Обзор выставки «Комплексная безопасность 2019»
Это лето ознаменовалось целым букетом выставок, среди которых острое любопытство вызвала «Комплексная безопасность 2019». Через два года, наконец-то, вернулась с Одинцовского полигона в залы 75-го павильона ВДНХ и призвала огромное количество посетителей.
Устроителям, видимо, надоело на своих пленэрах кивать на небесную канцелярию: то дождь льёт, то ярило небесное лупит. А в крытом кондиционируемом павильоне даже щепетильному посетителю грех жаловаться на неустойчивую погоду начала лета: шестерёнки презентаций на выставке должны крутиться безостановочно, иначе механизм заржавеет и никакими откатами потом его не смажешь, и никаким ломом не провернёшь!
Участники за 4 года кризиса тоже нашли свой порядок премьерных показов и уже не ограничиваются показом техники раз в год. К этому их подталкивают и региональные службы МЧС, которые свой выбор определяют не только по указке из Москвы. Но если на местных смотринах прокатят уже проверенные варианты, то в столице на выставочный стол принято подавать самые свежие блюда.
Спасая рядового «профи»
Судя по первым отзывам автовладельцев, позарившихся на мини-грузовики УАЗ Profi, не все оказались довольны этой альтернативой «ГАЗели». Среди недостатков называют неудачную развесовку, слабую печку и двигатель, недостаточно жёсткую подвеску и т. д. В попытке реабилитировать шасси «Профи» в глазах профессионалов компании продолжают прорабатывать новые версии для медицинских (здесь был показан санитарный вариант компании «Автодом») и пожарно-спасательных служб.
Автомобиль первой помощи АПП «Скорпион» на шасси УАЗ-236022 «Профи» с мобильным робототехническим комплексом МРК-РП имеет сразу четырёх родителей. Изготовлением занимались АО «Техника» и ООО «Каланча», в число разработчиков вошли ФГБУ ВНИИПО МЧС РФ и ФГБОУ ВО Академия ГПС МЧС России. В состав комплекса входит 400-литровый бак для пожаротушения и оборудование для управления роботом МРК-РП. Управление осуществляется как по 200-метровому кабелю, так и по радиоканалу.
Не забыты и двухкабинные версии. ЗАО «СТ-Авто» на базе пикапа УАЗ-236324 изготовила пожарный автомобиль первой помощи АПП-0,3-0,5 (236324). Места в кузове оказалось вполне достаточно для размещения гидравлического аварийно-спасательного инструмента и ПТВ необходимого при тушении пожаров в начальной стадии и аварийно-спасательных работ до приезда основных сил. В комплект помимо 200-литровой цистерны входит автономная установка высокого давления с рабочим давлением 150 бар с расходом воды до 30 л/мин и 60-метровый рукав.
Ещё один «Профи» с непривычной конструкцией кузова нашёлся на стенде IFEX Technologies GmbH. Немецкая компания предлагает импульсные системы пожаротушения и быстромонтируемые пожарные модули Upgrade. Для демонстрации своего потенциала к выставке были подготовлены аварийный автомобиль на шасси УАЗ-236324-000020-00 «Профи», а также пожарный автомобиль на шасси «ГАЗон NEXT» ГАЗ-С41R33. Доступ к лафету у «ГАЗона» осуществляется прямо из кузова с тыльной стороны.
К слову сказать, горьковская продукция в этот раз была представлена на специальной экспозиции МЧС уже как серийная. Так что основной вал новинок на базе «ГАЗон NEXT» уже сошёл.
Пора универсальных решений
Стенд автозавода «Урал» венчали две новинки на шасси «Урал-4320-6981-74» с 7-местной кабиной и 310-сильным турбодизелем ЯМЗ-53613-10. Просторный кузов специального фургона мод. 5849АА компании «ГИРД» позволяет использовать его в медицинской, спасательной, пожарной службах, а также в виде лаборатории и мастерской. Вторая новинка изготовлена миасской компанией ООО «Приоритет», которая вместе с ООО «Завод специального оборудования» входит в холдинг FIRE-GROUP. Пожарно-спасательный автомобиль АПС-3,0-40/4. Установленное оборудование предназначено для оказания медицинской помощи, спасения на воде, освещения места работ и размещено на поворотных и выдвижных полках. Штатное КМУ АНТ-4,4-1 с 2-коленчатой стрелой и грузовым моментом 2 тм (грузоподъёмность 7,5 т) в задней части позволяет ликвидировать последствия ДТП, вскрывать строительные конструкции и разбирать завалы. Ёмкость для воды на 3000 л дополнена пенобаком на 180 л.
Установленный кабинный модуль, впервые представленный 3 года назад теперь используется не только для автоцистерн. В глубине павильона, уже на стенде FIRE-GROUP, прошла презентация пожарно-спасательного автомобиля АПС-3,0-50/8 (КАМАЗ-43265) с бульдозерным плугом-отвалом и пожарного автомобиля пенного тушения АПТМ-3,0-50-18 (КАМАЗ-53605) с 18-метровой мачтой Aerial Mast.
Вообще на выставках в последнее время сохраняется тренд к применению универсальных решений. Пожарная автоцистерна АЦЛ-4,0-40 /30 (43118) завода «Уралпожтехника» на шасси КАМАЗ-43118 оборудована 30-метровой лестницей, которую можно использовать вместо крана. В сложенном состоянии грузоподъёмность составляет 1000 кг, а на максимальном вылете – 160 кг, однако с прислонённой вершиной стрела выдерживает нагрузку уже в 560 кг. Запас воды составляет 4000 л, а пенообразователя – 240 л. Подачу огнетушащих средств обеспечивает насос НПЦН-40/100 через бамперную установку ЛСД-С20У.
Эра импортозамещения
Видимо, из рачительных побуждений производители, равно как и заказчики начали склоняться к мысли использования прицепной техники. Так ООО «Противопожарные услуги» представил сразу два 1-осных прицепа: ПГТУ ОУ-400(02) ПС газового тушения с десятью 40-литровыми баллонами с углекислотой и ПКТУ ОУ-240 ППТ-200 комбинированного газопорошкового тушения. Основу выпуска составляют автоцистерны АЦ-3,2-40 мод. 504410 на шасси КАМАЗ-43253. ПО «Спецтехника пожаротушения» в 2018 году начало выпуск новых автоцистерн АЦ-3,2-40/4 на шасси КАМАЗ-538705 с улучшенными ТТХ. Обновлённая кабина боевого расчёта (что видно по новой двери модуля) оборудована подсветкой автоматически выдвигаемых ступеней, применён новый 3-режимный насос NH35 производительностью 35 л/мин, в конструкции использованы сэндвич-панели с 25-летней гарантией.
Машины, произведённые екатеринбургским ООО ЗПА «Спецавтотехника», не частые гости столичных смотрин. Тем интереснее свердловчанам показать свой подход к проблемам пожаротушения. Пожарная автоцистерна АЦ-СПК-5,0-40 (43118) мод. 56942 на шасси КАМАЗ-43118-РМ с подачей пены компрессионной системой NATISK-800KS позволяет получить объём мокрой пены до 25 000 л, а сухой пены до 100 000 литров. Непрерывная работа ствола «А» от собственной ёмкости составляет до 40 минут. Площадь тушения легковоспламеняющихся (ЛВЖ) и горючих жидкостей (ГЖ) компрессионной пеной c нормативной интенсивностью 0,027 л/(м2.с) составляет 500 м2, т. е. 5 соток!
ООО «ТПП «Пеленг» из года в год щеголяла различной спецтехникой на шасси IVECO Eurocargo, представляя их то на «Комплексной безопасности», то на «Интерполитехе». Но счастье обладания иномаркой не может быть постоянным, поскольку госслужбам также нужны приземлённые и бюджетные решения. Полноприводное челнинское шасси КАМАЗ-43265-D5 с двигателем Cummins ISB6.7E5 285 было разработано как раз для подобной спецтехники. Вот его и положили в основу автоцистерны АЦ 3,2-40 мод. 569936. Оригинальный в этой машине 4-местный модуль отличается уникальной конструкцией сидений (её проще показать на фотографии).
И конечно, какая «безопасность» обходится без своего кумира? Торжокское ОАО «Пожтехника» представило сразу три машины 30-метровой группы. Коленчатый автоподъёмник АКП-32 (43118) мод. 294649 и типовая автолестница АЛ-30 (43502) мод. 29456Y, базирующиеся на полноприводных шасси в первую очередь широко применяются как на предприятиях, так и в городских условиях, тогда как автолестница АЛ-31 на шасси Hyundai HD120 с колёсной формулой 4х2 имеет явно городской уклон.
Иномарки нам помогут
Бросать на произвол судьбы сборочные и локализованные производства никто не собирается, тем более, что без них любая международная выставка (а именно так много лет устроители позиционируют салон) будет выглядеть событием местного масштаба. «СТ Нижегородец» представил сразу две полицейских версии на шасси короткобазного Ford Transit FCD350M и длиннобазного Transit FCD3501 с высокой крышей.
Автомобиль патрульно-постовой службы Госавтоинспекции мод. 22274В рассчитан на 7 человек и оснащён комплектом средств для ограждения и осмотра места ДТП. Автомобиль дежурной части АДЧ-22271Е рассчитан на 7 человек экипажа и оборудован изолированным отсеком для 2 человек с правого борта в задней части, клеткой для собаки, ящиками и полками для оборудования.
Доморощенные версии были представлены и в легковом сегменте. Патрульный автомобиль сопровождения ДПС Госавтоинспекции Audi A6 (Typ F2) оборудован 340-сильной 3-литровой «шестёркой» и автоматической КП. Эта «догонялка» способна развивать скорость до 250 км/ч, а набор до сотни занимает всего 5,1 с. Оборудование, установленное ООО «Центр подготовки и поддержки «Движение», включает СГУ и аппаратно-программный комплекс видеонаблюдения наружной и внутренней обстановки. Эта же компания дооборудует оперативно-служебные автомобили Renault Duster УПП радиостанцией, противотуманными фарами, СГУ и т. д.
ФГУП «ЭПМ» ФМБА (Федеральное медико-биологическое агентство) уже не первый раз представляет передвижной медицинский комплекс мод. 196830 на шасси Mercedes-Benz Zetros 2733A (Typ 949). Реанимация-операционная с кузовом и кабиной скрытого бронирования снабжена комплектом медицинского оборудования для реанимационно-операционного отсеков. Машина предназначена для использования в районах, где необходима высокая проходимость, маневренность и способность к преодолению дорожных условий любой сложности, а также в условиях, требующих повышенного уровня безопасности медицинского и обслуживающего персонала.
Не разбирая колеи
Вездеходная тематика традиционно обещает напомнить охотникам, рыбакам, любителям болотной ягоды и вечным дембелям, что для них на выставке найдутся гражданские и парамилитарные решения. Спектр самый широкий: лодки, катера, суда на воздушной подушке, квадроциклы Polaris, мотовездеход BRP Defender, снегоболотоход ТРЭКОЛ-39294 и даже чеченское багги «Чаборз М-3». Машины уже известные по прошлым выставкам, включая «Армию» и «Интерполитех». Но и тут нашлись свежие предложения, ранее не засвеченные в столичных шоу-румах.
Начать следует сразу с бигфута «Охотник 3330», выпущенного красноярским ООО «Север-Трак». От этого кубического драндулета на шинах ТРЭКОЛ 1300х700х533 даже не ожидаешь внутреннего комфорта. Однако какой производитель сейчас готов кормить избалованного клиента брутальным аскетизмом? Поэтому в салоне использованы стандартные кресла и панели приборов с консолью целиком от легковушек прошедших разборку. Выбор двигателя, с учётом региона выпуска (сибирь всё-таки!) закономерен. Это бензиновая 1,8-литровая Toyota 1ZZ-FE или 2-литровая Honda B20B мощностью 135 л. с. Никаких ВАЗов, ЗМЗ и УМЗ!
Решение, воплощённое в «Ямал Т-64 6х6», в противовес «Охотнику» выглядит резонёрским. В нём по максимуму использована агрегатная база УАЗ-23632-156-13 начиная с кузова и заканчивая 150-сильным бензиновым мотором ЗМЗ-409.06. В подмосковной Электростали на сборочном производстве «Ямалспецмаш» УАЗ Pickup лишают ходовой части, ставят раздатку от БТР-80, КП Dymos, лифтуют подвеску и водружают полученный симбиоз на те же колёса ТРЭКОЛ. Смесь дизайна «УАЗ Патриот», комфортного салона для вельможи, пехотная проходимость и бортовая платформа 2,5х2,0 м должны скрасить серые будни выживания среди болот.
Челнинский вездеход «Хорт 3918» выпускает группа компаний КОМ, которая некогда замахнулась на выпуск среднетоннажных грузовиков «Русак 5354». Оперативно-патрульная амфибия на 5 человек обладает сравнительно невысокой грузоподъёмность в 500 кг, но стоит полновесных 3,5 млн руб. Благодаря резинокордным гусеницам вездеход может развить 60 км/ч на сухом грунте. Двух 85-литровых баков при расходе бензина 9 л/100 км (1,6-литровый 87-сильный двигатель ВАЗ) в теории должно хватить на 1800 км, но в практике на бездорожье запаса бензина хватает лишь на 300 км (с нагрузкой) или 500 км в облегчённом варианте, о чём производитель честно предупреждает.