это, как показывает практика, может оказаться одним из подспорий в узнаваемости и рекламе бренда. Раньше эти субпродукты воспринимались как сувениры, но сейчас они становятся сектором для паблисити.

Даже прицепам нужны скрепы.

Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию