125-летний юбилей компании Renault Trucks. История марок Berliet и Renault
К вопросу национальной идентичности
Шестидесятые Франция встречала на духовном и экономическом подъёме. На этом фоне и Berliet, и Renault отчётливо расставили свои приоритеты. 2 октября 1957 года на Парижском автосалоне Berliet представила самый большой грузовик в мире – T100. Его полная масса достигала 200 т. Напротив, в июне 1959 года Renault явил публике лёгкий развозной автомобиль Estafette с полезной нагрузкой до 800 кг. Это был первый в истории марки автомобиль с передним приводом.
Приоритеты ярко проявлялись при освоении внешних рынков. В 1952 году Renault строит первый сборочный завод в Касабланке, а 26 июня 1959 года при поддержке марокканских властей учреждает предприятие SOMACA (Société Marocaine de Construction Automobile).
К началу 1960-х сборочные отделения Renault действуют в Алжире, Аргентине, Бельгии, Бразилии, Великобритании, Венесуэле, Испании, Италии, Португалии, Южном Вьетнаме, лицензии проданы в Израиль и Японию, делаются попытки наладить производственные связи даже в США. Но всё это касается только легковых и лёгких коммерческих моделей. Отделение SAVIEM практически застыло в развитии, если не считать присоединения к нему в апреле 1959 года крупнейшего французского кузовного предприятия Chausson.
Всё ли гладко шло у Berliet? Не будем столь категоричны. Первый за пределами Франции завод Berliet открылся в 1954 году – в Бразилии. Увы, вмешалась большая политика: Франция отказалась закупать у бразильцев кофе, она брала его практически задарма в своих африканских колониях. А кофе – главная статья экспорта Бразилии, страна обеспечивала половину его мировых продаж. В ответ правительство Жуселину Кубичека ди Оливейра придралось к несоблюдению условий локализации производства грузовиков. Планы на выпуск 3000 машин Berliet GLR сорвались, а на место французов пришли немцы. Они против бразильского кофе ничего не имели. Производство грузовиков в Бразилии наладил концерн Daimler-Benz AG. Но уже в 1957-м заработал алжирский сборочный филиал Société Africaine des Automobiles M. Berliet (SADAB, известен и как Berliet-Algérie), следом – завод в Марокко (Berliet-Maroc).
Сильное впечатление на партнёров Berliet произвело семейство среднетоннажников GAK/GBK/GPRK, дебютировавшее на Парижском автосалоне в октябре 1958 года. Просторные кабины Relaxe окрашивали в сочные цвета меламиноалкидными эмалями горячей сушки. К дизайну новой кабины приложил руку сам Рэймонд Лоуи. Дизель Magic отличался высокой производительностью. Слово «мажик» («волшебство») ярко отражало процессы, происходившие в это время во Франции, начиная с денежной реформы 1960 года и заканчивая атомной бомбой. Впрочем, название дизелю дал процесс непосредственного впрыска топлива в сферическую полость в днище поршня – M–Verfahren по методу профессора Йоахима Зигфрида Мойрера. Лицензию приобрели у западногерманского завода MAN.
Использовать новую кабину тотчас захотел испанский предприниматель Эдуардо Баррейрос, начинавший с дизелизации немецких грузовиков Krupp и наших трёхтонок ЗИС-5, в немалом количестве завезённых в Испанию ещё в годы гражданской войны (см. «С испанским акцентом»). Из Франции на завод Barreiros в Вальядолид доставляли сваренные кабины, а там их окрашивали, собирали и устанавливали на шасси собственной конструкции. И первым стало шасси польского грузовика Star-20, получаемого по кооперации с завода имени Дзержинского взамен на испанские дизели. По иронии, свою кабину для Star-20 поляки когда-то копировали у Berliet.
Следом за Barreiros лицензию на сборку грузовиков под маркой Sava-Berliet приобрела в 1964 году испанская компания Sociedad Anónima de Vehículos Automóviles (SAVA).
Португальская фирма Metalúrgica Duarte Ferreira (MDF) в 1962 году заключила с Berliet соглашение о выпуске моделей GAK, GBK, GLC, GCK, TBK, TCK и TFK на заводе в Трамагале: возникла марка Berliet-Tramagal. Португалия по старинке вела в Африке колониальные войны, и 3500 полноприводных грузовиков пришлись весьма кстати. Впрочем, португальские драгуны в Анголе нередко предпочитали ездить верхом. За цену одного грузовика Berliet можно было закупить целый табун выносливых и неприхотливых лошадей.
Что на этом фоне оставалось SAVIEM? Купить у MAN лицензию на тот же «волшебный» впрыск M–Verfahren. Правда, к такому решению подтолкнула крупная неудача. В 1961 году SAVIEM попытался объединить усилия с германским заводом Hanomag-Henschel. Заключённый на 25 лет договор, по которому французские грузовики и автобусы стали оснащать немецкими дизелями, а грузовики из Германии решили продавать на рынке Франции под маркой Henschel-Saviem-Renault, расторгли… спустя два года.
И вот 15 февраля 1963 года SAVIEM заключил контракт с MAN. Дизели Saviem излечивают свои недостатки инъекцией технологий MAN. Через три года стали продавать под немецкой маркой французские грузовики полной массой до 7 т, модели от 7 до 12 т выпускали на заводе SAVIEM с использованием частей MAN (а для германского рынка их собирали в Аугсбурге из французских деталей). Модели от 12 до 38 т делали как во Франции, так и в ФРГ, причём французская сторона брала на себя поставку кабин, а немецкая – двигателей, рам и мостов. Марку Saviem примеряют и знаменитые капотные машины MAN Ponton-Kurzhauber. Всё это дало толчок пересудам о потере национальной идентичности французских грузовиков. И всё же отношения между SAVIEM и MAN продлились вплоть до слияния SAVIEM и Berliet в производственное объединение Renault Véhicules Industriels (RVI) 2 сентября 1978 года. Впрочем, не станем забегать вперёд.
Berliet в кино
На рост автомобилизации в 1960 годы необычным образом откликнулся кинематограф: всё чаще свою роль в развитии сюжета наравне с актёрами начали играть автомобили. Режиссёр Анри Вернёй задумал экранизацию романа Клода Вейо «Мы не поедем в Нигерию» как современный вестерн, где грузовики заменят ковбойских лошадей. В романе фигурировали Berliet – не иначе на писателя произвёл впечатление рекламно-испытательный пробег La Mission Ténéré по Сахаре на полноприводных грузовиках Berliet GBC8 m Gazelle с 8 ноября 1959 года по 18 января 1960 года.
Ассистент режиссёра Клод Пиното отправился в офис Berliet, располагавшийся в парижском пригороде Курбевуа, и Service de démonstration (сегодня сказали бы: пресс-парк) предоставил выбранные режиссёром модели: GBC8 6×6 Gazelle, TLM10 M2 и TBO15. Имел ли место в данном случае набиравший силу products-placement – размещение товара в кино за деньги? Известно, например, что для съёмок фильма «Газойль» в 1955 году Жану Габену грузовик лично пригнал владелец завода Willème Луи Виллем. Во всяком случае игровой GBC8 был возвращён на завод и сегодня хранится в Fondation Berliet.
Фильм назвали «100 тысяч долларов на солнце». Актёры Жан-Поль Бельмондо, Бернар Блие и Лино Вентура выглядели заправскими «камионерами». В 1964 году фильм завоевал «Золотую пальмовую ветвь» на кинофестивале в Каннах и стал успешнее романа, который переиздавался уже под названием «100 тысяч долларов на солнце».