Опубликовано: ГП 05-2014
Колёсный дизельный трактор ДТ-20 Харьковского тракторного завода с 1958 по 1969 гг. На сегодняшний день чуть ли не единственный, сохранившийся в таком отличном состоянии и полной комплектности
Олдтаймер – тракторный сезон

Тракторная экспозиция посвящённая Американской национальной выставки в СССР на 22-й «Олдтаймер-Галерее»

Денис Дементьев
Фото Максима Шелепенкова

С 7 по 10 марта 2014 года в Москве прошла XXII «Олдтаймер-галерея» Ильи Сорокина, в очередной раз собравшая под одной крышей старинные автомобили, антиквариат и, несомненно, всех тех, кто этим живёт или просто интересуется. На этом празднике было на что посмотреть, в том числе и по тематике коммерческого транспорта.

…Но сначала о другом. До этого момента выставка традиционно проходила в МВЦ «Крокус Экспо», но ещё в прошлом году организаторы мероприятия решили поменять дислокацию, и в качестве новой выставочной площадки 2014 года был выбран КВЦ «Сокольники». Ходили слухи, что связано это прежде всего с повышением стоимости аренды на старом месте. Что интересно, «переезд» в Сокольники удачно совпал с одним знаменательным событием 55-летней давности, которое и стало лейтмотивом 22-й Олдтаймер-галереи. Это первая в СССР Американская национальная выставка, открывшаяся в Сокольниках в июне 1959 года, на которой советские граждане могли увидеть продукцию автопрома США.

Первый в СССР серийный дизельный трактор тяжёлого класса «Сталинец-65» выпускали в Челябинске с 1937 г. Данный экземпляр был выкопан из болота, где пролежал около 50 лет. К счастью, он не единственный сохранившийся. Аналогичный восстановленный образец принадлежит ЧТЗ

Этой выставке на прошедшей Олдтаймер-галерее был посвящён отдельный стенд, который был украшен не только многочисленными старыми фотографиями и документами, но даже макетом того самого купольного павильона, где всё это происходило (к сожалению, сам павильон до наших дней не дожил). Кстати, в экспозиции, посвящённой 55-летию американской выставки, был показан один из тех выставочных образцов, доживших до наших дней и пребывающий в процессе глубокой реставрации.

Однако это был всего лишь повод вспомнить о былом, этакий красивый неназойливый антураж, под покровом которого проглядывалась традиционно разномастная экспозиция всевозможных старинных автомобилей, мототехники, ретроразвалы. В общем, всё, как и в прошлые годы… за исключением посещаемости. По этому показателю выбор с Сокольниками оказался не просто удачным – он превзошёл все ожидания.

Трактор СТЗ-3 конструкции НАТИ выпускал Сталинградский тракторный завод. Это был первый массовый гусеничный трактор, освоенный в 1937 г. Именно он запомнился нам по многим советским довоенным фильмам

Если в «Крокус Экспо» ехали целенаправленно, и случайных людей там просто не было, то в парке «Сокольники» в праздничные дни отдыхающих великое множество, и среди них оказалось немало праздных зевак, проявивших интерес к выставке. Итог – все четыре дня непрерывного ажиотажа. Оно и понятно. Такого разнообразия ретротехники больше нигде не увидишь: автомобили, мотоциклы и… даже тракторы. Последние вызывали просто неописуемый восторг у публики, поэтому считаю необходимым остановиться на них подробнее.

Вообще, тракторной тематике столь пристальное внимание уделено впервые. Экспозиция, представленная мастерской Евгения Шаманского, состояла из пяти тракторов различных лет, наглядно иллюстрирующих эпоху 1930–1950-х годов. Все эти образцы были восстановлены фактически из металлолома. Некоторые из них пришлось доставать из болот, в которых они утонули много лет назад, какие-то сохранились чудом, будучи в своё время водружёнными на постаменты. Их теперешнее состояние можно смело оценить как «лучше, чем с конвейера». Отрадно, что очередь дошла и до сельхозтехники, ведь на сегодняшний день сохранившиеся образцы старых тракторов в нашей стране можно пересчитать по пальцам, в то время как интерес к теме явно набирает обороты.

Самый массовый советский трактор ранней эпохи СХТЗ-15/30 явился своего рода таким же символом, как и «полуторка» среди автомобилей. Простой, неприхотливый трактор выпускали тысячными тиражами сначала в Сталинграде и Харькове. После войны производство этих тракторов наладили и на московском ВАРЗе
Пропашной трактор «Универсал-2», несмотря на кажущуюся архаичность, выпускали  до 1955 г., причём до войны – на заводе «Красный Путиловец», а после войны – на Владимирском тракторном заводе. Такие тракторы сохранились сравнительно в большом количестве на территории бывшего СССР, в основном в виде памятников

Несмотря на огромное число экспонатов, коммерческой техники практически не было. Кроме тракторов можно было ещё обратить внимание, например, на грузовой мотороллер «Вятка» МГ-150П, восстановленный до мельчайших деталей. Реставраторы говорят, что им пришлось даже доски для грузовой платформы изготовлять самостоятельно, потому что сортимент такой толщины и ширины у нас уже давно не делают.

Можно ещё вспомнить полуторку военного образца, но эта машина стала завсегдатаем многих ретро-слётов и потому не представляла для нас особого интереса. Разве что на этот раз к ней прикатили походную кухню на базе одноосного прицепа, но сама она предстала на выставке в аутентичном состоянии – ржавой, мятой и на спущенных колёсах.

Грузовой мотороллер «Вятка» МГ-150П грузоподъёмностью 250 кг выпускал Вятско-Полянский машиностроительный завод в Кировской области

В остальном, привычные взгляду «Волги», «Победы», «Москвичи» на любой вкус, разбавленные экзотическими машинами типа Locomobile 1914 года или Aero Minor, подаренного И.В. Сталину чехословацким пролетариатом. Можно сказать, что выставка удалась, а хорошее впечатление испортило только огромное количество народа, которое в столь стеснённых условиях двух павильонов явно создавало впечатление базара, где не протолкнуться. Что ж, говорят, недостатки – это оборотная сторона достоинств. Зато таким образом это мероприятие уж точно привнесёт культуру в массы. Не ради этого ли собрались?..

ГАЗ-ММ военного образца с брезентовой кабиной
Комментировать ... >>
Loading...