Школьный автобус Hyundai County С12 LWB HDC7DP
Производитель: | ТагАЗ |
---|---|
Модель: | Hyundai County C12 LWB HDC7DP |
Начало продаж: | 2010 г. |
Цена: | 1 380 000 руб. |
Далекие школьные годы. Минск всего в 30 км, и естественным желанием было съездить развеяться всем классом. А так как последний рейсовый автобус из столицы уходил раньше, чем начиналось театральное представление, за транспортом обращались в родной колхоз, который, конечно, не отказывал. И вот в назначенный час у точки «Ш» (школа) встречались нарядно одетые школьники, учителя в вечерних платьях и блестящий, только что вымытый и пахнущий свежестью… тентованный ЗИЛ-130-78. Процесс посадки и само путешествие на деревянных лавочках тема отдельного рассказа, но тогда нам и такой транспорт был в радость. Вот почему автобус Hyundai County «Школьный», собранный на ТагАЗе, вызвал у меня массу разнообразных эмоций.
Всеобуч
Тех, кто представляет себе салон современного школьного автобуса по экзотическим выставочным экспонатам с пятью или даже шестью сиденьями в ряд, я сильно разочарую. Реальная жизнь очень быстро подрезает крылья любой гениальной идее. Содержать отдельно автобусы для младших и старших классов с различной компоновкой салона, школа пока не может себе позволить. А раз так, то и сидения применяют обыкновенные – ведь в кресло, рассчитанное на выпускника, сядет любой первоклашка, а вот наоборот…
Наш подопечный не исключение – два кресла в ряду по левому борту, одно по правому и четыре в ряд в корме. Последние, естественно, смещены влево – для доступа к аварийному выходу. Единственное, что выдает принадлежность к специальной версии, – усиленное крепление сидений к полу. Конструкция действительно выглядит внушительно, а для уборки можно сказать даже ужасающе – вымыть пол после доставки школяров будет проблематично. Зато на каждой спинке со стороны прохода есть удобный поручень, достанет даже дошкольник.
Вторым существенным отличием является большое количество различных ступенек, позволяющее уложиться в допустимые 200 мм перепада высоты пола. Удивительно, но несмотря на кажущееся бесполезное нагромождение, неприятных ощущений при перемещениях по салону не возникло.
Третий нюанс – полки для портфелей над головами. Они появились вместо бестолковых этажерок в хвосте салона, обязательных по старым требованиям. Теперь ранец всегда под рукой на высоте 1370 мм от пола. Еще бы и крючки для верхней одежды, но нет – пальто придется держать в руках.
Конечно, нельзя не отметить огромную площадку в передней части автобуса, где должен находиться сопровождающий. Так как отдельная штатная единица на эту должность в школах не предусмотрена, обычно школьников сопровождают учителя. Им тоже хочется положить свою сумочку и шляпку на полку, а при необходимости пройти по салону, имея возможность держаться за поручень. Увы, над головой у них ничего нет, а до ближайшего поручня придется сделать марш-бросок. На фоне продуманности остальных компоновочных решений прокол очевиден.
Интересно решена проблема блокировки движения с открытой дверью. Едва вы выжимаете сцепление, чтобы включить передачу, как двигатель глохнет. Причем повторно завести мотор можно и с открытой «калиткой», но попытки тронуться будут обречены на провал. И так до тех пор, пока дверь не закроется.
Технические требования, предъявляемые к автобусам для перевозки детей, достаточно обширны. Нужно отметить, что в 2008 году в них были внесены довольно серьезные изменения, которые четко прослеживаются в конструкции County. Скажу больше: по многим параметрам Hyundai выполняет эти требования с гарантированным запасом.
Единственным пунктом, который, похоже, не удалось полностью выполнить ни одному из отечественных производителей автобусов – это высота 1-й ступеньки. Вернее, с высотой у всех все нормально, вот только средств достижения этой цели пока два – откидная или неподвижная подножка (систему книлинга пока стоит отнести в раздел фантастики). Первый вариант в совокупности с реалиями эксплуатации техники является, по сути, лотереей; ступенька сломается в городе – дело поправимое, а если поломка произойдет в глухой деревне, обездвиженный автобус может задержаться на природе на долгое время. Второй вариант – это отступление от правил. Какой вариант лучше – не мне судить. ТагАЗ сделал подножку неподвижной и с явным запасом – 215 мм от земли вместо допустимых 250 мм. Учитывая, что ширина автобуса с ней 2235 мм при стандартных 2550 мм, особой беды в этом не вижу. Главное – чтобы водитель при проезде узких мест помнил о 200-миллиметровом отростке с правой стороны своей «кареты».
Ответственное дело
Вряд ли кто-то будет спорить, что немаловажным фактором безопасности перевозки детей (и не только) является толковый водитель. Взглянем и мы на ТагАЗовского «школьника» его глазами. Благодаря низкой посадке процесс входа удобный. Выход в принципе тоже, вот только колеса стоит поставить прямо, иначе о чистых брюках придется позабыть.
Рабочее место ничем не отличается от такового в обычной городской машине. Разве что справа нет кресла для прелестной пассажирки или пьяного пассажира, в равной степени отвлекающих от процесса управления.
Впрочем, у школьной версии автобуса есть элемент, который отсутствует в других транспортных версиях – это СГУ с парой микрофонов. Скажу сразу, насколько хорошо они доносят тирады водителя до вольных и невольных слушателей, настолько же ему самому неудобно с ними работать. Дело в том, что микрофон, предназначенный для работы с наружной громкоговорящей установкой, очень короткий, а закреплен на передней стойке и к нему приходится наклоняться. Аналогичный прибор для внутрисалонного общения, наоборот, имеет длинный шнур, который постоянно наматывается на педаль газа. Хорошо хоть пользоваться этими аксессуарами водителям школьных автобусов приходится нечасто, и потому можно на данное упущение просто закрыть глаза.
Зато в остальном полный порядок. Регулируемый в двух плоскостях руль и неплохое кресло. Панель приборов пусть и не является шедевром дизайнерской мысли, но свои функции выполняет. А россыпь клавиш оказывается на удивление удобной и понятной. Кажущиеся сначала мелкими зеркала могут дать фору иным крупногабаритным аналогам, что для работы с вездесущей детворой немаловажно. Вот где чувствуется необходимость круглой линзочки для обзора пространства в районе переднего бампера!
Из недостатков отмечу маленький перчаточный ящик, отсутствие кармашков, полочек и каких-либо еще отсеков для мелочей. Даже куртку повесить не на что, хотя место для всего вышеперечисленного есть. Ну и, конечно, болезнь практически всех автобусов с передним расположением силового агрегата – необходимость выполнять акробатические упражнения при переходе с водительского места в салон. Пару раз исполнив этот номер, я потом просто выходил на улицу и, обойдя вокруг, заходил через пассажирскую дверь – по времени столько же, а мороки меньше.
Зато как хорош автобус в движении! Погонять, понятное дело, задача не стояла, да и «якорь», настроенный на 60 км/ч, этого не позволил бы. Но в условиях города County чувствует себя в родной стихии. Быстрый и уверенный разгон, четкое и легкое переключение передач, рычаг КП, расположенный именно там, где надо. А маневренность какая! Автобус разворачивается практически «на пятачке», и при движении задним ходом не заставляет напрягаться. Для «просачивания» к учебным учреждениям Hyundai оказался лучше, чем я ожидал. Даже обзор оказался на высоте, несмотря на двухсекционные сдвижные боковые форточки, которые на таких машинах обычно мешают.
Напоследок пару слов о ЕТО. Начну с ложки дегтя: неудобным оказался процесс снятия запасного колеса. Чтобы попасть ручкой «коловорота» в механизм лебедки, нужно практически лечь на землю для корректировки процесса «стыковки» этой пары. Понятно, что испачкаться в любом случае придется, но полным водителям согнуться на такой угол будет трудно.
В остальном без замечаний. Крышка капота сверху накрыта дополнительным шумоизоляционным кожухом на липучках. Сняв его, получим доступ к трем замкам, которые достаточно плотно прижимают крышку, и при этом (вот уж действительно чудо для техники отечественной сборки) легко открываются двумя пальцами. В моторном отсеке все ожидаемо – плотная компоновка и удобный доступ к заливным горловинам. То же можно сказать и об АКБ. Стоило бы, конечно, соорудить ящик для инструмента, но это скорее водительское пожелание. Нынешнее размещение необходимого минимума («баллонник», домкрат и «кривой стартер» запаски) у задней стенки вполне жизнеспособно. По крайней мере я без труда достал и положил назад весь комплект.
Полная масса, кг | 6719 (5800)* |
Снаряженная масса, кг | 4380 |
Пассажировместимость, чел., в том числе: детей сопровождающих | 19 18 1 |
Распределение полной массы на 1-ю/ 2-ю оси, кг | 3220 (2850)*/ 3490 (2950)* |
Двигатель:
|
Hyundai D4DD (Euro 3), турбодизель I-4 3907 145 при 2800 мин-1 392 при 1600 мин-1 |
Коробка передач:
|
Механическая M035S5 5/1 |
Подвеска | Зависимая, рессорная с аммортизаторами и стабилизаторами |
Тормозная система | Гидравлическая, двухконтурная, барабанная с ABS |
Колесная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 7,4 |
Вместимость топливного бака, л | 95 |
Аттестат зрелости
Hyundai County оказался не очередным выставочным прожектом, а вполне функциональным агрегатом, готовым занять свою нишу в ряду школьных автобусов. В городе его можно смело использовать в частных школах, практикующих централизованную доставку учеников. По крайней мере заставленные легковушками дворы не станут для него проблемой – даром что ли его длина чуть больше 7 м, а колесная база всего 4. По поводу загородных поездок сказать сложнее, сам ведь не ездил, но судя по высокому клиренсу под 350 мм, отсутствию выступающих под днищем деталей и небольшому свесу, со сбором детей в сельские школы проблем тоже не будет. Девятнадцать полноценных кресел позволяют при необходимости с комфортом доставить на культурное мероприятие в районный или областной центр не только детей, но и их родителей. И о том, что County не гибрид грузового шасси и пассажирского кузова, и даже не «фургонбус», а пусть маленький, но все же автобус, забывать не стоит.