Микроавтобус Volkswagen Crafter серии 2E
Производитель: | ЗАО «СПМОТОРС» (г. Москва) | |
---|---|---|
Модель: | «Сикар Volkswagen16» | |
Производитель шасси: | Volkswagen AG (Германия) | |
Модель шасси: | Volkswagen Crafter 50 |
Впереди две сотни километров. Ненавязчиво играет магнитола. Мокрый снег и ветер не огорчают: в салоне «ГАЗели» тепло, и вы улыбаетесь своим мыслям. Хотите, я угадаю, на каком месте вы сидите? Справа от водителя, у двери! Никакой магии – на других местах вы бы не улыбались, а готовились три часа трястись на жестких сиденьях, или к двум в полете над ними – тут уж как повезет с водителем. А вот чтобы удовольствие от поездки получили все пассажиры, перевозчики теперь стараются приобретать совсем другие микроавтобусы. Об одном из них и пойдет речь…
…ко мне подходит рыжий конь…
Volkswagen Crafter серии 2E давно не является новинкой – как‑никак два года на рынке. И с каждым днем все большее их число имеет зашторенные окна вместо глухой стенки борта. А раз так, значит, микроавтобусы в различных вариантах востребованы рынком. При анонсировании Volkswagen Crafter представители компании говорили, что длиннобазных пассажирских версий выпускать не будут. Следовательно, то, что мы видим на дорогах страны, – сторонняя переделка. Что ж, тем любопытнее будет посмотреть, чем привлекает покупателя симбиоз российской начинки и немецкой оболочки…
Итак, кроме блестящих эмблем именитого зарубежного производителя на крыльях и задней двери машины красуется название торговой марки «Сикар‑М». Решив, что внутрь я зайду позже, направился в сторону капота…
Значок «Volkswagen» и фары головного света словно соперничают: чей размер больше? От того, что габаритные огни и указатели поворотов в едином блоке, светотехника выигрывает. Легкое постукивание по блок‑фаре развеивает опасения – противоударный пластик закрепляет преимущество фар.
И вообще, все, что касается светотехники, оставило очень приятное впечатление. Ближний свет ярко освещает дорогу именно там, где надо. И хотя из‑за динамических характеристик машины иногда хочется немного передвинуть вперед его световую границу, я бы отнес это желание в разряд личных придирок. К дальнему свету вообще никаких претензий. К тому же понравилось, что при его включении автоматически выключаются противотуманки – логично, если едешь с дальним светом, значит, тумана нет. Размещение повторителей поворотов в корпусах зеркал – решение не новое. Но настолько выверенного расположения – мигающий указатель виден отовсюду – не встречал. Оборотная сторона – плафоны являются крайними габаритными точками по ширине. Цена ошибки при маневрировании или разъезде колеблется в районе $ 75 – аккуратнее, коллеги. Зато вышеупомянутые противотуманки (кстати, опционное оборудование) предусмотрительно утоплены в бампер. Задняя светотехника напрягла лишь одним. Постояв вечером на паре светофоров за аналогичным Volkswagen Crafter, заметил: свет стоп‑сигналов настолько яркий, что раздражает глаза. Хотя будь туман, я бы, несомненно, отметил преимущество таких огней жирным плюсом. И фонари заднего хода освещают пространство за машиной, как положено.
Подвеска ничем особенно не удивила. На обеих осях установлены амортизаторы, сзади они работают в паре с трехлистовыми рессорами. Между прочим, стоит иметь в виду, что нижние крепления размещенных на заднем мосту амортизаторов – самая уязвимая точка машины.
Хотелось бы отметить некоторые нюансы. Например, электрообогрев стекол задних дверей и стеклоподъемники передних. Или подвод жидкости омывателя непосредственно к щеткам стеклоочистителя, кстати, бескаркасным. А как вам отдельный выход для прикуривания АКБ, выведенный под капот? Дело в том, что сама батарея на Volkswagen Crafter находится под полом, в ногах у водителя. И чтобы добраться до нее, необходимо разобрать все напольное покрытие – не очень долго, но неприятно. Заслуживает внимания и количество различных полочек и емкостей для мелочей.
А теперь к теме о ЕТО. В принципе, его проведение особо и не требуется – все контрольные лампы выведены на панель приборов. Но если кто‑то все же решится проводить его самостоятельно, то…
Прежде чем открыть капот, уточните свой рост. Если вы ниже 180 см, то, поднимая крышку, вы обязательно протрете эмблему «Volkswagen» на решетке радиатора или правое крыло (на нем закреплен фиксатор). Все горловины доступны и удобны для доливки, некоторые даже чересчур. Это я про бачок омывателя, заливать жидкости в который можно хоть из ведра, главное, не упустить в горловину что‑нибудь еще – потом не достанешь.
Теперь о лампочках. Бортовые габаритные огни менять легко, левую фару тоже. А чтобы заменить лампочку справа, придется попотеть. Пространство для маневра ограничено корпусом салонного фильтра и расширительным бачком ОЖ, при этом лампочка галогенная и трогать ее пальчиками противопоказано. Åще сложнее обновить лампочки в повторителях поворотов. Для этого необходимо полностью вынуть линзы зеркал из креплений. В общем, автобус тонко и ненавязчиво «намекает», что водитель и слесарь – разные профессии, так что сядь за руль и ничего не трогай.
В общем, нам солнца не надо – нам Crafter посветит, нам хлеба не надо – работу давай! Кстати, о работе…
…а по небу прокатите нас…
Когда я был студентом, на пригородных маршрутах вовсю работали «695‑е» ЛАЗы. Считалось удачей ехать стоя на ногах и держась за поручень, а не висеть в воздухе зажатым со всех сторон дружескими плечами таких же везунчиков. Прошли годы, и теперь, покупая билет , я сначала интересуюсь, на чем предстоит ехать. Нет , вовсе не зазнался, скорее, научился беречь свое здоровье и нервы.
Crafter в этом плане не доставит проблем. Сдвижная дверь открывает широкий проход в салон, а механический стопор убережет вас от ее несанкционированной «помощи» в процессе посадки. Кстати, очень полезное устройство, так как в двери стоят усилительные брусья и сама по себе она очень тяжелая.
Мягкие кресла с ремнями безопасности позволяют откинуть спинку, не стеснив сидящего за тобой, и немного вытянуть ноги. Исключение составляет первый ряд, расположенный на подиуме. Дело в том, что из‑за разницы в высоте установки сидений пространство для ног на пару сантиметров меньше, да и выступающие колесные арки добавляют дискомфорта. Правда, все это не критично и заметно только на фоне остальных пассажиров.
Зато если устроился в кресле, то дальше можно ехать с комфортом. Поддерживать необходимую температуру в салоне призваны кондиционер летом и автономный подогреватель Webasto зимой. По поводу принудительного охлаждения воздуха ничего сказать не могу – при открытой двери салон быстро выстужался естественным путем. А вот «печка» работает что надо, прогревая воздух в автобусе в считаные минуты.
Достаточно и освещения: днем солнце проникает в салон через огромные окна и прозрачный аварийный люк в крыше, а ночью светят четыре лампы дневного света под потолком и индивидуальные светильники над каждым креслом.
И все же есть пара моментов, подпортивших приятное впечатление от салона. Так, остекление заканчивается сантиметров за сорок до задней стенки, и те, кто сидит в последнем ряду кресел, оказываются лишенными окна. В сочетании с пониженным из‑за разводки воздуховодов уровнем потолка долгая поездка на этих местах вполне может вызвать приступ клаустрофобии.
А еще не понравилось отсутствие отсека для багажа. К сожалению, на полку крупную сумку не положишь, а в проходе и без того тесно. Для междугородного автобуса это серьезное упущение, ведь недаром по советским нормативам на расстояниях, превышающих 50 км, багажник был обязательным.
Может, стоит разделить пригородный и междугородный варианты Volkswagen Crafter? И на машине для дальних маршрутов отказаться от заднего ряда кресел, организовав на его месте небольшой багажный отсек? Три изъятых кресла – это, конечно, потерянная прибыль, но удобство для пассажиров тоже чего‑то стоит…
Я маленькая лошадка…
В движении Crafter ведет себя непредсказуемо. Невозможно предсказать ту маневренность, которой он обладает. Радиус поворота равен 7,8 м при длине машины 7,34 м, т. е. на четырехполосной дороге можно развернуться «в один присест». При этом рулевое колесо от упора до упора делает всего 3,25 оборота – и в городе остро, и на трассе не утомляет.
Раз уж заговорил о городе, то единственной явно проявившейся проблемой стало то, что подавляющее большинство машин гораздо, короче и уже микроавтобуса. Вроде освободила легковушка место на стоянке, а длина «Крафтера» не позволяет занять это место. Зато, если уж есть пять сантиметров запаса, автобус гарантированно запаркуется. Лично проезжал так, что между боковинами Volkswagen и других машин невозможно было протиснуть ладонь, причем ни слева, ни справа. И ехал я задним ходом, ибо габариты при этом ощущаются гораздо лучше. Вот такой забавный парадокс возникает порой, если на машине стоят хорошие зеркала заднего вида. Кто‑то ехидно улыбнется, считая описанное преувеличенной байкой, огорчу – все немного преуменьшено для большей правдоподобности (на самом деле слева и мизинец не проходил). А зеркала и впрямь хороши. Контролировать ситуацию очень помогает дополнительная «линза» в нижней части бокового зеркала. Жаль, что электроподогрев и регулировка, которыми основные секции оснащают в базе, на нее не устанавливаются и за доплату.
Двигатель – рядная «пятерка» (163 «лошади») и 6‑ступенчатая КП очень быстро развивают у водителя чувство уверенности, граничащее с наглостью. В городской толчее порожний автобус довольно резво перестраивается из ряда в ряд. Благо особой прыти от него не ждут и на включенный поворотник реагируют с запозданием – успеваешь без помех перестроиться. Правда, потом некоторые все равно обгоняют и втискиваются перед тобой: мол, это ты случайно успел! Так я и не спорю, пусть будет по‑вашему, к тому же я не гоняюсь, а просто не все разрешенные повороты налево изучил, вот и приходится перебираться правее.
Что касается трассы, то здесь вообще все просто. Crafter пишет траекторию, как по рельсам. Никаких отклонений и рысканий, разве что сильные порывы ветра чувствуются, но это и понятно при такой парусности. Мелкие ямы автобус почти не замечает, а волны исправно гасятся амортизаторами. В поворотах кузов практически не кренится, и там, где на «вазовской» «четверке» я, страхуясь, сбрасываю скорость до 80 км, Volkswagen уверенно держит 90. За это надо благодарить стабилизаторы, установленные на обеих осях. На случай экстренной ситуации на машине «в базе» установлены ABS, ASR и ESP. Правда, проверить их работоспособность причин не было, чему я несказанно рад.
Решение проблемы?
Говорить о том, что Crafter решит все проблемы междугородных перевозок в секторе микроавтобусов, конечно, не стоит. В ходе теста возникли вопросы, на которые пока нет ответа. Однако ясно одно – на данном этапе развития пассажирских перевозок автобус будет востребован на любом маршруте, связанном с выездом за городские окраины. И если внутри населенного пункта использование «ГАЗелей» еще как‑то можно аргументировать, то даже на пригородных линиях им не место.
Сейчас переоборудованием фургонов на базе Volkswagen Crafter в микроавтобусы занимается достаточно большое количество различных фирм. От вариантов комплектаций салонов и возможных опций легко может пойти кругом голова, а от цен есть шанс вообще потерять сознание. Однако скупой платит дважды – не стоит забывать об этом, особенно когда речь идет не о перевозке нескольких тонн цемента, а о человеческих жизнях.
Да и необязательно упаковывать автобус, как лимузин. Для городских перевозок стоит заказать автоматическую боковую дверь, но даже на пригороде она уже будет ненужной роскошью. На большом плече и функция смещения кресла в проход не будет лишней, а для того, чтобы доехать до ближайшего дачного поселка, достаточно всего лишь сидений с высокой, но неподвижной спинкой.
Пассажировместимость, чел. | 18 |
Число мест для сидения | 18 |
Полная масса, кг | 5000 |
Снаряженная масса, кг | 3741 |
Габаритные размеры, мм | 7340х1993х2830 |
Высота 1‑й ступеньки, мм | 480 |
Колесная формула | 4х2 |
Колесная база, мм | 4325 |
Минимальный радиус поворота, м | 7,8 |
|
2,5 TDi Турбодизель, I‑5, Common Rail, 2461 163 при 3500 мин–1 350 при 2000 мин–1 |
|
Механическая 6/ 1 |
Подвеска | Рессорная, с амортизаторами и стабилизаторами |
Тормозная система | Гидравлическая с АBS |
Вместимость топливного бака, л | 75 |
Да что там салон, даже на исходном шасси при желании можно сэкономить. Например, стоит ли заказывать машину с двигателем мощностью 163 л.с., если реально вы не используете и возможности 136‑сильного. А ведь есть еще два менее мощных мотора. И нужно ли брать машину с числом главной передачи заднего моста 5,1:1, если в черте города вы проезжаете десять километров, а потом триста идете по трассе, может, 4,364:1 или даже 3,923:1 будет намного актуальнее?
В общем, резервов для экономии масса, главное, чтобы разум все же одерживал верх над жадностью и на наших дорогах не появлялись «маршрутки», сиденья которых можно оторвать от пола неосторожным взмахом руки.
Что же касается протестированного Volkswagen Crafter 50 с салоном от «СПМОТОРС», то мне автобус понравился. В нем созданы почти все необходимые условия для комфортной поездки на дальние расстояния. А вот чем стоит доукомплектовать автомобиль, дабы достойно противостоять конкурентам, пусть каждый решает сам…