Опубликовано: ГП 01-2019
Snap-машины Риндеркнехта

Беспилотный челночный шаттл Rinspeed Snap со сменными кузовами

Роберт Яблонский, Юрий Петров
Фото Александра Еремцова, Роберта Яблонского и ZF, Volgabus, Toyota

Беспилотный челночный шаттл Rinspeed Snap со сменными кузовами, представленный на выставке CES-2018 в Лас-Вегасе, претендует на гораздо большее, чем всё когда-либо представлявшееся ранее. Во внедрении самоходных капсул мы можем предвкушать рождение нового подвида бизнеса, который серьёзно модернизирует транспортные сервисы каршеринга и карпулинга. Но за этим последует изменение качества транспортной урбанистики.

Стартап для трансагентства

Эпатаж – подчас единственно понятный мотив выживания тюнинговых ателье. Маэстро дизайна осмысленно шли на окаянные сумасбродства, экспериментируя с технологиями. Но в сущности ими было придумано совсем не много. Коллекции толстосумов пополнялись абсурдными малолитражками и футуристичными тягачами, которые ваяли Франко Сбарро, Луиджио Коллани, Дилип Шабря и др. Их опыты изрядно веселили публику на женевских и парижских автосалонах, но их работы не способны были поменять качество жизни.

Тюнинговая компания Rinspeed AG слыла более практичной, избегая зрелищного фрондёрства, хотя в поисках хлеба бралась за проекты 600-сильных катеров и 6-местных вертолётов. В числе прочих она ежегодно выкатывала на подиумы футуристичные концепт-кары с забубенистыми кузовами и замысловатым назначением. Гоночные монопосты, пляжные пикапы, подводные кабриолеты, авто-глиссеры. В их ряду лишь микроавтобус microMAX («ГП» № 5, 2013 г.) смотрелся пай-мальчиком.

Не давая повода усомниться в своём гении, основатель компании Франк Риндеркнехт изменил курс на фарватер современных IT-технологий.

Алло, гараж!

В создании Rinspeed Snap приняли участие 27 партнёров

Сейчас же Риндеркнехт задумал вырвать кусок каравая у концернов, которые грезят, как через 10 лет завалят рынок беспилотными машинами. Для продвижения беспилотной платформы Rinspeed Snap был зарегистрирован даже стартап Snap Motion.

Офисы Snap Motion расположены в Кремниевой долине и Центральной Европе. Первый разрабатывает софт, а в Старом Свете будут ковать «железо». Покупателям предложено завести новый вид бизнеса – транспортное агентство по вызову.

Замысел с универсальной платформой для сменных кузовов не является революционным, поскольку использует концепцию контейнеров и сменных кузовов на собственных опорах. Но беспилотники двойного назначения со сменными пассажирскими и грузовыми модулями модернизируют городской транспортный бизнес. Гипотетически это и есть новый вид оказания услуг.

Представляется это так. Транспортное агентство, используя 100 платформ, обслуживает городские пассажирские маршруты с краткими перерывами на подзарядку. По мере загруженности, вне часов пик или по ночам платформы в рамках проекта «последняя миля» могут заниматься транспортировкой грузов в торговые сети, магазины и сфере обслуживания и т.д. Всего для бизнеса потребуется по 80 пассажирских, столько же грузовых (разного назначения) и 30 рефрижераторных кузовов. Чем не прекрасная утопия?

Но Франк Риндеркнехт перед зимней презентацией тут же позволил себе роскошь выплеснуть ушат холодной воды: Snap останется лишь демонстрационным образцом! Было бы любопытно узнать, как к этому заявлению отнеслись три десятка компаний и поставщиков, которые приняли участие в создании концепт-кара.

Подъём кузова на домкратах съёмный кузов осуществляет самостоятельно
Особенность большинства современных беспилотников – симметричная компоновка кузова

Иллюзорность смелых идей

Знакомство с концептом на июньской презентации ZF позволило внимательно изучить его конструкцию и гипостасис. Трансформер Snap состоит из двух основных компонентов: платформы Skateboard с колёсной базой 3250 мм и обитаемого модуля Pod. Габаритные размеры соответствуют компактвэну: 4685х1960х1842 мм.

Идея заключается в том, что при современном темпе развития технологий платформа быстро устареет и может быть заменена на модель следующего поколения. Съёмная же капсула Pod сможет прослужить дольше. Достаточно лишь обновлять программное обеспечение (ПО).

Первый обитаемый модуль Pod выполнен в варианте мобильного офиса и снабжён индивидуальными сиденьями Первый обитаемый модуль Pod выполнен в варианте мобильного офиса и снабжён индивидуальными сиденьями

Платформа лишена даже сервисных органов управления и подразумевает полное отсутствие обслуживающего персонала. Управление и работа машины ведётся в дистанционном или полностью автоматическом режиме обслуживания, поэтому вопрос антивандальной защищённости станет большим камнем преткновения при повсеместном внедрении Snap-машин. Причём это касается не столько самой платформы, сколько съёмного кузова, который оборудован тьмой датчиков.

В салоне показанной пассажирской кабины установлены бортовые компьютеры, интерактивные панели мониторов с развлекательным контентом и т.д. Причём унифицированные капсулы (грузовые, пассажирские) должны оборудоваться собственными АКБ, которые приводят в действие домкраты кузова. Такое удовольствие на первых порах сильно ограничивает эксплуатацию закрытыми территориями с высоким общественным статусом жителей озабоченных социальной ответственностью: коммуны и поселения с ограниченным доступом, университетские кампусы, технопарки, интермодальные хабы и логистические сортировочные комплексы.

Дизайнеры экстерьера решили поразить публику шестью интерактивными дисплеями и камерами с функцией распознавания для применения пользовательских настроек

Кузов на ручной тяге

Самоходное шасси Skateboard имеет завидную манёвренность, поскольку колёса поворачиваются на угол до 50º. Электромотор ZF расположен на второй оси и в зависимости от модели развивает мощность от 28 до 51 кВт, обеспечивая максимальную скорость до 80 км/ч. Запаса заряда в АКБ ёмкостью 12 кВт∙ч должно хватить на 100 км пробега, чего вполне хватит для 4 часов работы. При этом платформа может оставлять кузов в пути и отправляться на подзарядку самостоятельно без лишнего груза.

Выдвижные опоры снабжены колёсами с вмонтированными поперечными роликами, которые позволяют перемещать снятый модуль Pod как вдоль, так и поперёк. Поддомкраченный модуль Pod можно перемещать вручную, например, на территории склада.

Сменные кузова на собственных опорах уже хорошо освоены мультимодальными экспедиторами, но в пассажирских перевозках ранее не использовались
Использование съёмных кузовов значительно облегчает логистику в службах доставки и парковочных мест при погрузках–разгрузках

Для демонстрации ради эффекта построена лишь пассажирская капсула для четверых, которая больше напоминает мобильный офис. Помимо четырёх индивидуальных экранов на подвижных кронштейнах предусмотрено два плазменных монитора в центре салона и лазерные проекторы. Количество же вариантов использования ограничивается лишь фантазией самого эксплуатанта: склад, бытовка, развозной фургон, кемпинг, торговый ларёк, передвижная выставка, прогулочный экипаж.

Боковые стекла капсулы имеют функцию затемнения, а на передние и задние стекла могут выводиться предупреждения для других водителей. Система управления, дополненная искусственным интеллектом, имеет функцию распознавания лиц с запоминанием пользовательских настроек. Обеззараживание салона обеспечивают УФ-лампы.

Поворотный кулак С-образной формы позволяет поворачивать колесо на одном пятне контакта колеса
Ролики, встроенные в колёса опор, позволяют перемещать кузов как вдоль, так и поперёк
Для крепежа съёмного модуля Pod к платформе использованы фитинговые замки, для дополнительной электрозапитки предусмотрен отдельный люк Датчики над входной дверью Смарт-антенна упрятана на полубаке платформы

Когда конкуренты не спят

Идея слишком хороша, но Rinspeed AG не будет одинокой в попытке сделать из концепта выгодное предприятие. В ретроспективе ООО «Бакулин Моторс» Volgabus уже предлагал 2 года назад универсальную платформу M2P1 в рамках проекта MatrЁshka, но пока нет ни площадки для обкатки технологий, ни готовых IT-решений.

Ещё ближе к реализации подобрался концерн Toyota, учредив группу e-Palette Alliance. На CES-2018 в Лас-Вегасе был представлен электрический шаттл e-Palette на мобильной сервисной платформе Mobility Services Platform – MSPF. В альянсе с китайским каршернингом DiDi, с Amazon, Mazda, Pizza Hut и Uber такие капсулы намерены использовать во время летних Олимпийских игр 2020 года в Токио. В центре целой экосистемы окажется коммуникационный центр TBDC (Toyota Big Data Center). Длина машин варьируется в пределах 4–7 мет­ров. И нет ни одного довода утверждать, что Риндеркнехт витает в облаках. Просто мы живём сегодня, а время этих машин придёт завтра…

Модульная платформа Volgabus MatrЁshka M2P1 для сменных кузовов ещё не нашла своего воплощения,…
…а вот Toyota e-Palette уже готовится выйти на дороги через 2 года
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию