Развозной электрофургон Morris JE
Зима на дворе. Самое время поговорить о мороженом. А вот и повод: в Великобритании возрождена знаменитая марка Morris-Commercial. Стартап с таким названием намерен с 2021 года начать производство электрического развозного фургона Morris JE, внешне стилизованного под Моррис J-Type 1950-х годов. Уже и цена объявлена – около 60 000 фунтов стерлингов
Премьеру электрофургона устроили 13 ноября в лондонском Музее дизайна. За рулём въехавшего в зал авто сидела сама доктор Цюй Ли, глава Morris-Commercial Ltd, одетая по случаю в платье и жакет под цвет кузова. За кокетливым нарядом и широкой улыбкой скрывалась настоящая хищница. Вряд ли кто-то из гостей церемонии знал, что предыдущие автомобильные проекты госпожи Цюй Ли привели к потере 6850 рабочих мест в Бирмингеме и Лонгбридже.
Осадок выпал
Её 450-страничная докторская диссертация в университете Лидса называлась «Влияние добавок ванадия и азота на характеристики укрупнения зёрен титановых сталей». А в 2009 году специалист по управлению проблемными активами с 25-летним опытом за плечами доктор Цюй Ли стала героиней крупного скандала с перепродажей знаменитой компании MG-Rover. Цюй Ли наняли консультантом в тяжёлый для фирмы период. В результате в 2006 году активы MG-Rover за подозрительную сумму 53 млн фунтов стерлингов стали собственностью китайского завода Nanjing Automotive, а производство перенеслось в Поднебесную. Собственностью автозавода в Нанкине стал также моторостроительный завод Powertrain Ltd. А вскоре после этого Nanjing Automotive была поглощена Shanghai Automotive Industry Corporation (SAIC), которая ранее проявляла живой интерес к старинной британской марке.
Детали правительственного расследования этого случая опубликовала 23 сентября 2009 года газета The Daily Mail. Британцы узнали, что Цюй Ли является дочерью одного из самых влиятельных менеджеров Nanjing Automotive и чуть ли не основателя этой фирмы – Ли Си Цзю. Также выяснилось, что за 15 месяцев консультаций Цюй Ли получила от MG-Rover баснословный гонорар 1,7 млн фунтов стерлингов. Причём во время работы она состояла в близких отношениях с топ-менеджером MG-Rover Ником Стивенсоном.
В кризисный период фирмой управляла «четвёрка из Феникса» (четверо старших менеджеров Phoenix Venture Holdings: Питер Биэл, Ник Стивенсон, Джон Тауэрс и Джон Эдвардс), прозванных так по аналогии с «Кембриджской пятёркой» шпионов, работавших на СССР. За пять лет «четвёрка» получила в общей сложности 36 млн фунтов стерлингов зарплаты, и это когда их компания едва сводила концы с концами и выпрашивала государственную субсидию.
Алло! Это китайская разведка?
Если добавить к этому стоимость расследования, длившегося 4 года и обошедшегося британскому налогоплательщику в 16 млн фунтов стерлингов, то афера с продажей в Китай ливерпульского завода лёгких грузовиков LDV, к чему тоже приложила руку доктор Цюй Ли, покажется мелочью. Заводом владел Олег Дерипаска, а покровительствовал ему государственный секретарь по бизнесу, энергетике и промышленной стратегии лорд Мандельсон. Однако в 2008 году что-то пошло не так, и правительство Великобритании отказало LDV в финансовой поддержке в объёме 20–30 млн фунтов стерлингов. Дерипаска продал дело, и завод отправился куда? Понятно, на китайский SAIC!
Немудрено, что всполошилась британская контрразведка МИ-5, заподозрив во всём случившемся работу китайских спецслужб. И, коли так, работу виртуозную. Стоит вспомнить, как консорциуму, состоящему из канадской Magna и российского «Сбербанка», так и не дали стать владельцем компании Adam Opel AG, хотя риск утечки в Россию новейших американских технологий был минимальным. Тут же всё прошло гладко, и доктор Цюй Ли как ни в чём не бывало улыбалась перед камерами в лондонском Музее дизайна, представляя свой новый продукт – Morris JE.
Ностальгический развод
Об устройстве Morris JE пока сообщают немногое. Новинку характеризует модульное шасси и углепластиковый кузов. Нам сулят один из самых лёгких автомобилей в своём классе. Находясь в границах наилегчайшего сегмента коммерческих транспортных средств полной массой до 2,5 т, Morris JE будет способен принимать на борт до 1 тонны груза, что более свойственно транспортным средствам класса 3,5 т. Вместимость кузова составляет 5,5 м3, в него входят два стандартных европоддона. В семействе предусмотрены ещё пикап и микроавтобус. Эффективные литий-ионные аккумуляторы обеспечивают пробег до подзарядки 240 км. Гораздо больше говорится пока о внешности Morris JE, а она недвусмысленно намекает на культовый фургон Morris J-Type. Его разработала в 1949 году компания Morris-Commercial. После образования в 1952 году British Motor Corporation из названия фургона исчезло приложение Commercial. Всего до 1961 года выпущено 48 600 этих машин.
Очевидно, унаследовав марку Morris-Commercial через MG-Rover, создатели Morris JE задумали сделать «мимимишную» внешность фургончика одним из его конкурентных преимуществ. Решение спорное. Как известно, ностальгия – спутница тупика. Индивидуума она охватывает с приближением старости, целые социумы – в период духовных и экономических кризисов. На этом чувстве спекулируют все кому не лень: от производителей ширпотреба до государственных деятелей. Ностальгические проекты недолговечны: у каждого следующего поколения найдутся свои поводы всплакнуть об ушедшем. Несколько проектов «ностальгических» легковых автомобилей, попыток принудительно навязать культ не принесли желаемого результата: Chevrolet SSR, Chrysler Prowler, Chrysler PT Cruiser, Fiat 500, Ford Thunderbird, Nissan S-cargo, Volkswagen New Beetle. В прошлом нет будущего. Если, конечно, им не заинтересуются правоохранительные органы. Помнит ли об этом госпожа Цзинь Ли или просто зарабатывает свои очередные 1,7 млн фунтов?
Про мороженое
Джузеппе Делла Камера торгует мороженым в лондонском парке Wandsworth Common из фургончика Morris-Commercial J-Type. Приобрёл по случаю у одного фермера. У того он служил курятником. Заплатил 2000 фунтов стерлингов. Вложил в реставрацию 35 000.
Однажды по парку гулял Мик Джаггер с сыном. Купили пару порций мороженого, а потом сэр Мик решил впридачу приобрести и сам фургончик. Предложил 100 000 фунтов стерлингов. Джузеппе Делла Камера отказал.
Мороженое в опасности
Расчёт, разумеется, существует. Прежде всего Цзинь Ли держит в уме вступивший в силу 8 апреля 2019 года в Лондоне закон о зонах со сверхнизкими выбросами вредных веществ – Ultra Low Emission Zone (ULEZ). Euro 4 для бензиновых и Euro 6 – для дизелей, минимум. Въехать на ином автомобиле в границы, очерченные ULEZ, конечно, можно, но обойдётся это для машины полной массой до 3,5 т в 12.50, а более тяжёлой – в 100 фунтов стерлингов. Пощады не будет даже местным жителям – с них начнут взимать экологический оброк с 24 октября 2021 года. Инвалидам сделана поблажка до 26 октября 2025 года. Ещё одна поблажка – лондонским таксомоторам. Про знаменитые автобусы-даблдеккеры и фургончики мороженого в законе ничего не сказано.
С последними в Великобритании ведётся настоящая война. Глава городского совета Шеффилда в начале июня 2019 года запретил передвижные киоски мороженого Mr. Whippy’s по причине того, что фургончики работают на дизелях. В Кэмдене и Вентсминстере власти определили зоны, где нельзя торговать мороженым из фургончиков. Видя такой расклад, компания Nissan договорилась с мороженщиком Mackie’s of Scotland (кстати, использующим на своей семейной ферме энергию ветра и солнца) и выпустила прототип электрического фургона-киоска e-NV200. Первый электрофургон-мороженое в Великобритании! В отличие от Morris JE, существующего пока лишь в демонстрационном макете и анимации, здесь всё предметно: базовая модель e-NV200 выпускается и включена в список моделей, полностью отвечающих условиям ULEZ (т.е. выброс CO2 у них менее 50 г/км, и они могут проехать не меньше 112 км вообще без выбросов). Благодаря литий-ионным батареям с энергоотдачей 40 кВт.ч запаса хода Nissan e-NV200 хватает на 200 км. Оборудование фургона приводится в действие батареями Nissan Energy Roam, отслужившими своё в роли тяговых батарей на электромобилях. Крыша фургона покрыта солнечными батареями для подзарядки оборудования. Для пущей «экологичности» предусмотрена бесконтактная форма оплаты карточкой.
Управляющий британским отделением Nissan Motor господин Кальяна Сиваньянан заявил по этому поводу: «Устраняя вредные выбросы из выхлопной трубы и расширяя использование возобновляемой энергии, в особенности на этапе «последней мили», мы можем помочь сделать этот мир лучше для всех».
Несколько поколений британцев с детства помнят эти смешные разноцветные фургончики. Ice-cream van – это мощный социально-культурный образ, близкий и понятный широким слоям общества, столь же яркий, как красные телефонные будки и чёрные таксомоторы. Все эти образы живы, поскольку им на замену так и не было предложено ничего более достойного. В 1960-е по всей Великобритании насчитывалось около 20 000 фургончиков мороженого. Сегодня осталось чуть больше 5000, хотя население городов давно уже обгоняет по численности сельское. Наверное, ice-cream van можно расценивать как индикатор традиционной экономики. Но как впишутся в эту картину волны возмущения против мороженого как такового, как вредного продукта? Происходящее вокруг нас лучше понимают люди вроде госпожи Цзинь Ли.
Про фургончик
Morris J-type – один из знаковых коммерческих автомобилей в британской истории. Созданный с нуля по бескапотной схеме, он выгодно отличался от фургонов, спроектированных на основе легковых и лёгких грузовых автомобилей. В основе J-type (и его близнеца Austin 101) лежала простая лонжеронная рама. Поперечины были приварены сверху, выходили далеко за лонжероны и таким образом служили консолями для поддержки будущего кузова. В наиболее распространённом кузове фургона боковые двери сдвигались, что было очень удобно в стеснённых городских условиях. Концепция в целом была подсмотрена у американских довоенных фургонов для развозки почты и молока. Выгоду Morris J-Type оценили многие известные марки: Cadbury, Carlsberg, Dunlop, John Lewis, OXO, Pickfords, Royal Mail и Walls.