<<< Назад

 

 

Свежее дыхание
Mercedes-Benz Citan 109 CDI

Производитель: Daimler AG (Штутгард, Германия)
Модель: Mercedes-Benz Citan 109 CDI (тип 416)
Начало продаж в России: 2013 г.
Стоимость базовой комплектации
с 90-сильным двигателем:
1 052 000 руб.
Андрей Филиппов, фото автора

Знакомства с MB Citan я ждал с нетерпением. С одной стороны, друзья, которым я доверяю, очень хорошо отзывались о новинке, вплоть до изъявления желания купить его здесь и сейчас. С другой – история создания MB Citan порождала массу вопросов: какой получилась машинка, найдёт ли она своё место в брендовом ряду Mercedes-Benz, стоила ли игра свеч и «коммерсант» ли это в принципе? В общем, полноценная интрига с непредсказуемым концом в череде стандартных тестов и презентаций.

Оставалось только выбрать, что тестировать, – фургон или пассажирскую версию. Каюсь, для меня Mercedes-Benz – это всё же показатель высокого стиля. Поэтому какими бы распрекрасными ни были коммерческие автомобили марки, я повёлся на эмоции и взял машинку с салоном для людей, а не для мешков с балластом.

В огромные пространства панели так и просятся лотки, кармашки и ёмкости для мелочей Вместительный бокс между сиденьями с запасом вмещает DVD-проигрыватель Бумага формата A4 ложится на широченную полку как вдоль, так и поперёк, не выступая за борта

Мордастенький

MB Citan собран на заводе во Франции, поэтому в нём сочетаются немецкая строгость и французская оригинальность. Рассуждать о внешности не буду, но отмечу, что дизайнерам удалось чётко передать сходство с обновлённым MB Sprinter, подчеркнув тем самым градацию в линейке предназначений.

Благодаря новой панели, в салоне не возникает чувство дежа-вю. И хотя со своей задачей создать самостоятельный образ дизайнеры интерьера справились, вопросы к ним есть. По-моему, дизайн панели слишком строг – много плоских, незадействованных поверхностей, и поэтому она кажется слишком массивной. К тому же универсальные «барашки» управления климатом в салоне из-за неудачного размещения при определённых углах скрывают полоску индикации положения. Впрочем, заметил я это только единожды при попытке перевести обдув воздуха со стекла в режиме «стекло–ноги», так что, по меньшей мере, проблема не критична, а если в целом, то и не проблема вовсе.

А ещё в «каблучке» прописался старый добрый многофункциональный подрулевой переключатель, позволив окончательно окунуться в мир Mercedes.

Что касается салона в целом, то MB Citan сохранил все приятные «фишки» своего братца. Теперь только в авто с трёхлучёвой звездой доступны электростеклоподъёмники задних сдвижных дверей, подогрев пассажирского сиденья, кожаная оплётка руля, круиз-контроль, парктроник, система Start/ Stop и другие компоненты пакета BlueEficciency.

Задний ряд кресел отформован под троих пассажиров и складывается 2:3 В сложенном виде подушка и спинка прижимаются друг к другу, исключая загрязнение Тайнички под ногами пассажиров на удивление вместительны и при этом герметичны Абсолютно ровный пол не получается, но этого практически незаметно – грамотное решение Задние окошки «глухие», зато большая створка кормовых дверей имеет стекло с обогревом Возможность закреплять полку на двух разных уровнях позволяет устраивать тайничок

Сам себе капитан

Когда я забирал машину на тест, ярко светило мартовское солнце и ничто не предвещало экстремальных условий. Однако наш климат не был бы самим собой, если бы не преподнёс сюрпризов. В итоге – 2400 км разностороннего драйва и проверка MB Citan на всепогодность.

Начать, пожалуй, стоит с той части, когда перед рейдом в Нижний Новгород трассу M7 накрыло снежно-мокрой кашей, которая вмиг показала, что зима с нами ещё не попрощалась, а любая попытка доказать обратное приводит к неприятным последствиям. В результате дорога от Москвы до Ногинска заняла добрых два часа с пробками и вялотекущим движением. Пессимизма добавляли повсеместно вставшие на обочинах на ночлег фуры – верный признак, что на трассе дело – дрянь. Увы, мой график подобной вольности не позволял, поэтому, максимально сконцентрировавшись, я упрямо двинулся к Нижнему.

И вот тут MB Citan показал, кто и чего стоит. Едва закончились пробки, я стал набирать темп: 80, 90, 100 км/ч. То, что виделось в свете фар, и ощущения на руле не слишком увязывалось друг с другом. Очень быстро я вышел на условно допустимые 110 км/ч и в таком ритме проделал оставшийся путь. Благо, практически вымершая трасса не напрягала опасными опережениями между отбойником и виляющей на полторы полосы фурой.

MB Citan приятно удивил. Никакой реакции на волны, никаких попыток хотя бы обозначить снос – по ощущениям, под колёсами чистый асфальт. Даже при трогании с места колёса ни разу не провернулись вхолостую. Понятно, что немаловажную роль здесь сыграли шипованные шины Continental Contiloe Contact размерностью 195/65 R15, но и настройка подвески не подкачала.

Двигатель размещён поперечно, и оттого моторный отсек кажется узким и длинным Короткий свес, малая высота крыла, высоко поднимающийся капот – измазаться очень сложно Лампы в фарах стандартные галогенные, но при чистом стекле светят просто отменно «Противотуманки», расположенные в углублениях, неплохо защищены от камней В задней подвеске только пружины и амортизаторы – никаких рессор и плавность хорошая

Впрочем, насколько прекрасно показали себя подвеска и рулевое управление, настолько отрицательно проявилась аэродинамика кузова. Боковые стекла и наружные зеркала очень быстро были забрызганы снежно-грязной взвесью, превратив Citan в броневичок, по крайней мере, в плане боковой обзорности. Следующим этапом стало «затемнение» головной оптики, проявившееся на излете 300-километрового отрезка. Увы, даже в списке опций нет омывателя фар, поэтому имейте в виду, что через каждые 200–250 км в слякоть вам придётся делать технологические остановки.

А вот стеклоочистители показали себя хорошо, очищая сильно изогнутое окно довольно тщательно. Хотя «мёртвую зону» справа хотелось бы сделать поменьше. А ещё лично меня раздражает так любимый всеми «довзмах» щёток, призванный смахнуть стекающие капли, в пограничном диапазоне температур –2…+2°C, это приводит к размазыванию и замерзанию всего, что за эту секунду успело лечь на стекло. В общем – дело вкуса.

В принципе, после повествования об экстремально-снежном рейде рассказывать о езде в нормальных условиях – просто тратить место в журнале. Единственное отмечу, что по устойчивости и управляемости в движении по ночной Москве на влажном покрытии в диапазоне пограничных температур MB Citan со своим 90-сильным моторчиком на равных соревнуется с более мощными одноклассниками. Похвально! Для меня это было неожиданно.

Приятно, что MB Citan уже в базе оснащён системой стабилизации ESP и противооткатной системой для трогания в гору.

Техническая характеристика автомобиля
Mercedes-Benz Citan 109 CDI (тип 416)
Полная масса, кг 2160
Снаряжённая масса, кг 1465
Грузоподъёмность, кг 695
Пассажировместимость, чел. 5
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг 1095/1240
Двигатель:
  • тип
  • рабочий объём, см3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
OM 607 DE15LA
Турбодизельный, I-4
1461
90 при 4000 мин-1
200 при 1750–3000 мин-1
Коробка передач:
  • тип
  • количество ступеней вперёд/назад

Механическая
5/1
Подвеска Передняя – пружинная, типа McPherson, со стабилизатором.
Задняя – пружинная, на 2 продольных рычагах, связанных упругой поперечиной, со стабилизатором
Тормозная система Гидравлическая с дисковыми тормозными механизмами
Колёсная формула /тип привода 4х2 /передний
Минимальный радиус поворота, м 5,35
Вместимость топливного бака, л 60

Сухие строки

Если оставить эмоции и взять себя в руки, то в сухом остатке получим следующие данные.

Расход топлива откровенно порадовал. Не забудьте, что приведённые здесь цифры не эталонно полигонные, а реально дорожные, с пробками, движением за тихоходами и снежно-ледяными пакостями природы. Естественно, никакой экономии на свете, стеклоочистителях и иных потребителях энергии речи не идёт.

Вполне возможно, что свой вклад в экономию топлива вносит система «старт-стоп», но за столь малое время теста я этого не ощутил. Впрочем, система помогла выяснить для меня один забавный момент – я очень редко полностью убираю ногу с педали сцепления на светофорах. А так как для активации «старт-стоп» как раз важен этот момент, то впервые о наличии столь интересной опции на тестовой машине я узнал ближе к вечеру, когда начала проявляться усталость и некое безразличие, и я таки перенёс ногу со сцепления на пол. На тот момент одометр высвечивал уже 61 км суточного пробега.

Зависимость скорости от оборотов двигателя
Mercedes-Benz Citan 109 CDI (по данным приборов)
Скорость, км/ч 60 70 80 90 100 110 130
Обороты двигателя, мин-1:
на IV передаче
на V передаче


2000
1600


2350
1900


2700
2200


3050
2450



2700



2950



3450
Расход топлива автомобиля Mercedes-Benz Citan 109 CDI
(по данным бортового компьютера)
Режим движения Желаемая скорость, км/ч Реальная скорость, км/ч Расход топлива, л/100 км
Трасса 90
100
110
130
51–60
60
61–69
113
5,3–5,6
6,1
6,1–6,5
9,1
Город 80 (Москва) 15–24 7,6–6,1
Смешанный режим 23
33–36
8,1
5,5

Ситуация с тандемом «двигатель–коробка передач» следующая. Несмотря на 90-сильный двигатель, никаких сложностей с началом движения и разгонной динамикой я не заметил. Более того, при ускорении с 80 км/ч для обгона на ровном участке даже не требуется переходить на IV передачу – тяги вполне хватает для уверенного опережения.

Акустический комфорт я бы признал вполне приемлемым, особенно для коммерческого автомобиля с дизельным двигателем. Шум мотора начинает проявляться после 110 км/ч, когда стрелка тахометра переваливает отметку в 3000 об/мин.

Что касается технической составляющей, то здесь никаких откровений нет, ибо некоторые стилистические изменения интерьера и экстерьера на начинке MB Citan никак не отразились. Кстати, новый капот сохранил так любимые мной пневмоупоры, удерживающие его в открытом положении.

Из приятного отмечу ограничитель хода левой двери при открытом лючке бензобака. Причём дверь можно приоткрыть, чтобы вытащить, например, сумку с документами или зонт.

Крышка топливного бака на верёвочке гораздо удобнее, чем крышка с ключом в руках Максимальная ширина дверного проёма при открытом лючке топливного бака Полностью опускаемое стекло в сдвижных дверях – редкое, но очень приятное явление

Сложности перевода

А в заключение немного о грустном, о перспективах MB Citan на российском рынке. Несмотря на всю положительность эмоций, полученных при общении с машинкой, поводов для оптимизма немного.

Да, трёхлучёвая звезда на решётке – это признак успеха. Да, за счёт дополнительных опций маркетологам удалось создать разницу в восприятии класса автомобиля с его братом-двойняшкой. Да, грамотные настройки мотора и подвески выводят машинку вперёд из череды одноклассников, но…

Все достижения буквально разрушает официальный ценник. Он, как скала, о которую разбиваются все плюсы, которых, как выяснилось, немало у MB Citan. Как ни крути, а это всё же коммерческий автомобиль, и его первоначальная стоимость играет важную роль в выборе. Тем более, что пока абсолютно не ясен вопрос, которому и в России начинают уделять всё больше внимания уже на этапе покупки – какова будет стоимость автомобиля на вторичном рынке?

А народ косится на MB Citan, народ присматривается. Особенное внимание от владельцев братца-двойника как нового, так и старого поколения. С разочарованным видом никто не отходит, значит, машинка нравится. Эх, ещё бы цены сделать менее «кусачими»…

Комментировать ... >>
Loading...