Городской автобус MAN Lion's City Т A78
Конец учебного дня. Студенты штурмом берут мой Ikarus 260, чтобы проехать две остановки до метро. Просьбу не втискиваться в автобус, так как сзади подъезжает МАЗ-105, воспринимает только с десяток человек. Именно они и уезжают к заветному метро, а остальные наблюдают, как мой лайнер, куда они так здорово «утрамбовались», медленно проседает на пневморессорах. Объявляю: «Автобус дальше не идет!» – и вся толпа нехотя вываливается на улицу. Вот так большая пассажировместимость, которой славились венгерские машины, не раз играла с ними злую шутку.
Я не узнаю вас в гриме
Мимо этого автобуса можно пройти и не остановиться – мало ли вокруг MAN A74? А когда оглянетесь, увидите, что «личико»-то у него, как у низкопольного MAN A21. А если, задумавшись, все же вернетесь и заглянете в салон… Так и попал к нам на тест этот «полунизкопольник».
Внутри автобус разделен строго на две части – одна для тех, кто поедет сидя, вторая для тех, кому придется стоять. Нет, стенку, конечно, никто не ставил, но разделение очень четкое: в передней части автобуса всего одно сиденье, а в задней напрочь отсутствуют горизонтальные поручни под потолком. Впрочем, на фото все хорошо видно. Отмечу только, что сидеть там удобно. Над головой ничего не нависает, а шум двигателя не давит на уши.
Желающим выйти достаточно нажать на кнопку на поручне, и водитель будет оповещен звуковым и световым сигналом. Вот только кнопки, установленные в соответствии с нормативами, постоянно попадают «под руку», даже когда нажимать их совсем не собираешься. Может, пришло время пересмотреть нормы?
Учитывая, что откидной трап расположен только у 2-й двери, у места крепления инвалидного кресла – отдельная кнопка оповещения, сигнализация с которой является приоритетной. Кстати, для раскладывания трапа на крышке предусмотрена петля, и водителю не нужно возиться со съемным крюком, как у отечественных аналогов.
Приводы дверей различные: у 1-й – обкатывающий, у 2-й – сдвижной тип на поворотном шарнире. Разумеется, створки имеют защиту от защемления, как на закрытие, так и по инициативе MAN на открытие, встретив препятствие на пути, она автоматически возвращается в исходное положение. Но сопротивление должно быть либо очень сильным, либо прилагаться в торец, иначе препятствие дверь может и «проигнорировать».
Естественно, что, как любая приличная городская машина, A78 умеет «приседать» – в районе 1-й двери на 100 мм, а у 2-й – на 70 мм. Следует только помнить, что делать это необходимо до открытия дверей, иначе «фокус» не получится.
Рассказывать о кабине особенно нечего. Интерьер аналогичен MAN A21, разве что экзотическая ножная кнопка включения микрофона сменилась привычной клавишей на панели да исчезло превосходное внутрисалонное зеркало. Сказать, что по комфорту рабочее место водителя стало хуже, язык не поворачивается – скорее исчезли некоторые «фенечки». Так, стенка за его спиной стала глухой, а дверца сузилась, хотя в ней по-прежнему есть карман. О размерах «перчаточного ящика» над головой говорит тот факт, что водитель может убирать в него перчатки, не вынимая их из карманов дубленки. Эх, еще бы и кабину, отгороженную от салона…
Снежная целина
Именно по снежной целине нам и довелось тестировать автобус. Три дня назад мы успешно откатали MB Atego, а теперь вокруг белоснежного MAN крутились снежные вихри. Ну и ладно, «печки» – на максимум, обогрев зеркал – на «вкл.» и вперед. Надо отдать должное, снег с зеркал сошел быстро, а воздух из дефлекторов на панели пошел такой горячий, что автономный отопитель пришлось почти сразу выключить, а вентилятор переключить со 2-й скорости на 1-ю. Да и огромный салон прогрелся довольно быстро. А ведь сначала у меня были сомнения, что при отсутствии «тепловых пушек» стандартные бортовые обогреватели справятся с этой задачей.
Прокатиться по «динамке» нам не удалось – в снегопад ее закрывают, чтобы не создавалась ледяная подушка из снежного наста. А на обычных дорогах полигона разгоняться больше 75 км / ч не рискнул – снег валил не переставая, а полностью надеяться на ESP и авось я не привык. Так что заявленная «максималка» 85 км / ч и срабатывание на этой отметке ограничителя остались на совести конструкторов MAN. Зато с уверенностью могу сказать, что на 10-сантиметровой снежной целине порожний автобус на скорости 70–75 км / ч ведет себя ничуть не хуже, чем на асфальте. Управляемость на снегу тоже «на высоте», а с полной загрузкой, когда вес автобуса будет больше, она только улучшится.
В целом автобус понравился, но есть один нюанс, о котором хотелось бы рассказать, вдруг пригодится. Разнообразное маневрирование и движение на высоких скоростях по снежному покрову не прошло бесследно – загорелась надпись «Неисправна АBS», и в какой-то момент я почувствовал, что автобус стало тянуть вправо. Причем никакими посторонними звуками и наклонами, характерными для спущенного колеса, этот процесс не сопровождался. Остановились, осмотрели колеса – все накачаны. Попробовал продолжить движение, но MAN определенно стремился к обочине, и мы двинулись к стоянке. И только при большом вывороте вправо я увидел в зеркало, что правое переднее колесо подклинивает. Причем на асфальте все в порядке, а чуть прикатанный снег – скользит как лыжа. Дабы не расписывать всю эпопею по выявлению причин возникновения неполадки, сразу перейду к методу ее лечения. Необходимо просто… заглушить двигатель и немного постоять на месте. Снег растает, надпись на панели гаснет – автобус готов к дальнейшей работе.
А вывод достаточно прост – дороги надо чистить до выхода общественного транспорта на линию. А если начальство все же заставило вас «торить санный путь», делайте это аккуратно. Удел MAN A78 – не изображать из себя снегоход, а с комфортом возить людей, хотя отсутствие болтающихся шлангов и проводов под днищем допускают и первый вариант.
Отмечу, что A78 неплохо подготовлен к проведению ЕТО и к текущим ремонтам. Все основные горловины и элементы контроля в зоне доступности. АКБ и яркий тумблер выключения «массы» размещены вдоль борта в заднем свесе. Там же есть и довольно большой отсек для инструмента. А как вам сгруппированные для диагностики выводы пневмосистем с подписями на русском языке? Запомнилось и то, что моторный отсек не опоясан ремнями, значит, при обрыве одного не придется снимать еще пару. Да и количество технологических люков в полу салона впечатляет. Удобен доступ и к электрооборудованию. Если с тахографом, магнитолой или блоком управления вентиляцией что-то случится, вам не придется ковырять панель. Распахните крышку коммутационного блока и можете демонтировать их без лишних сложностей. Ясно – делалось для людей.
Безразмерный?
Появление в России автобуса с подобной компоновкой осталось для нас загадкой – узкоспециализированная машина, у нас к этому еще не готовы. Есть, правда, подозрение, что виной всему наши таможенные пошлины, которые недавно были несколько мягче к автобусам с большой пассажировместимостью, но это только догадки.
Понятно, что найдутся те, кто скажет: «А чего гадать? Надо пользоваться размерами по полной!» Не рекомендую. Большие накопительные площадки – не повод ставить MAN Lion’s City A78 на замену сочлененным или 15-метровым автобусам при вывозе болельщиков с футбольных матчей. Он будет хорош в межпиковое время, когда мамы с колясками везут детей на прогулку, а люди с ограниченными возможностями выезжают в магазины или поликлиники. Или в выходные дни, когда молодежь едет кататься на лыжах, а родители наконец-то находят время покатать детей на санках. Оценят его и при обслуживании какого-нибудь строительного гипермаркета, откуда нужно привезти вещи не такие уж и тяжелые, но достаточно объемные и негабаритные (карнизы, плинтусы и т. п.). На всякий случай стоит обратить внимание на этот автобус и оркестрам силовых и других структур, выступающих на торжественных мероприятиях, хватит места и для оркестрантов, и для большого количества инструментов с парадной одеждой. А для небольших аэропортов эта машина вообще может стать универсальной.
Хорошо бы его задействовать и на пригородных перевозках. В деревнях и небольших поселках тоже живут молодые родители, которым нужно съездить в райцентр, а коляска входит далеко не в каждый автобус. Особенно это заметно летом, когда пенсионеры, пытаясь хоть как-то поправить свое финансовое положение, везут на городские рынки огромные корзины, ведра и мешки с выращенным урожаем. Для них такой автобус будет просто кладом. Но возникает два вопроса. Потянут ли наши районные АТП покупку и обслуживание этой недешевой машины? И смогут ли найти водителей, готовых принудительно прекратить посадку и тем самым спасти подвеску и дороги от преждевременного уничтожения?
Полная масса, кг | 17 800 |
Пассажировместимость, чел.
|
80 26 |
Распределение полной массы по осям, кг | 6300/ 11 500 |
Двигатель:
|
MAN D0836LOH55 Euro 4, турбодизель I-6 6871 280 при 2300 мин-1 1100 при 1200–1800 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 6HP504, гидромеханическая 6/1 |
Передняя подвеска | MAN VOK-07-B, зависимая пневматическая с 2 амортизаторами, стабилизатором и регулятором положения кузова |
Задняя подвеска | MAN HY-1336-B, зависимая пневматическая с 4 амортизаторами и 2 регуляторами положения кузова |
Главная передача | Гипоидная с передаточным числом главной передачи 5,571 |
Тормозная система | Дисковая с EBS (ABS / ASR) |
Колесная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 10,98 |
Вместимость топливного бака, л | 125+175 |
Шины | Continental HDC1, 295/80 R22,5 |
Максимальная скорость, км/ч | 85 |
А еще следует учесть появившуюся моду праздновать свадьбы и дни рождения в арендованных автобусах, троллейбусах и даже трамваях. Для этого MAN A78 – идеальный вариант. Такой «танцплощадки» в общественном транспорте мне еще встречать не доводилось, да и отдельное место для тамады предусмотрено.
Кстати, конец истории об Ikarus 260 совсем не печальный… Через 200 м компрессор уже накачал достаточно воздуха в подвеску, чтобы я мог продолжать работу на маршруте. Вот радовались пассажиры на следующей остановке, входя в абсолютно пустой салон…