Опубликовано: ГП 04-2015
Жил-был трактор…

Научно-технический музей истории трактора

Андрей Филиппов, фото автора

«Научно-технический музей истории трактора» был открыт сравнительно недавно – 29 октября 2011 года в Чебоксарах, которые позиционируют себя как неофициальную столицу отечественного тракторостроения. Идея открытия музея принадлежала президенту концерна «Тракторные заводы» Михаилу Болотину и была поддержана Союзом машиностроителей России, Фондом российской культуры и ГК «Ростехнологии». Экспозиция музея размещается на площади более 1,5 тыс. м2 и представляет собой зал фотодокументов, закрытую и открытую экспозиции тракторной техники.

Сейчас в коллекции музея четыре десятка единиц отечественной и зарубежной тракторной техники. Все они доступны не только для осмотра, но и для «ощупа». Нечасто встретишь у нас экспозиции, где можно не только посидеть в экспонате, но и смело подёргать за всё, что только можно. Впрочем, основная особенность этого музея даже не в этом – многие экспонаты «на ходу», и на них можно даже прокатиться по предварительной договорённости и за умеренные деньги. Даром что ли все тракторы прошли реставрационные работы на ведущем предприятии машиностроительно-индустриальной группы «Концерн «Тракторные заводы» – ОАО «Промтрактор»!

В музее есть несколько залов, посвящённых истории развития тракторостроения в целом и конкретно по всем заводам СССР и России: «От сохи до самодвижущихся устройств», «История трактора от паровых машин до мощных дизелей», «Развитие отечественного и зарубежного тракторостроения», «Производители промышленных, лесных и сельскохозяйственных тракторов», «Трактор будущего»

Важный момент – экспозиция музея постоянно меняется. Даже с момента нашего пребывания (в начале декабря 2014 года) демонстрационный зал пополнился гусеничным Т-70С Кишинёвского тракторного завода (1974 г.) и колёсными «иностранцами»: немецким Allgaier A111 фирмы Porsche (1955 г.), итальянским Fiat 25 R (1956 г.), австрийским Warchalowski WT-20 (1959 г.) и румынским Universal U-445. Так что ситуацию с обновлением экспозиции да и в целом информацию об активной жизни музея рекомендуем отслеживать на официальном сайте.

Кстати, кроме непосредственного выполнения своих обязанностей, музей постоянно курирует множество профильных проектов: конференции, выставки, социальные акции. Одним из самых ярких, пожалуй, стоит назвать конкурс изобретателей и новаторов – «Кулибин XXI века». С 26 сентября по 3 октября 2014 года он проводился в Чебоксарах уже четвёртый раз, и, поверьте, там было на что посмотреть.

Вот и выходит, НУК «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТРАКТОРА» не совсем и «музей» в привычном понимании этого термина. Скорее, это объект культурного развития с интереснейшей экспозицией по истории отечественного тракторостроения…

Трактор «Фордзон-Путиловец» выпускался на заводе «Красный путиловец» в Ленинграде (1924–1933 гг., 36 100 ед.). Он имел безрамный остов – впервые в мировом тракторостроении! Картеры двигателя, муфты сцепления, коробки передач и заднего моста были жёстко скреплены между собой. Прототипом для создания стал «Фордзон» американской фирмы «Форд»
Парочка тракторов «Универсал-2» и «Универсал» (синий) производства Владимирского тракторного завода (1944–1955 гг., 211 500 ед.) различаются между собой шириной колеи передних колёс. Интересно, что семейство «УНИВЕРСАЛ» первым из советских тракторов стали экспортировать за границу: в Голландию, Иран и Турцию
Гусеничный трактор Т-4А Алтайского тракторного завода (1970–1998 гг., 343 000 ед.), пожалуй, является самым запоминающимся экспонатом музея. Представленный в виде «разреза», он позволяет заглянуть в своё нутро, чтобы хоть частично ответить на вопрос: «А как там внутри всё устроено?». Интерес проявляют все посетители без исключения
Ещё один гусеничный трактор, Т-38, производили на Липецком тракторном заводе (1958–1961 гг., 26 300 ед.). Для центрального региона машина довольно редкая. Узкая колея и высокий клиренс выдают специфическое назначение машины – предпосевная обработка почвы, посев, междурядная обработка и уборка сахарной свеклы
Экспериментальный Т-5 – разработка КБ Липецкого тракторного завода при участии Московского автомобильного института (МАМИ) (1962–1966 гг.). Особенность – все ведущие и управляемые колёса одинакового диаметра (управление посредством механизма, известного в механике как «мальтийский крест»), двигатель, смещённый вперёд, и центральное расположение кабины. Развесовка Т-5 была 60/40
ВТЗ-2032-10 «Владимирец» выпущен ООО «Владимирский моторо-тракторный завод». Его аналог побывал в пробеге от Владимира до Владивостока и обратно, получив сертификат «Гиннес: мировые рекорды». В сертификате значится: «Василий Хацкевич (Россия) преодолел 21 299 км (13 172 мили) на тракторе. Стартовал и финишировал 25 апреля – 6 августа 2005 года в г. Владимире. Россия, 6 февраля 2006 г.»

НУК «НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИСТОРИИ ТРАКТОРА»

Адрес: 428024, Чувашская Республика, г. Чебоксары, пр. Мира, 1

Тел./факс: (8352) 63-22-94   E-mail: mit@tplants.com   Cайт: www.trackmuseum.ru

Время работы:

Понедельник – выходной

Вторник –
      пятница: с 900 до 1700

Суббота –
      воскресенье: с 1000 до 1700

Стоимость билетов:

Посещение экспозиции – 50 руб.

Фотосъёмка – 50 руб.

Видеосъёмка – 100 руб.

Тест-драйв раритетных тракторов (!)
для экскурсионных групп – 500 руб.

Комментировать ... >>