Опубликовано: ГП 03-2020
Испытания одного из первых автобусов Neoplan N 311 Intercity Tropic Bus, построенного на удлинённом шасси W50 L/Sp. Гана, 1985 г.

Необычный гешефт – автобусы Neoplan-IFA (Часть 1)

Станислав Кирилец
Фото VEB IFA Automobilwerk Ludwigsfelde, IFA Export Zeitung, Auwärter/Neoplan Fotoarchiv, InfoBus, Fotobus, Fototrans, SHB, из коллекций Игоря Шиленкова, Штефана Пизы (Stefan Pisa) и автора

Сначала 1970-х годов ФРГ прочно заняла место главного торгового партнёра СССР, непрерывно росли её экономические и торговые связи с соседней ГДР. Своего апогея «новая политика» достигла к середине 1980-х годов. Усилилось сотрудничество в экономике, началась реализация первых совместных проектов в стоящей на разных уровнях развития автомобильной промышленности двух стран. Пионерами кооперации в этой отрасли выступили известный производитель автобусов Gottlob Auwärter GmbH & Co. KG из ФРГ и восточногерманское государственное предприятие VEB IFA Kombinat Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde.

Во время разгара так называемой «холодной войны» отношений между появившимися на карте Европы двумя новыми странами ГДР и ФРГ почти не было, как и не было взаимного признания. 21 декабря 1972 года два немецких государства подписали Договор об основах отношений между Германской Демократической Республикой и Федеративной Республикой Германии, он вступил в силу 21 июня 1973 года. ГДР получила международное признание, с ней устанавливают дипломатические отношения почти все государства.

В 1972 г. на заводе Gottlob Auwärter в Штутгарте построили первый прототип городского автобуса Neoplan NK 8G, предусмотренного к выпуску в Гане. Поскольку там в то время существовало как правостороннее, так и левостороннее движение (переход на правостороннее был постепенным), на машине поставили двери с обеих сторон

Общность интересов в Африке

Интерес восточных немцев к автопрому Запада понятен, «осси» безнадёжно отставали в развитии этой сферы промышленности от «весси» и были не прочь заполучить технологии соседей вместе с инвестициями. Но какой интерес мог быть у ФРГ к государственному автопрому ГДР? В поставках морально устаревших автомобилей западные немцы не нуждались, в технологиях тоже. Однако в 1970-х годах интересы автомобильной индустрии обеих стран столкнулись на экспортных рынках. Компании из ФРГ, успешно экспортирующие свои машины во все части света, как раз начали освоение рынков развивающихся стран Африки, вступив в конкуренцию с французами, англичанами, итальянцами, шведами, японцами… Там многое зависело от политического расклада.

Один из первых собранных в Гане туристических автобусов Neoplan N 314 Tropic экспортировали в ФРГ. Его заказало кёльнское турагентство Globus Reisen, имевшее отделения в Леверкузене и Бонне. 1974 г.

Ориентировавшиеся на построение социализма государства вели торговлю со странами Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Китаем, туда автомобили из ФРГ попадали лишь в незначительном количестве. Зато техника из стран так называемого «Восточного блока» постепенно проникала в зависящие от Запада государства, строившие капитализм, в первую очередь по причине приемлемых цен. Грузовики из СССР и ЧССР, автобусы из Венгрии стали серьёзными конкурентами на рынках Африки, Азии и Латинской Америки, требованиям сходной со своей собственной специфике они отвечали оптимально. После признания мировым сообществом ГДР на сцене появился новый напористый актёр.

Африканские интересы двух немецких государств пересеклись в Гане. Именно Гану выбрала ФРГ для экономической экспансии в Западной и Центральной Африке. Предпосылками для этого стали более-менее стабильная политическая обстановка, приемлемые условия для инвесторов, наличие морских портов и относительно развитая инфраструктура. В стране рос рынок автомобилей различного назначения.

На обложке заводского проспекта 1985 г. междугородный автобус Neoplan N 314 Tropic с пневматической подвеской и кондиционером – около завода в Кумаси

В 1974 году в городе Кумаси открывается самый первый завод автомобильной отрасли – Neoplan Ghana Ltd, 55% его акций принадлежат Республике Гана, 45% – фирме Gottlob Auwärter, стартовый капитал – 700 тыс. немецких марок. Там будут делать автобусы. Да ещё какие! Известные во всей Европе, постоянные лауреаты международных конкурсов, шикарные и удобные!

Завод Neoplan Ghana в г. Кумаси, 1979 г.

Но для Ганы предусмотрены варианты попроще, специально разработанные для африканских условий, незатейливые и не очень дорогие машины на специальных шасси европейских производителей, названные Tropic Bus. Другие именитые компании предлагали там тоже автобусы, но, как правило, их делали на шасси обычных грузовиков. С ними совместное предприятие Neoplan Ghana успешно вступило в конкурентную борьбу.

В 1978 году открывается второй завод в Аккре, взявший на себя техническое обслуживание и ремонт, годовая производительность до 150 машин. На рынки Ганы и таких соседних стран, как Верхняя Вольта (Буркина-Фасо), Камерун, Мали, Нигер и Нигерия массово поступают добротные лайнеры различной вместимости, построенные в основном на шасси голландской фирмы DAF и оснащённые дизелями воздушного охлаждения Deutz, представительство которых взяла на себя и фирма Neoplan Ghana. Надо заметить, нетипичные для тех мест автобусы с задним расположением двигателя.

Один из цехов сервисного отделения фирмы Neoplan Ghana в Аккре

Однако несмотря на локальное производство кузовов в Гане, их стоимость всё же высока. Компания ищет бюджетную альтернативу, начинается выпуск и классических африканских автобусов на шасси грузовиков Volkswagen и MAN, позднее – Mercedes-Benz. Открывали линейку в 1970–1990 годах машины малой вместимости модели N 305 на шасси Volkswagen LT 31, далее по возрастающей – N 308, N 309, N 310, N 312, N 313, N 314 и вплоть до шикарного двухэтажного лайнера N 322. Затем её дополнили усовершенствованными типами N 411, N 412, N 414… Но мы остановимся на одной редкой модели классической компоновки для того времени, необычной даже для Африки – N 311.

В конце 1977 г. на заводе Neoplan Ghana в Кумаси собрали первый двухэтажный трёхосный автобус N 322/3 Skyliner – флагман в версии Tropic отличался от немецкого аналога N 122/3 раздельными ветровыми и плоскими верхними боковыми стёклами
Типичный Tropic Bus из Ганы – Neoplan N 310 Tropic на шасси DAF с двигателем Deutz. 1983 г.

Gottlob Auwärter / Neoplan

1935
Немецкий кузовной мастер Готлоб Аувэртер, бывший работник каретной мастерской своего отца (позднее фирма Ernst Auwärter KG) и кузовной фирмы Reutter открывает в Штутгарте-Мёрингене собственную мастерскую по производству автобусных кузовов, кабин и фургонов для грузовиков.
1953
Там же основание завода по производству автобусов с несущими кузовами Gottlob Auwärter Karosserie- und Fahrzeugbau KG. Торговая марка Neoplan – акроним от Neuzeitliche Omnibus-Planung – «Планирование омнибусов нового времени».
1956
Первое совместное предприятие с китайским заводом China Youth Automotive, производство автобусов марки Youngman-Neoplan в КНР.
1972
Изменение формы правления, новое название фирмы Gottlob Auwärter Karosserie- und Fahrzeugbau GmbH & Co. KG.
1973
Приобретение бывшего автомобильного завода Hans Glas GmbH в Пильстинге.
1974
Основание совместного предприятия Neoplan Ghana Ltd в Гане. В дальнейшем открываются отделения в ЮАР (Neoplan Southern Africa Ltd), США (Neoplan USA Corp.), Польше (Neoplan Polska Sp. z o.o.), Турции (Neoplan Türkiye).
1981
Открытие завода в Берлине-Шпандау (Западный Берлин).
2001
Включение фирмы в концерн MAN, новое название Neoplan Bus GmbH – часть нового отделения Neoman GmbH группы MAN Nutzfahrzeuge AG. Начало производства на заводе в Плауэне, окончание – в Берлине.
2005
Закрытие завода в Штутгарте.
2015

Прекращение производства в Германии. Бывший завод в Плауэне (ныне Bus Modification Center) занимается только доводкой автобусов, изготовленных на заводе в Анкаре (Турция).

В разные времена проданы лицензии на производство автобусов и имела место совместная работа с заводами: Cametal (Аргентина), Norinco (КНР), Kirloskar (Индия), FAP (Югославия), Karosa (Чехия), МАЗ (Белоруссия), Solaris (Польша), TVM (Словения), MANIKA, AREWA, Göppel, Viseon (Германия).

Примерно в то же время, когда начали работу заводы Neoplan в Кумаси и Аккре, место под солнцем Ганы находит и производитель грузовых автомобилей из ГДР – VEB IFA Automobilwerke Ludwigsfelde (на русский язык это сложное название, расшифровав аббревиатуры, можно вольно перевести как «Народное предприятие Союза автомобилестроения ГДР, Автозавод Людвигсфельде»). С 1965 по 1990 год завод массово выпускал пятитонный грузовик W50 – такова была официальная марка машин с дизелями мощностью 110 и 125 л.с. Но поскольку на эмблеме красовалась надпись IFA, во многих странах их и прозвали «Ифами», в том числе и в СССР. Со временем термин IFA вошёл в обиход в качестве альтернативной торговой марки этих грузовиков, хотя аббревиатура объединяла весь государственный автопром ГДР.

Особенно популярными в Африке были полноприводные грузовики W50 LA/PV

Автомобиль был разработан на заводе «Эрнст Грубе» в городе Вердау (VEB IFA Kraftfahrzeugwerk «Ernst Grube» Werdau) и передан в производство на завод в Людвигсфельде, в его марке и заложено место разработки (W50 = Werdau 50 dt). Добротный и надёжный грузовик постоянно подвергался небольшой модернизации и долго не нуждался в замене. Учитывая запросы клиентов, завод разработал и строил 60 основных модификаций и 240 специализированных версий машины в вариантах 4х2 (W50 L) и 4х4 (W50 LA), что в немалой степени повлияло на её спрос не только в странах СЭВ, но и на рынках развивающихся стран Азии, Африки и Латинской Америки. Всего их сделали 571 789 единиц, из них большинство на экспорт в 53 страны мира. В 1980-е годы доля экспорта в продукции завода достигла 80%. На дорогах стран СНГ и многих других эти автомобили можно встретить и сегодня, кое-где они до сих пор несут военную службу.

Удлинённое шасси W50 L/Sp для автобусов из первой партии 1984 г. с кабиной от грузовика. Людвигсфельде, 2003 г.

VEB IFA
Kombinat Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde

1936
В Людвигсфельде (провинция Бранденбург) открывается завод по производству авиационных двигателей Daimler-Benz Motoren GmbH – филиал концерна Daimler-Benz AG.
1952
На восстановленной площади бывшего моторного завода основано Народное предприятие VEB [Volkseigener Betrieb] Industriewerke Ludwigsfelde (сокращённо IWL), первоначально занятое ремонтом автомобилей и тракторов.
1954
Освоение производства дизельных двигателей и грузовых автокаров DK 2002.
1955
Начало выпуска мотороллеров марки IWL и одноосных прицепов к ним.
1962
Заложен сборочный цех автомобильного завода по производству грузовиков.
1964
Заводы переименованы в VEB IFA [Industrieverband Fahrzeugbau] Automobilwerke Ludwigsfelde.
1965
Начало серийного выпуска грузовых автомобилей W50.
1978
Формирование предприятия VEB IFA Kombinat Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde.
1987
Начало серийного производства грузовых автомобилей L60, параллельно со старой моделью W50.
1990
Прекращение выпуска автомобилей W50 и L60. Формирование фирмы Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde GmbH, часть акций приобретает концерн Thyssen AG, другую – Daimler-Benz AG.
1991
Начало сборки грузовых автомобилей Mercedes-Benz.
1994
Все акции Nutzfahrzeuge Ludwigsfelde GmbH переходят в собственность концерна Daimler-Benz AG. На заводах в Людвигсфельде ведётся только сборка фургонов (в 2006–2016 гг. и марки Volkswagen по кооперации, затем – только Mercedes-Benz).

Кульбит ФРГ – ГДР – Гана

Итак, грузовики W50 появились в Гане и сразу же вызвали интерес. Цены на них были приемлемы, зачастую даже гуманнее, чем на автомобили, собранные в Африке из европейских частей. К тому же ГДР проводила разумную торговую политику, охотно соглашаясь на бартер. Грузовики меняли даже на бананы, из-за дефицита которых тысячи восточных немцев рискуя жизнью бежали через границу на Запад. У руководства филиала Neoplan Ghana это беспокойства не вызвало, ведь автобусы большого класса заводы объединения IFA не выпускали. Поразмыслив немного, западные немцы решили использовать ситуацию с выгодой для себя. В феврале 1984 года началась реализация небывалого до селе гешефта – западные немцы договорились с восточными о совместной разработке «тропического автобуса» Neoplan-IFA (так его прозвали в прессе) и поставке в Гану 100 единиц удлинённых шасси W50 для оснащения их кузовами на месте.

Прототип автобусного шасси W50 L/B-GH на испытаниях. Май 1984 г.

Сначала решили изготовить в Людвигсфельде десять опытных шасси с колёсной базой 4600 мм, но таких там не делали. Предложение о постройке 47-местных автобусов на шасси W50 L/Sp с базой 3700 мм, западные немцы отвергли. Работникам комбината пришлось удлинять эти шасси, дабы увеличить число мест до 55. Капиталисты обязались поставить кузова. В феврале 1984 года в ГДР начались всесторонние испытания первого опытного автобусного шасси с увеличенным клиренсом, к июню они успешно закончились. Вскоре на заводе Gottlob Auwärter в Пильстинге оснастили два шасси кузовами Neoplan и приступили к испытанию автобусов. Один тестировали в ГДР, другой отправили в Гану. Тем временем комбинат в Людвигсфельде изготовил ещё восемь длиннобазных автобусных шасси – они получили название W50 L/B-GH (литера B означала Bus, буквы GH – Ghana). Автобусы для Ганы получили сначала такое же название, как и машины этого класса для рынка ФРГ – Neoplan SK 1 (буквы SK означали «стандартный малый автобус» – Standardkleinbus). Но вскоре индекс модели сменили на N 311 Tropic Bus в модификациях City (55 посадочных мест + 25 для стоящих) и Intercity (55 посадочных мест).

Первый прототип междугородного «тропического автобуса» Neoplan-IFA выглядел даже для Африки скромно, но отличался рациональностью
Первый прототип междугородного «тропического автобуса» Neoplan-IFA выглядел даже для Африки скромно, но отличался рациональностью

Некоторые немецкие хронисты утверждают, что на этом всё и закончилось – восемь готовых шасси в автобусы не превратились. Их оснастили кабинами и лёгкими платформами для перевозки пенопласта и отправили в Дрезден. Действительно, в 2003 году в Людвигсфельде на территории фирмы Thiele GmbH один неизвестный фотограф заснял такое шасси с установленной на нём кабиной от грузовика. Однако судя по сохранившимся фотографиям, только в ГДР испытывали не менее двух автобусов, отличавшихся друг от друга внешне. Есть также достоверные сведения, что и серийный выпуск автобусов Neoplan-IFA в Гане имел место. Это подтверждается как фотографиями, так и короткими репортажами в профильной прессе тех лет.

В 1986 году заводы Neoplan Ghana изготовили в спешном порядке 100 автобусов на шасси MAN по заказу крупнейшего местного пассажирского перевозчика и приступили к сборке новой партии таких же машин. Параллельно началась сборка автобусов Neoplan N 311 Tropic, в том числе и на экспорт. Точных данных о количестве изготовленных машин найти пока не удалось. Известно, что фирма Neoplan Ghana временно взяла на себя представительство грузовых автомобилей W50 и, вероятно, вела их доводку к требованиям местного рынка. Но, судя по всему, совместная работа с ГДР длилась недолго.

Отправленный на испытания в Африку Neoplan N 311 совместного производства ГДР и ФРГ раскрасили полосами в цвет национального флага Ганы. Немцы нашли компромисс – машину украшали эмблемы производителей и шасси, и кузова
В тесноте да не в обиде как пассажирам, так и водителю машины Neoplan N 311
В тесноте да не в обиде как пассажирам, так и водителю машины Neoplan N 311
В тесноте да не в обиде как пассажирам, так и водителю машины Neoplan N 311

В марте 1986 года в Людвигсфельде собрали 19 первых опытных шеститонных грузовиков нового семейства L60 (на сей раз литера L в марке означала конструкцию Людвигсфельде) с двигателями мощностью 180 л.с. Их серийное производство началось в следующем году. На новую машину руководство комбината возлагало большие надежды, особенно на её экспорт. Мощности завода спешно готовили к пополнению модельного ряда, интерес к постройке незначительного количества автобусных шасси старой модели пропал. Ещё одной официальной причиной разрыва контракта ФРГ с Ганой считается недовольство клиентов некоторыми недостатками конструкции автобуса. Доступ к отдельным агрегатам 125-сильного дизельного двигателя был на Neoplan N 311 обеспечен, но для замены всего мотора требовался частичный демонтаж кузова. Кроме того, капот для «нежных» африканских водителей оказался чересчур тяжёлым. Но существовали, безусловно, и другие причины, и исходили они от западногерманских партнёров.

Работники завода в Кумаси очень гордились тем, что их продукция шла на экспорт. На снимке, сделанном 29 июля 1986 г., мы видим первые два автобуса Neoplan-IFA, изготовленные для Нигера, во дворе завода стоят грузовики W50 L
Ещё один Neoplan N 311 на испытаниях в Потсдаме. А, может быть, тот же самый первый, но вместо ромба с надписью IFA решётку радиатора украшает эмблема Neoplan Ещё один Neoplan N 311 на испытаниях в Потсдаме. А, может быть, тот же самый первый, но вместо ромба с надписью IFA решётку радиатора украшает эмблема Neoplan
Комментировать ... >>
Loading...