Глобальный саммит общественного транспорта UITP-2019
С 10 по 12 июня в Стокгольме проходил глобальный саммит общественного транспорта UITP-2019. Конгресс, организованный Международным союзом общественного транспорта (МСОТ/UITP) остаётся крупнейшим специализированным форумом в мире, где собираются ведущие эксперты в сфере городского транспорта, аналитики рынка, политики и законодатели со всей планеты.
Усиливается тенденция к переселению людей в крупные города и мегаполисы. В связи с этим в МСОТ прогнозируют интенсивный рост пассажиропотока, который к 2025 году увеличится вдвое. Одновременно будет расширяться сеть маршрутов, сократятся интервалы движения. Обо всём этом говорилось на конгрессе. Но главный тренд, отмеченный специалистами во время конгресса, – это замена устаревающих пассажирских машин с традиционным ДВС на экологичный транспорт. Новинки, поступающие им на замену, технически очень сложны, а потому возникают проблемы с подготовкой специалистов.
Остро стоит проблема ключевой системы связи 5G, что стало актуально после американских санкций против китайской Huawei. Городским пассажироперевозчикам придётся столкнуться с темой автономного вождения и это направление будет активно развиваться в ближайшие годы с Китаем или без него.
Scania
Самой заметной новинкой выставки, по общему мнению, стал урбанистический беспилотный прототип Scania NXT, чья идея пересекается с концептом Rinspeed Snap. По утрам и вечерам Scania NXT «оденет» автобусный кузов и будет перевозить пассажиров на работу в часы пик. Днём с уменьшением пассажиропотока пассажирский кузов можно сменить на грузовой для доставки товаров в пределах городской черты. В ночное время на Scania NXT можно установить коммунальное оборудование для уборки дорог или вывоза мусора. Многофункциональная модульная система в основе имеет 8-метровое шасси, в межосевом пространстве которого размещены цилиндрические аккумуляторные батареи, электроника и система беспилотного вождения и ориентирования в пространстве. При сравнительно небольшом весе транспортного средства, полная масса будет достигать 7,5 т, а дальность действия с одной полной зарядки АКБ будет достигать 245 км. Автобусный модуль выполнен из прочного пластика. Программно-аппаратный автопилотный комплекс концепта действительно достигает автономного уровня вождения Level 5.
Volvo
Другой шведский автопроизводитель, компания Volvo Buses, анонсировала дебют нового сочленённого электробуса Volvo 7900 Electric Articulated, рассчитанного на перевозку 150 пассажиров. Официальная презентация новой машины, оснащённой электродвигателями общей мощностью 540 л.с., состоится осенью на выставке Busworld-2019 в Брюсселе. Новинка сейчас проходит период активных тестов в Гётеборге. Электробус будет доступен в двух вариантах длины – 18 и 18,7 м. Аккумуляторы подзаряжаются через высоковольтные станции быстрой зарядки на конечных точках маршрута или на ночной зарядке в депо от стандартного порта CCS. По сравнению с аналогичным дизельным автобусом новый электробус эффективнее на 80%.
Van Hool
Бельгийский Van Hool N.V. также нацелен на водородный рынок. Уже подписан контракт с немецкими перевозчиками из Кёльна (RVK Köln) и Вупперталя (WSW Wuppertal) на 40 машин Van Hool A330 Fuel Cell. Гибридные автобусы (водород + аккумуляторные батареи) базируются на двухосном 12-метровом шасси типа Van Hool New A330. Их оснащают новейшими топливными элементами FCvelocity-HD85 компании Ballard Power Systems и тяговым электродвигателем Siemens PEM мощностью 210 кВт. Система содержит вспомогательные устройства, отвечающие за подачу водорода и кислорода под рабочим давлением, за рециркуляцию неиспользованного газа, поддержание стабильной температуры в блоке топливных элементов. В салоне электробуса установлено 29 кресел, а также 46 (для Кёльна) или 49 (для Вупперталя) мест для стоящих пассажиров. Van Hool начала строить пассажирские машины на топливных элементах для американского рынка с 2005 года, а для европейского – с 2007 года. К настоящему времени бельгийцы выпустили более 110 водородных автобусов, 21 из которых приобрели покупатели из Северной Америки и 90 из Европы.
Solaris
На протяжении нескольких лет производство экологически чистого транспорта является для Solaris Bus & Coach S.A. первостепенной задачей. В Стокгольме мировую премьеру справил новейший безэмиссионный электробус Solaris Urbino 12 Hydrogen 4/4, оборудованный водородными топливными элементами. Установленные на борту водородные топливные элементы, используя обратный процесс электролиза, генерируют значительное количество электроэнергии.
Как отмечают специалисты, использование водорода в качестве источника энергии даёт ряд преимуществ по сравнению с АКБ: возможность преодолевать большие расстояния, меньшая масса и короткий процесс заправки, которая достаточно удобна, и не сильно отличается от заправки автомобильного топливного бака. Топливные элементы канадской фирмы Ballard суммарной мощностью 60 кВт были представлены лишь весной этого года. Благодаря использованию передовых технологий эти устройства получились миниатюрными по габаритам, очень эффективными при генерации энергии, долговечными и безопасными. С топливными элементами пробег нового Solaris достигнет 350 км.
Имеется на борту и небольшая Li–Io тяговая батарея, она поддерживает основной источник энергии всякий раз, когда есть на то необходимость. Аккумулятор запитывается как от водородных топливных элементов, так и за счёт рекуперации во время торможения. При желании АКБ можно подзарядить от специальной розетки. Дополняет трансмиссию электробуса мост ZF AxTrax 130 со встроенными электродвигателями с суммарной мощностью 250 кВт.
Водород хранится под давлением 350 атмосфер в 5 сосудах на крыше автобуса. Благодаря стараниям инженеров удалось уменьшить массу этих цилиндров примерно на 30% и в них может накапливаться до 36,8 кг водорода. В качестве опции предлагается установить кондиционер Konvekta UL500 с новым интегрированным тепловым насосом CO2, который преобразовывает отработанное тепло топливного элемента в электроэнергию. Итальянский город Больцано стал первым заказчиком новейших 12 водородных автобусов Solaris Urbino 12 Hydrogen 4/4 с 8-летним пакетом ТО.
У водорода появились проблемы
Было сказано немало позитивного о прекрасном водороде: как он заменит солярку, вытеснит аккумуляторные электробусы. Даже Daimler AG задумался подготовить свою версию водородного eCitaro к 2022 году. При этом аккумуляторная батарея останется главным энергоисточником, а водородные элементы лишь окажут ей поддержку. Но в июне в Норвегии произошёл неприятный инцидент – взрыв на станции заправки водородным топливом на перекрестке дорог E16 и E18, в муниципалитете Сандвик. По первым данным взрыв, скорее всего, произошёл из-за проблем с баком, в котором хранился водород. Жертв после происшествия не было, но легкораненых достаточно. Сила взрыва настолько большая, что в проезжающих мимо автомобилях начали срабатывать подушки безопасности. От этого ранения и травмы получили несколько человек. А каково будет влияние этого случая на карьере водородного топлива? Думаю, значительное. Пока что известно о закрытии в Норвегии всех 13 водородных АЗС, принадлежащих компаниям Uno-X и Nel. Все владельцы водородных электромобилей в одночасье оказались полностью лишены мобильности, а автодилеры мгновенно остановили продажи водородных автомобилей Toyota Mirai и Hyundai Nexo. Так что у водородных транспортных средств, похоже, начались затруднения.
VDL
VDL Bus & Coach BV является одним из крупнейших производителей автобусов в Европе. По случаю участия в мировом саммите общественного транспорта голландский производитель представил новую модель VDL Citea XLE-145, которая дополнит линейку электробусов Citea Electric. Трёхосный 14,5-метровый низкопольный электробус уже доступен в 2- и 3-дверных вариантах с гибким планированием салона с количеством кресел до 52. Электротрансмиссия запитывается от литий-ионной АКБ с суммарной ёмкостью 288 кВт.ч. Опционально можно получить более мощную АКБ с ёмкостью 360 кВт.ч. В стандарте электробус получит штепсельную вилку Combo2. В этом случае перевозчик сможет планировать размеренный дневной режим работы с ночной зарядкой от розетки. Для тех, кто хочет большей отдачи от транспортного средства, предлагается вариант пантографа на крыше или высоковольтное бортовое зарядное устройство, позволяющее увеличить пробег до 600 км в день.
Temsa
На саммите UITP в Стокгольме были представлены две электроприводные машины турецкой компании Temsa Ulasım Aracları Sanayi ve Ticaret A.S. Первая машина – 12-метровый электробус Temsa Avenue Electron Li–Ion может комплектоваться блоком литий-ионных аккумуляторных батарей NMC суммарной ёмкостью от 240 до 360 кВт.ч, которые можно зарядить за три часа. Поскольку вес этих элементов остаётся значительным, то клиент вправе самостоятельно выбрать АКБ в соответствии с запланированным диапазоном действия электробуса и его пассажировместимостью. Avenue Electron Li–Ion рассчитан на перевозку 85 человек, включая 35 мест для сидения. Пробег на одном заряде составляет 250 км, но, как сообщили на стенде, инженеры намерены увеличить запас хода до 350 км.
Вторая новинка – 9-метровый электробус MD 9 electriCITY для малых городов с низким качеством дорожного покрытия. Машина рассчитана на дневной пробег 230 км (без учёта работы кондиционера). Специалисты TEMSA сейчас активно работают над новым поколением MD9 electriCITY, в котором рабочий диапазон будет доведён до 300 км. Процесс зарядки АКБ не будет превышать 2 часов.
Otokar
Компания Otokar Otomotiv ve Savunma Sanayi A.Ş. устроила дебютный показ для своей новой 12-метровой электрической модели Otokar e-Kent C. Экстерьер подкупает своим современным привлекательным дизайном и эффектной светодиодной светотехникой, а пассажиры будут в восторге от кресел с подлокотниками.
Машина оборудована портальным мостом ZF AxTrax AVE 130 Elektric Portal Axle с двумя встроенными асинхронными тяговыми электродвигателями мощностью 2х125 кВт. Моторы питаются от 4 блоков (28 модулей 7S4P) Li–Io АКБ общей ёмкостью 300 кВт.ч, которые размещены на крыше кузова. Аккумуляторы обеспечивают пробег до 300 км. Рекуперативное торможение повышает эффективность работы приблизительно на 15–20%. На зарядку АКБ в автопарке потребуется порядка 4 часов. Электробусы e-Kent C появятся в Европе в 2020 году, для чего компания Otokar уже начала подавать заявки на участие в тендерах.
Alfabus
Выставка UITP-2019 стала дебютом для электробусного бренда Alfabus Europe, который сравнительно недавно появился в Италии. Предприятие было зарегистрировано двумя партнёрами: фирмой Basco Bus, дистрибьютором поддержанных автобусов в Северной Италии и крупным китайским автопроизводителем – компанией Shanghai ECAR New Energy Vehicles Technology Development Co. Ltd, которая ежегодно выпускает около 3000 автобусов.
Классический 12-метровый городской электробус Ecity L12 является аналогом пассажирской машины, которая продаётся на китайском рынке. Его подобие прослеживается только во внешности и нескольких пунктах спецификации. Но в реальности это сильно перелопаченная модель. Десятки изменений были внесены изготовителем, прежде чем электробус Ecity L12 стал пригодным для западных рынков. В списке апгрейда: установка только сдвоенных дверей Isaf с электропневмоприводом, улучшение компоновки салона для повышения комфорта и удобства входа/выхода, более мощный кондиционер Valeo Spheros, независимая пневмоподвеска Wabco, портальный мост ZF Аxel и инновационная система охлаждения АКБ, установленных на крыше.
В электроприводе Ecity L12 использован синхронный электродвигатель с постоянными магнитами (Tqsl100a-6/380), способный выдавать пиковую мощность 210 кВт и крутящий момент 2400 Н·м. Для питания используются NMC (кобальт-марганец-никель) японские аккумуляторы AESC общей ёмкостью 354 кВт.ч. Батареи разделены на 12 модулей: 6 установлены на крыше, остальные 6 в задней части машины. С одной 6-часовой зарядки электробус способен пройти до 300 км пути. Салон рассчитан на перевозку 90 человек (28 мест для сидения). Вскоре появится модификация Ecity L12 с пантографом для ускоренной зарядки АКБ и 8-метровая версия электробуса Alfabus.
ZF
Известный производитель трансмиссионных узлов – компания ZF Friedrichshafen AG – в последнее время активно инвестирует в технологии, связанные беспилотной работой автобусов. Подтверждением этого стала недавняя покупка 60%-ной доли акций фирмы 2getthere B.V. (г. Утрехт, Нидерланды). Фирма более 30 лет занимается разработкой решений для автономных пассажирских перевозок. Их инженерные и программные компетенции уникальны. Созданные голландцами электрифицированные и автоматизированные транспортные системы с успехом эксплуатируются в многочисленных аэропортах, морских терминалах, тематических парках и на выделенных линиях в городах.
Покупка контрольного пакета в 2getthere показывает стратегическое направление развития компании ZF. К этому надо добавить создание совместного предприятия с фирмой e.GO Mobile AG, с которой планируется выпускать автоматизированный микроавтобус. А также покупку бизнеса Transdev, ведущего оператора и поставщика комплексных решений для мобильности.
ALSTOM
Оригинальный концепт электробуса APTIS, созданный французскими компаниями Alstom и NTL, представляет собой 12-метровую пассажирскую машину, разработанную с «чистого листа». Конструкция по мнению инженеров наилучшим образом адаптирована к пассажироперевозкам в мегаполисах.
При конструировании концепта APTIS инженеры черпали своё вдохновение в дизайне трамвайного вагона Alstom. В конструкции применены элементы каркаса кузова обычного вагона, трамвайные стеновые панели, высокие окна большой площади, крыша, потолок, три широких прислонно-сдвижных трамвайных двери, а также стандартный выдвижной пандус. Фронтальная и кормовая части выполнены идентично, что создает впечатление симметрии. Внутри салона абсолютно ровный пол. Первый прототип APTIS был изготовлен в марте 2017 года. Позднее четыре опытных образца прошли испытания во французских городах, преодолев более 40 тысяч километров в реальных условиях эксплуатации.
В Стокгольме показывали модернизированный электробус APTIS, который подготовили на тендер, проводимый компанией, управляющей общественным транспортом в Париже. Первый заказ рассчитан на 50 электробусов APTIS. Это будут 12-метровые машины, рассчитанные на перевозку 100 пассажиров. Вслед за парижанами Страсбургская транспортная компания CTS заявила о желании приобрести 12 электробусов APTIS.
Электробус приводится в движение при помощи 4 электромоторов, встроенных в ступицы колёс. Суммарная мощность асинхронных электродвигателей составляет 180 кВт. Все узлы электротрансмиссии APTIS, включая аккумуляторные батареи и электронные блоки управления, установлены в крыше кузова. Ёмкости АКБ хватит для преодоления 200 км пути. Интересным техническим решением стало наличие всех ведущих и всех управляемых колёс. Ступицы электробуса могут попарно поворачиваться в одну сторону или разнонаправленно. Это позволяет добиться отличной манёвренности и сделать диаметр разворота электробуса APTIS на четверть меньше, чем у любого 12-метрового автобуса.
Higer
Китайская компания Higer Bus Company Limited новинок не демонстрировала, но в кулуарах форума объявила о своих планах создания в Европе предприятия по сборке электроприводных автобусов. Скорее всего речь идёт о Франции. Было сообщено, что новейшая модель электробуса Higer KLQ6125GEV4 будет показана на октябрьской выставке Busworld Europe 2019, которая пройдет в Брюсселе, а в дальнейшем начнёт использовать топливные элементы, производимые Toyota Motor Corp.
Догоняя лидеров
Концерн MAN приехал в Стокгольм со своим первым электробусом MAN Lion’s City 12E NL280, который впервые показали на IAA-2018. Его электропривод был разработан инженерами Volkswagen group. Трёхдверный электробус пойдёт в серию в 2020 году, годом позже на конвейер станет сочленённый вариант.
Баскский производитель Irizar в свою очередь завершает подготовку производства 12-метрового электробуса Irizar ie Bus 12 в «трамвайном» дизайне ie Tram Design.
Голландский производитель электробусов Ebusco B.V. представил своеобразный вариант междугороднего электрифицированного автобуса для немецкого перевозчика DB group. По данным компании максимальный пробег новинки достигает 400 км с аккумуляторной батареей ёмкостью 370 кВ·ч. Второй новостью стало представление городского автобуса с кондиционером, работающим на хладогенте R407C. Это позволит более эффективно использовать насос климатической установки при температуре –15 °С, что в свою очередь снижает энергопотребление.
Португальская компания CaetanoBus объявила в Стокгольме, что на выставке Busworld 2019 в Брюсселе она представит новейший водоробус, сделанный в партнёрстве со специалистами корпорации Toyota. На стенде фирмы можно было увидеть 88-местный 12-метровый городской электробус CaetanoBus e.City Gold. Машина комплектуется синхронным электродвигателем на постоянных магнитах компании Siemens развивающем мощность 160 кВт.
Современные тенденции предельно ясны: общественный транспорт должен быть эффективным и без вредных выбросов. Поэтому утверждения специалистов, что в течение следующего десятилетия количество городских электробусов достигнет отметки почти 60%, не вызывает сомнений.