Самосвал ТОНАР-750100К 6х4 для транспортировки угля
Мы продолжаем следить за развитием тяжёлой линейки внедорожных самосвалов подмосковного МЗ «ТОНАР». Год назад семейство пополнилось ещё одним носатым грузовиком полной массой 87 т, модели 750100. Его эксплуатация была под бдительным надзором заводских специалистов. В машинах 2019 года я заметил ряд важных изменений и дополнений, о них и расскажу.
Для начала в качестве рабочего примера цитируем реальный отчёт эксплуатанта для понимания процесса.
«На сложном маршруте Верхне-Мунского месторождения изо дня в день работает самосвальный автопоезд ТОНАР-7502, запущенный в эксплуатацию в марте текущего года. Уже к концу мая транспортная работа машины составила 1 123 700 тонно-километров! Верхне-Мунское месторождение, официально введённое в эксплуатацию в октябре 2018 года, – самый значимый инвестиционный проект компании «АЛРОСА». По прогнозам специалистов, месторождение ежегодно будет приносить около 1,8 млн карат алмазов, а его запасы достаточны для продолжения добычи в течение более 20 лет, до 2042 года. Расстояние между месторождением и обогатительной фабрикой, на которую доставляется руда с Верхней Муны, составляет 170 км. Плечо доставки – 340 км, автопоезда перевозят до 125 т. Работает техника круглосуточно в две смены, семь дней в неделю. За 12-часовой рабочий день водитель успевает сделать один рейс. Сейчас в компании «АЛРОСА» продолжает работать второй автопоезд ТОНАР в составе тягача ТОНАР-7502 и многозвенных самосвальных полуприцепов, эксплуатируемый с 2016 года. Машина выполнила более 800 рабочих рейсов по маршруту карьер Зарница – рудный склад. При этом проделанная транспортная работа (и это только с начала 2019 года!) составила более 2 млн т·км.
Коротко об основных доработках и изменениях
Детище подмосковных машиностроителей настолько самобытное и уникальное, что технику квалифицированно обслужить и отремонтировать под силу лишь её создателям, отчего эксплуатация десятков машин проходит под неустанным взором бдительных очей конструкторов и технологов из подмосковного именья Губино, что в городском округе Орехово-Зуево.
Все замечания фиксируются и воплощаются в доработки буквально уже на следующем серийном экземпляре. Если говорить о семействе внедорожных самосвалов (именно так указано на заводской табличке) ТОНАР-7501 для перевозки угля, который мы сегодня рассматриваем в качестве примера, то можно перечислить наиболее значимые крупноузловые изменения 2019 года.
Первое, что видно при внешнем осмотре самосвала – гидравлический привод заднего борта: дань безопасности и инструмент повышения эффективности. Второе, что бросается в глаза при поднятом кузове – массивное теплообменное оборудование для трансмиссии и топливной системы. Третье – централизованная система автоматического пожаротушения. Четвёртое – пневмоподвеска кабины водителя с системой стабилизации.
В Губино продолжают экспериментировать и с силовой линией. В этом году под капотом ТОНАР-750100К могут быть установлены двигатели Cummins QSХ15 или QSZ13, по заказу АКП Allison 4700 (7-ступенчатая с увеличенным проходным крутящим моментом).
Технически допустимая полная масса самосвала семейства 7501 возросла с 87 до 93 т.
Изменились и шины задних осей, их размерность увеличена до 18.00R25. Грузоподъёмность самосвала выросла до 60 т (+15 т), а номинальный объём кузова до 48 м3 (+3 м3). Теперь подробнее о нововведениях.
В рабочем кабинете
Пять ступенек наклонной решётчатой лестницы, и как будто не было года, отделяющего меня от прошлого тест-драйва. И всё же внутри машина другая, даже не надо ставить рядом прошлогоднюю модель. Стёганные обивки немарких серых оттенков прикрывают металл стен, а на полированной стали панели приборов по-прежнему играют солнечные лучи. Царство круглых аналоговых приборов теснит россыпь мониторов и небольших ЖК-дисплеев. Слева появился блок индикации температурных режимов трансмиссии, причём информация о теплонапряжённости узла выдаётся в два этапа – на входе в теплообменник и выходе.
Мониторов, транслирующих различную инфу, теперь три: один минимизирует «слепые» зоны при помощи камер, другой отвечает за навигацию, третий – диагностический Multitronix. Блок клавиш управления АКП Allison переехал под правый локоть водителя, громоздкая «тумбочка», примыкавшая ранее к «торпедо» трансформировалась в удобный бокс-подлокотник.
Обивка дверей обрела солидность, голый металл практически отсутствует, дверная карта придаёт ощущение благородной автомобильной классики полстеллара в американском стиле, а не формального интерьера, призванного «прикрыть срам», характерного для узконаправленной спецтехники.
Новая рулевая колонка с рулевым колесом совсем небольшого диаметра настойчиво намекает на то, что управление автомобилем полной массой под 93 т не требует незаурядного физического развития. Очень дружелюбно!
В движении первым делом заметил, что плавность хода стала ощутимо лучше, эту информацию мне подтвердили специалисты завода. С 2019 года внедрена новая 4-точечная подвеска кабины с упругими пневмоэлементами, телескопическими амортизаторами и диагональными реактивными штангами.
Машинное отделение
Двигатель Cummins QSХ15 (15 литров, 540 л.с), давно не новинка и хорошо себя зарекомендовал на подобной спецтехнике. В эксплуатации была выявлена проблема повышенной температуры дизельного топлива в магистрали обратного слива. Зимой в Якутии это преимущество, но в тёплый период – явление дисбалансирует режим работы топливной системы, вызывает повышенное испарение солярки и ряд других проблем. В текущем году конструкторы внедрили отключаемую систему жидкостного охлаждения «обратки» дизельного топлива. АКП нашего гигантского ТОНАРа – американский Allison 4700, изготовленный на заводе в Венгрии (7 ступеней для 750100).
Массив ходовой
Передняя подвеска – пневморессорная. Балка и ведущие мосты Shaanxi Hande Axle, грузоподъёмностью 18 т изготовлены в Поднебесной. Тормозное и пневмооборудование построено в основном на компонентах Wabco из Германии. Оттуда же прибыли пневмоподушки подвески марки Continental. Толстенные карданные валы вращают два ведущих моста (средний мост – проходной) задней балансирной тележки на резиновых упругих элементах. Данная схема подвески способна работать в условиях особо больших осевых нагрузок, где не справляются обычные многолистовые рессоры. Вертикальная нагрузка на каждый ведущий мост передаётся через четыре упругих элемента, а продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными тягами с резинометаллическими шарнирами. Допустимая нагрузка на каждую ось – до 37,5 т, при этом основные детали подвески имеют трёхкратный запас прочности. В сравнении с применяемыми на тяжёлой технике гидропневматическими решениями подвески, по мнению тонаровцев, конструкция на резиновых упругих элементах проще, в меньшей степени требует обслуживания и стабильно работает в температурном диапазоне от –60 до +50 °C.
Ведущие мосты – Hande 25T с межколёсными и межосевыми блокировками. Шины радиальные, бескамерные, на передней оси размерностью 16.00R25, на задних осях – 18.00R25.
Модернизация самосвальной платформы
У второй модели 750100 кузов для перевозки сыпучих грузов (так говорят данные сертификации, но спецы «ТОНАРа» между строк говорят о сугубо угольном назначении надстройки). Грузоподъёмность – 60 т. Геометрическая вместимость составляет – 48 м3 (насыпная «с шапкой» 2:1 достигает 60 м3). Кузов изготовлен из стали 09Г2С, толщина бортов – 6 мм, толщина днища – 10 мм. Для подъёма используется пара подпольно установленных гидроцилиндров Penta на подрамнике. Предусмотрен подогрев от выхлопных газов. Надстройка оборудована задним откидным бортом с верхней осью вращения. Как уже сказано, с 2019 года открыванием заднего борта управляет гидравлика. Борт поднимается в процессе подъёма самосвальной платформы, но можно принудительно открыть борт и при горизонтальном положении кузова. При примерзании или неоднородности сыпучих грузов процесс выгрузки материала замедляется, смещается центр масс транспортного средства, что может дестабилизировать автомобиль и привести к опрокидыванию, в то время как запаздывающий борт может «не успеть» дать высвободиться породе. В случае с гидроприводом проблема снимается, к тому же гидравлике всегда по силам одолеть сопротивление, которое может возникать при износе или перекосах конструктивных элементов проушин, отвечающих за процесс откидывания борта.
Габаритные размеры, мм | 11 700х3950х4150 |
Колёсная база, мм | 5600+1700 |
Колея спереди/ сзади, мм | 2770/ 2550 |
Вместимость самосвального кузова, м3 | 48,0 |
Полная масса, кг | 93 000 |
Грузоподъёмность, кг | 60 000 |
Масса снаряжённого самосвала, кг | 27 500 |
Допустимая нагрузка по осям, кг | 18 000/ 37 500/ 37 500 |
Двигатель: | Cummins QSХ15, турбодизель, I-6 |
рабочий объём, cм3 | 14 948 |
мощность, л.с. | 540 при 2100 мин-1 |
крутящий момент, Н·м | 2344 при 1400 мин-1 |
Коробка передач: | Allison 4700, гидромеханическая |
количество ступеней вперед/ назад | 7/1 |
Передаточное число мостов | 12,87 |
Передний мост | HANDE 20T на пневморессорной подвеске (пакет 11 листов) |
Задний мост | HANDE 25T, балансирная подвеска на упругих резиновых элементах |
Вместимость топливного бака, л | 700 |
Шины | 16.00R25 спереди и 18.00R25 на задних осях, бескамерные |