<<< Назад

Между сжатием и отбоем
Амортизаторы компании KONI

Александр Еремцов
Фото автора и компании KONI

От настройки амортизаторов, качества сборки и материалов зависит поведение автомобиля. Именно амортизаторы обеспечивают контакт колёс с дорогой и правильное положение кузова, в целом влияя на функции автомобиля в движении. Автомобиль, колесо которого лишено хорошего контакта с дорогой, не может тормозить, разгоняться или поворачивать – он становится неуправляемым.

У автомобилистов есть такое понятие как «диван по-американски». Что это поясню на собственном примере. Однажды мы с группой автомобильных журналистов ехали на Дмитровский испытательный полигон. Везли нас на микроавтобусе, переделанном из грузового фургона. Отделка салона неплохая, сиденья удобные, большие и вклеенные окна, производитель шасси машины один из самых известных в Европе. Тем не менее подъезжая к полигону, я почувствовал в своём мужском организме страшный недуг – за два часа пути меня просто растрясло. Работать в этот день в полную силу я не мог, а возвращение домой на том же транспортном средстве потребовало от меня недюжинных моральных и физических сил.

Технология FSD. При езде по хорошей дороге поток масла подаётся через основной клапан (1). Минуя основной клапан масло может проходить через дополнительный клапан FSD, который работает только при ходе отбоя с ростом частоты возвратно-поступательных движений штока (2)

Работа и прогулка

Об этом случае я бы и не вспомнил, если бы не недавнее посещение завода KONI в Голландии. Вместо того чтобы долго доказывать, какие у них хорошие амортизаторы, мне просто предложили совершить 18-километровую показательную поездку. Вернее, две поездки на гружёном седельном тягаче Scania R560: одна с амортизаторами SACHS, вторая с амортизаторами KONI. Хочу сразу предупредить, что делалось это не с целью дискредитировать амортизаторы SACHS, а продемонстрировать возможности амортизаторов KONI.

О поездке с амортизаторами SACHS ничего плохого сказать не могу. Трёхлетняя машина проявила себя очень хорошо. Территория завода KONI оказалась самым сложным участком трассы. Покрытая брусчаткой в некоторых местах она сильно просела, поэтому постоянные высокочастотные колебания сменялись частыми ухабами, которые болевым эхом отзывались в позвоночнике. Улицы городка Ауд-Бейерланд, в черте которого находится завод, тоже покрыты брусчаткой, но почти идеально ровной, поэтому здесь высокочастотная тряска шла постоянным фоном, но дискомфорта не вызывала.

За пределами города мы двигались только по асфальтированным дорогам, на которых вовсе не требуются амортизаторы, если бы не «лежачие полицейские» которых там побольше, чем у нас, и они совсем другие. В Голландии «лежачие полицейские» хорошо размечены и поэтому видны издалека. Это не холмики, как у нас, а примерно такой же высоты ступеньки на дороге с последующим повышением уровня полотна. Наезд на такую ступеньку на скорости свыше 30 км/ч вызывает в кабине полёт всех непристёгнутых людей и предметов, да и пристёгнутым приходится не сладко. Поэтому встреча с несколькими такими «полицейскими» вызвала довольно неприятные ощущения, особенно с первым из них.

Так выглядит перепускной клапан FSD в собранном... …и разобранном виде

В общем, амортизаторы SACHS оказались неплохие, но не безупречные. А вот заезд с амортизаторами KONI вызвал совсем другие ощущения, хотя и проводился на том же самом гружёном седельном тягаче Scania R560, по тем же дорогам. После смены амортизаторов автомобиль вёл себя совсем иначе: высокочастотные колебания сошли на нет, низкочастотные – стали менее болезненными. На крутых поворотах машину меньше кренило. Неровный участок дороги на территории завода конечно же остался самым сложным, но преодолевала его машина без особого снижения скорости, не вызывая неприятных ощущений. Заметнее всего проявляли себя «лежачие полицейские», но это и не странно, на то они там и лежат.

Амортизатор SACHS на передней оси седельного тягача Scania R560 перед первым заездом Амортизатор KONI на передней оси седельного тягача Scania R560 перед вторым заездом

В этот день компания KONI демонстрировала нам своё лучшее достижение – амортизаторы KONI FSD.

Механическая автоматика

Похоже, голландская компания нашла свой философский камень – компромисс между управляемостью автомобиля и комфортом вождения. Аббревиатура FSD (Frequency Selective Damping) расшифровывается как частотно-селективное демпфирование. Именно эта функция обеспечивает одинаково высокие показатели управляемости и комфорта. При использовании традиционных амортизаторов владельцы автомобилей вынуждены делать выбор между более жёсткими или мягкими характеристиками демпфирования, либо жертвовать комфортом ради управляемости, либо наоборот. Компании KONI удалось объединить все преимущества различных решений и предложить рынку действительно уникальный продукт.

В основе технологии частотно-селективного демпфирования лежит очень интересная разработка компании – перепускной клапан FSD – это система, которая автоматически подстраивается под дорожные условия и стиль вождения, обеспечивая водителю максимальный комфорт и существенно улучшая управляемость транспортного средства. Причём осуществляется это без использования дополнительных проводов, датчиков и прочих электронных элементов. Система FSD регулирует усилие демпфирования за доли секунды в зависимости от частоты колебания колеса.

Амортизаторы KONI серии 91 на полуприцепе тестируемого седельного тягача

То что мне довелось ощутить при испытании амортизаторов KONI на грузовом автомобиле в принципе не могло быть – не может седельный тягач передвигаться так мягко. Но он двигался. Дело в том что технология FSD создавалась в первую очередь для легковых автомобилей. Но, как оказалось, она отлично проявила себя и на большегрузных автомобилях. Кстати, тестируемый седельный тягач – Scania R560 – ездит на амортизаторах KONI FSD уже два года, и хозяин машины не нарадуется дополнительным возможностям своей машины.

Затем компания пошла дальше и адаптировала технологию под амортизаторы для автобусов. И такое решение появилось неспроста – компании KONI удалось объединить преимущества различных решений в едином продукте – амортизаторе FSD, обеспечивающем одинаково высокие показатели комфорта и управляемости.

Амортизаторы KONI для грузовиков

В силу особенностей конструкции, высокого центра тяжести автобусы наиболее подвержены нежелательным продольному и поперечному кренам. Технология FSD не только позволяет справиться с этой проблемой, но и существенно улучшает устойчивость транспортного средства. А показательные выступления с седельным тягачом только подтвердили, что применение этой технологии возможно и на большегрузных машинах.

Схема устройства амортизатора KONI серии 99, разработанного для автобусов

Самая свежая разработка компании KONI – это амортизаторы серии 99, полностью предназначенные для автобусов. Более того, это первая серия, разработанная специально для автобусов. Усиленная конструкция этого амортизатора снижает риск выхода из строя в самых сложных условиях эксплуатации. Диаметр штока увеличен с 18 до 20 мм. Нижняя часть амортизатора также усилена. В новой серии используется малошумный клапан сжатия и, разумеется, есть возможность регулировки поршня амортизатора для получения характеристик, сравнимых с легковым автомобилем. Для снижения расхода топлива масса амортизатора уменьшена, для этого используется пластмассовый пыльник и уменьшено количество масла. Новая разработка компании предназначена для тяжёлых автобусов высокого класса, где требуется усиленное демпфирование. Первый раз покажут её в Ганновере на выставке IAA.

Het is – een fantasie (нид.)

Для компенсации износа клапанной системы или настройки подвески под требования любого водителя в зависимости от стиля езды и дорожной обстановки, амортизаторы KONI регулируются – это их отличительная черта. Механизм регулировки запатентован. Специалисты KONI тестируют и изменяют настройки до тех пор, пока не убеждаются, что оптимум в управлении и в комфорте наконец-то достигнут. Например, на тестируемом седельном тягаче Scania R560 амортизаторы KONI снимали для регулировки 16 раз, зато результат получился просто фантастический. Различия между работой неотрегулированных и отрегулированных амортизаторов настолько значительные, что это вызывает искреннее удивление у водителей. А уж в сравнении с амортизаторами других производителей – просто небо и земля.

Одновременно в покрасочную камеру можно загрузить 1500 амортизаторов

KONI не отдаёт предпочтения какой-либо конструктивной схеме. В зависимости от конструкции подвески и заданных условий эксплуатации автомобиля инженеры подбирают наиболее подходящий тип амортизаторов. В надёжности амортизаторов голландской компании можно не сомневаться. Именно надёжность принесла компании мировую известность и авторитет. Неспроста некоторые дистрибьюторы позволяют себе декларировать пожизненную гарантию на компоненты KONI. Именно надёжность, долговечность, совершенная технология и контроль на всех этапах при производстве позволяют представителям бренда брать на себя столь высокие обязательства. Например, амортизаторы 91 для прицепов выхаживают более одного миллиона километров. А возможность регулировки и замены втулки амортизатора ещё продлевает срок его эксплуатации.

От конкурентной продукции решения KONI отличаются гармоничным сочетанием высококачественных материалов, передовых производственных технологий и технических наработок. На рынке автомобильных компонентов название KONI стало синонимом самых смелых и надёжных решений в области создания амортизаторов, обеспечивающих максимальный комфорт и существенно повышающих удовольствие от вождения автомобилей практически всех типов.

Один из цехов завода KONI На заводе проходит проверку на качество каждый амортизатор

Одним из важнейших вопросов для нашей страны является адаптация амортизаторов к климатическим условиям. При сборке своей продукции KONI использует специализированное высококачественное синтетическое масло двух типов вязкости. Есть достаточно большой опыт безотказного использования амортизаторов KONI в северных и южных широтах нашей планеты, в том числе и на Крайнем Севере нашей страны.

Посчастливилось мне побывать и на заводе. Сборка амортизаторов оптимизирована до предела – никаких лишних устройств, нет лишнего суперсовременного оборудования. Много ручного труда, но не потому, что руководство завода экономит на автоматизации производственных процессов, а в связи с тем, что с многими процессами электроника не справляется или справляется недостаточно хорошо. Здесь как раз случай, когда важен человеческий фактор. Однако контроль сборки многоэтапный и многократный: обязательно проверяется каждый амортизатор.

На этой машине технической поддержки компания KONI осуществляет необходимый сервис по всей Европе. По всей видимости, вызовов немного
Комментировать ... >>
maxus
(04.10.15)
А что за машины со второй поворотной задней осью? Где там загвоздка?
Loading...