<<< Назад

Красная пантера
Rosenbauer Panther 6x6 CA5 – пожарный аэродромный автомобиль

Максим Шелепенков, фото автора

Ни один другой тип пожарных автомобилей не развивается так стремительно, как аэродромные. Они самые быстрые, самые современные, самые мощные и… самые дорогие.

С началом регулярных пассажирских авиаперевозок выработалась поэтапная тактика применения пожарной техники на аэродромах при ликвидации последствий лётных происшествий, позже закрепленная в рекомендациях ICAO*. В непосредственной близости от ВПП дежурят небольшие стартовые пожарные автомобили быстрого реагирования (АБР), первыми прибывающие к месту аварии или возгорания, а основной запас огнетушащих средств доставляют так называемые активные пожарные автомобили (ПА). Размеры последних определяются количеством вывозимых средств тушения в зависимости от категории защищаемого аэродрома и размеров принимаемых авиалайнеров.

Требования ICAO, которые предъявляются к активным аэродромным пожарным автомобилям, очень высоки: разгон до 80 км/ч не должен превышать 30 с, максимальная скорость не ниже 115 км/ч, а для обеспечения необходимой интенсивности подачи пены необходим насос с подачей около 6000 л/мин. Используемые для аэродромных ПА отечественные коммерческие шасси не обладают достаточной энерговооруженностью, чтобы обеспечивать необходимые разгонные характеристики и максимальную скорость. А необходимые специальные шасси, отвечающие рекомендациям ICAO, отечественная автопромышленность выпускать пока не готова.

*ICAO (ИКАО) – специализированное учреждение ООН, которое занимается организацией и координацией международного сотрудничества государств по всем аспектам деятельности гражданской авиации.

Именно поэтому российские международные аэропорты все чаще выбирают супердорогие активные пожарные автомобили мировых ведущих производителей, созданные на оригинальных шасси повышенной проходимости (с колесной формулой 4х4, 6х6 и 8х8) и оснащенные сверхмощными силовыми агрегатами.

Один из таких суперпожарных автомобилей Panther 6x6 CA5 производства австрийской компании Rosenbauer International AG получил необходимые сертификаты Ространснадзора (от 04.06.2008 N ГК-151-р(фс) на использование в качестве наземного авиационного оборудования и вошел в перечень аварийно-спасательного и противопожарного оборудования, снаряжения, техники и средств, действительных к применению в гражданской авиации.

Компоновка

Все агрегаты, системы и оборудование Panther 6x6 CA5 расположены с учетом минимальной высоты центра тяжести машины. При этом тяговый двигатель находится сзади, а кабина экипажа впереди (в ней есть пост управления машиной и места для личного состава), в середине модуль пожаротушения (с цистернами для средств тушения и мощной насосной установкой). Такая компоновка обеспечивает возможность использования модульного принципа создания тяжелых аэродромных пожарных машин различных классов.

Подвеска всех мостов пружинная с амортизаторами, стабилизаторами поперечной устойчивости и реактивными штангами, что позволяет двигаться тяжелому автомобилю с высокой скоростью даже по пересеченной местности

Трансмиссия Panther устроена таким образом, чтобы обеспечивать возможность работы насосной установки (с подачей водопенных компонентов) от одного тягового двигателя прямо на ходу, в том числе при маневрировании с малой скоростью. Для этого применены дополнительные устройства: механизм отбора мощности от автоматической коробки передач (АКП), делитель мощности, обеспечивающий возможность одновременной езды и работы насосной установки, и раздаточной коробки для распределения крутящего момента по мостам.

Система запуска

В насосный отсек можно войти Бамперный лафетный ствол Места экипажа Почти все стекла в двери обогреваемые

Для повышения надежности аэродромных пожарных автомобилей на них предусматривается дублирование важнейших систем. В частности, наряду со штатной электрической системой запуска двигателя устанавливается независимый пневматический стартер, работающий от баллонов со сжатым воздухом. Использование пневмостартера сокращает время пуска двигателя в экстремальных условиях.

Тормозная система

При длительной стоянке аэродромных автомобилей в режиме ожидания возможны потери сжатого воздуха в пневматическом приводе тормозов. В результате происходит блокировка стояночного тормоза, препятствующая оперативному выезду автомобиля. Для исключения подобной ситуации на машине установлен баллон со сжатым воздухом, подпитывающий тормозной контур.

Насосные установки и лафетные стволы

На Panther 6x6 CA5 используется высокопроизводительный насос с подачей огнетушащих средств до 6000 л/мин. Насос оснащен автоматическим дозатором пенообразователя, управляемого с рабочего места водителя. Важнейшим агрегатом аэродромного ПА является лафетный ствол на крыше. Расход лафетного ствола адекватен номинальной подаче насоса и достигает 6000 л/мин, но возможно переключение расхода ствола на 50% подачи, которая приводится в действие при включении бамперных стволов и системы самозащиты (оросителей) автомобиля. Система управления лафетным стволом оснащена электронным устройством позиционирования, которое позволяет передать джойстику, находящемуся в кабине, управление огнетушащей струей.

Управление лафетными стволами осуществляется с помощью джойстика.<br /> На специальный экран выводится вся информация о работе заслонок, водных магистралей и лафетных стволов

Кабина и кузов

У Panther 6x6 CA5 просторная кабина для личного состава (ее ширина составляет 3200 вместо 2500 мм на стандартных коммерческих шасси), в ней можно свободно надеть защитные костюмы и средства защиты органов дыхания в процессе движения к месту происшествия. Большая площадь остекления, хороший круговой обзор обеспечивают оптимальные условия для маневрирования автомобиля на месте оперативных действий. Так как аэродромные ПА применяются исключительно при экстремальных ситуациях, то их создатели максимально учитывают человеческий фактор в конструкции и компоновке кабины, пытаясь свести к минимуму возможность ошибочных действий, прежде всего водителя в условиях повышенной стрессовой нагрузки. Учитывается все: размещение оборудования, компоновка пультов управления, система кондиционирования и повышенная звукоизоляция кабины. Для повышения безопасности кабину и задний моторный отсек изготовляют из усиленного полиэстерного стекловолокна, оснащают огнезащитной жаропрочной крышей. Стекла кабины оборудуют специальными размораживающими устройствами.

Panther, представленная на фото, демонстрировалась на выставке «Комплексная безопасность». Точно такая же машина уже задействована в Службе поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) аэропорта Шереметьево. Недавно госкомиссией была проведена проверка квалификации персонала этого СПАСОП, в результате чего проведены два учебных тревожных вызова: в дневное и ночное время. Благодаря современной технике, в том числе и Panther 6x6 CA5 пожарно-спасательные расчеты аэропорта прибыли в назначенное место за 3 минуты, хотя по нормативам отводится четыре.

Техническая характеристика Rosenbauer Panther 6x6 CA5
Габаритные размеры, мм 11560х3000х3650
Ходовая часть, тип RBM 36.705 LHD
Колесная база, мм 4800+1600
Двигатель:
  • мощность, кВт
CAT C18, Euro 3
518 при 2300 мин-1
Трансмиссия Twin Disc TD61-1179 TDEC400
со встроенной раздаточной коробкой
Разветвитель Twin Disc 8MLW 1755-1
Коробка отбора мощности (2 шт.) Twin Disc с коэффициентом 1.28
Ходовые характеристики:
  • ускорение 0–2000 м
  • ускорение 0–80 км/ч

Около 95 с
25 с при массе 34,7 т (при нормативе 45 с)
Шины 16.00 R20XZL Michelin
Экипаж, чел. 6
Способность преодолевать подъемы, град До 50
Угол опрокидывания, град 30
Общая эксплуатационная масса, кг 34 745
Вместимость водобака, л 12 500
Вместимость пенобака, л 1500
Установка тушения CO2, кг 4х30
Насос:
  • производительность, л/мин
Rosenbauer R600
6000
Комментировать ... >>
Loading...