Автобусные прицепы Göppel Midi Train и Maxi Train
Сегодня Göppel Bus GmbH в транспортном сообществе на слуху. А все потому, что в 2006 году немецкая фирма возродила в Аугсбурге промышленный выпуск пассажирских прицепов. На минувшем Busworld в Кортрейке она показала автопоезд Midi Train и тягачи к автопоезду Maxi Train, которые отражают хорошо забытую старую философию перевозки горожан, освоенную еще в XIX веке (подробнее см. «Люди в прицепе»).
Старая идея на новый лад
Главная идея использования пассажирских прицепов заключалась в обеспечении максимальной загрузки автобусных двигателей. Кроме того, это было оправдано с точки зрения эксплуатации подвижного состава: в отличие от двух автобусов аналогичной вместимости поломок было меньше, поскольку у прицепа нет мотора. К тому же налицо экономия на зарплате, ведь второй водитель не требуется. В настоящее время при применении автобусных прицепов на первый план выступают как экономия на зарплате и расходах на приобретение подвижного состава, так и соображения по борьбе с пробками. Прицеп позволяет гибко реагировать на увеличение или уменьшение потока пассажиров. Например, в самые загруженные промежутки времени целесообразно использовать весь автопоезд, а после часа пик прицеп можно оставить на автостанции.
В отличие от такого автопоезда расцепить привычную «гармошку» или многозвенный сочлененный автобус, перевозящий 50% времени воздух, просто нереально. А управляемость лайнера с прицепом даже лучше, чем у машины с полуприцепом. Благодаря электронике бортовой компьютер задает угол поворота задних колес, которые следуют строго по колее передних. Это уменьшает радиус разворота и оптимизирует управляемость всего состава.
Не Германией единой…
В настоящее время только в Германии эксплуатируют 19 длинных и 8 средних сцепок на дюжине линий широко известных транспортных компаний в Потсдаме, Берлине, Хертене, Фюрстенвальде, Камене. В феврале 2010 года две сцепки Maxi поступили в Люксембург. А началось всё с Йохана Рагера, который был назначен руководителем нового проекта.
В октябре 2004 года фирма Göppel подписала контракт с компанией MAN на постройку первого пассажирского 135-местного поезда на базе MAN Lion's City A21 (NL313). Изделие с индексом TM1109 («ГП» № 4, 2006 г.) получило фирменное обозначение Maxi Train и было построено на заводе в Зальцгиттере по заказу транспортной компании Reutlinger Stadtverkehrs GmbH. Тягач, вытянутый на 9415 мм при колесной базе в 6065 мм, находился в составе автопоезда габаритной длиной 22 870 мм. С собственной массой 7 т и снаряженной 14,4 т он мог перевозить фактически до сотни человек: 34 сидя и 54 стоя. Но при всей исключительности и уникальности данный состав был не единственным.
Швейцарская фирма Hess по заказу Scania строит самые большие из современных автобусных поездов с прицепом габаритной длиной 23 270 мм. За основу была взята модель автобуса OmniLink L94 UB, а максимальная вместимость при 65 посадочных местах составила 190 человек. И состав не стал опытным: он до сей поры эксплуатируется в Бранденбурге. А в Гамбурге на маршруте № 256 можно встретить пример иного рода: Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI с прицепом Hess / Zbinden длиной 12,4 м рассчитан на перевозку 44 пассажиров.
Впрочем, конкуренты есть и за пределами Германии. Недавно почтовое ведомство Австрии ÖBB Postbus GmbH заказало и получило в свое распоряжение три автобусных поезда с прицепами APM 5.6 / 13 от компании Hess. Тягачами в них выступают турецкие автобусы TemSA Safari 10 габаритной длиной 10,66 м и TemSA Safari 12 длиной 12 м (две единицы). Поезда рассчитаны на 38 сидящих пассажиров и 49 стоящих.
Опросы пассажиров автобусных поездов показали, что 57% опрошенных дают им оценку «очень хорошо», 24% – «хорошо», 17% поставили отметку «удовлетворительно» и только 2% остались неудовлетворенными от поездки. Другой опрос показал, что 87% респондентов сказали вводу в эксплуатацию пассажирских прицепов «да». Эксплуатируют автобусные поезда Hess-Scania и в столице Таллина. Американская ElDorado поставляет автобусные поезда Transmark RE TRE20 в Сингапур, Японию, Канаду и Австралию, что лишний раз показывает актуальность поднятой темы.
Справка
Göppel Bus GmbH образована в результате слияния Neoplan Omnibus GmbH из Эренхайна и предприятия Markus Göppel GmbH & Cо. из Аугсбурга. Оно расположено в Нобитце/ Эренхайне. В головном филиале в Эренхайне трудится около 120 сотрудников и еще 22 заняты в филиале в Аугсбурге. Под маркой Göppel выпускают автобусы, прицепы, транспортные средства специального назначения длиной от 8 до 12 м. Фирма производит на автобусных шасси передвижные библиотеки и радиовещательные станции, автолавки и автобусы для перевозки заключенных. Кроме того, по лицензии Kiel и Vögel фирма занимается производством автобусных кресел для междугородных лайнеров MAN, выпускаемых в Германии. В 2008 году общий оборот компании составил 20,8 млн. евро.
Train означает «поезд»
Компания Göppel небольшая, сегодня здесь трудится полторы сотни человек. Но по масштабу деятельности ее размах довольно внушителен: созданные ее специалистами пассажирские автобусные поезда десятками курсируют по всей Германии. Лозунг «Традиции и прогресс» как нельзя лучше отражает философию фирмы: она образовалась путем слияния двух независимых компаний, основанных в 1923-м и 1898-м годах.
Под брендом Göppel выпускают несколько видов пассажирской техники, от 19-местных автобусов Mini4travel S на шасси Mercedes-Benz Sprinter до автобусных поездов на платформе MAN Lion’s City с прицепами суммарной вместимостью 190 человек. Особый интерес ряда европейских транспортных компаний вызывают средние городские автобусы MAN Lion’s City М A35 длиной 8610, 9575, 9775 и 10 490 мм. Не обделена вниманием и модель MAN Lion’s City А22. И все-таки наибольшую известность в среде перевозчиков компании принесли ее автобусные поезда Midi Train и Maxi Train, способные брать на борт до 150 и до 190 человек соответственно. На прицепах смонтированы одна салонная и 4 внешних видеокамеры, дисковые тормозные механизмы и электронная двухконтурная система с ABS, EBS и ESP.
Простая арифметика
Эксперты подсчитали и пришли к выводу, что многозвенные «гармошки» для небольших городов убыточны. Пригородные лайнеры и городские машины длиной 15 и 13,7 м тоже не решают проблему в полном объеме. Теоретически брешь могли бы закрыть классические 12-метровые автобусы. Но в час пик их требуется вдвое больше. Вот вам и выход – пускать на линию автобус с прицепом. Для часа пик больших городов отлично подойдет Maxi Train, а для населенных пунктов поменьше сгодится и Midi Train. В часы пик им надлежит ездить с прицепом, а в промежутках между ними – без.
Автопоезд | Göppel Midi Train | Göppel Maxi Train | Göppel Maxi Train | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Тягач | MAN Lion’s City M A35 NM224 | MAN Lion’s City M A35L NM284 | MAN Lion’s City A21 NL313 | MAN Lion’s City M A22 NL223F | MAN Lion’s City M A21 NL263F | |
Общая пассажировместимость, чел. | 61 | 79 | 84–87 | 81–93 | ||
Мест для сидения/ для стоящих пассажиров | 21/ 40 | 29/ 50 | 34+2/ 48–51 | 24–44/ 49–57 | ||
Длина (со сцепным устройством), мм | 9695 (9726) | 10 395 (10 426) | 11 980 (12 009) | 10 500 (10 529) | 11 210 (11 239) | |
Ширина без зеркал/ высота, мм | 2380/ 2995 | 2380/ 2995 | 2500/ 2985 | 2550/ 2985 | 2550/ 2985 | |
Колесная база/ передний свес, мм | 4410/ 2465 | 5110/ 2465 | 5875/ 2700 | 4395/ 2700 | 5105/ 2700 | |
Задний свес (со сцепным устройством), мм | 2820 (2851) | 3405 (3434) | 3405 (3434) | |||
Угол въезда/ съезда, град | 7/ 7 | 7/ 7 | 7/ 7 | |||
Высота входа/ клиренс, мм | 320/ 280 | 320/ 280 | 320/ 280 | |||
Допустимая полная масса, кг | 16 550 | 18 000 | 18 000 | |||
Распределение массы по осям, кг | 6200/ 10 350 | 7245/ 11 500 | 7245/ 11 500 | |||
Радиус разворота, мм | 18 020 | 20 080 | 11 090 | 9010 | 10 000 | |
Шины передней и задней оси | 2х275/70 R22,5 и 2х385/ 55 R22,5 | 2х275/ 70 R22,5 и 4х275/ 70 R22,5 | 2х275/ 70 R22,5 и 4х275/ 70 R22,5 | |||
Диски передней/ задней оси | 7,5х22,5/ 11,5х22,5 | 7,5х22,5/ 11,5х22,5 | 7,5х22,5/ 11,5х22,5 | |||
Вместимость топливного бака, л | 200 | 200 | 200 | 280 | ||
Двигатель:
|
MAN D 0836 LOH EEV, турбодизель, I-6 6871 250 при 2300 мин-1 1000 при 1200–1800 мин-1 |
MAN D 0836 LOH, урбодизель, I-6 6871 280 при 2400 мин-1 1100 при 1200–1650 мин-1 |
MAN D 2066 LUH, турбодизель, I-6 10 518 310 при 1700 мин-1 1550 при 1000–1400 мин-1 |
MAN D 2866 LUH, турбодизель, I-6 11 967 310 при 1900 мин-1 1400 при 900–1300 мин-1 |
MAN D 2066 LUH EEV-OBD2, турбодизель, I-6 10 518 360 при 1000–1400 мин-1 н.д. |
MAN E 2876 LUH, турбодизель, I-6 12 820 320 при 1600–1800 мин-1 н.д. |
Коробка передач | ZF 6HP504 или Voith D854.5 | ZF 6HP504 или Voith D854.5 | ZF 6HP504 или Voith D854.5 | |||
Длина автопоезда, мм | 19 600–20 300 | 19 600–20 300 | 23 000 | 23 000 | ||
Комбинация длины прицепа, мм | 10 054 | 10 054 | 11 169 | 11 169 | ||
Макс. вместимость автопоезда, чел. | 129–130 | 147–149 | 165–190 | 162–195 | ||
Максимальная скорость, км/ ч | 85 | 85 | 85 | 85 |
Опытная езда в реальных условиях, например, показала, что Midi Train расходует в среднем 39,1 л / 100 км, тогда как на том же маршруте сочлененный автобус – 52,8 л / 100 км. Разница при одной смене составляет 26,5 л.
У состава Maxi Train потребление горючего выше, чем у Midi Train, и составляет около 45 л / 100 км. Но при грамотном использовании техники и он обеспечивает выгоду: затраты на его приобретение на 10% меньше стоимости покупки двух соло-автобусов. Три сцепки Midi Train и три сцепки Maxi Train в сравнении с эксплуатацией обычного автобусного автопарка позволяют сэкономить 71 000 л дизельного топлива. Ежегодный общий пробег снижается также за счет отказа от разгрузочных автобусов – при пробеге 108 тыс. км экономится около 34 000 л солярки. Экономия на 3 автобусах и 6 водителях означает сокращение занятого персонала, снижение расходов на амортизацию и обслуживание. В совокупности с размером зарплаты и другими расходами годовая экономия предприятия, применяющего сцепки Göppel в холмистой местности в качестве регионального транспорта, составляет 270 тыс. евро, а это уже цена нового автобуса. Причем цифра не учитывает последующую экономию за счет замены автобусов по выходным и в периоды отпусков.
В ходе улучшений в 2009 году механический рулевой механизм сцепок Göppel был заменен недавно разработанным электрогидравлическим устройством. Это повысило комфорт пассажиров, улучшило способность следования за тягачом на высоких скоростях, а также снизило шум даже на небольшой скорости. Кстати, у хорошего хозяина срок службы автобусного прицепа вдвое превышает срок службы автобуса-тягача.
Нельзя сбрасывать со счетов и экологический аспект: автопоезд производит меньше выхлопов, чем сочлененный аналог или два автобуса той же вместимости. И хотя парк таких транспортных средств в мире невелик, перспектива их более широкого использования вырисовывается все отчетливее. Кризис еще не закончился, и когда как не сейчас уметь не только считать деньги, но и привыкать их экономить.
Прицеп | G10 Midi Train | G11 Maxi Train | ||
---|---|---|---|---|
Общая пассажировместимость, чел. | 68 | 70 | 81 | 102 |
Число мест для сидения | 36 | 32 | 42 | 30 |
Число мест для стоящих пассажиров | 32 | 38 | 39 | 72 |
Длина/ ширина/ высота, мм | 10 054х2380х2880 | 11 169х2550х2880 | ||
Колесная база/ передний свес, мм | 5000/ 1705 | 6065/ 1755 | ||
Высота салона, мм | 2380 | 2380 | ||
Высота входа/ дорожный просвет, мм | 340/ 320 | 340/ 320 | ||
Собственная/ полная масса, кг | 6800/ 12 400 | 7200/ 14 490 | ||
Распределение массы по осям, кг | 6200/ 6200 | 7245/ 7245 | ||
Тормозные механизмы всех колес | Дисковые | |||
Тормозная система | Электронная, двухконтурная, с ABS, EBS, ESP | |||
Число и размер шин (дисков) | 4х275/70 R22,5 (7,5х22,5) | |||
Максимальная скорость, км/ ч | 60 | 60 |