Обзор выставки «ВейстТэк 2019»
Как показала практика, «ВейстТэк 2019» является не инсайдерским мероприятием, а борьбой по «гамбургскому счёту». Эта выставка проходит в Москве один раз в два года с 1999 г. В этом году участниками стали более 250 организаций из России, ближнего и дальнего зарубежья, где чиновники инкогнито исследуют компании, занятые в сборе ТБО, транспортировке, переработке и утилизации отходов. Сложно понять логику игнора и всплеска интересов производителей мусоровозов к подобным выставкам, то пусто (как в январе на «WASMA 2019»), то опять густо (как на «ВейстТэк 2019»).
Заявка устроителей на 5000 посетителей явно занижена. Только за первый день 4 июня её посетили не менее 2000 человек. В городах горячие тендеры, госзакупки, горят свалки и клиенты желают знать, почём в 2020 году будет стоить им вывоз ТБО? А он обычно складывается из затрат на транспортировку.
Инсайд для новичков
Количество представленных машин на «ВейстТэк 2019» побило прежние рекорды, ибо никогда прежде не собиралось тут по 25 мусоровозов! Объявилось 10 абсолютно новых производителей и ещё полдюжины могут себе записать в актив премьерный показ в Москве. И это без каналопромывочных и вакуумных машин, которые и так на «ВейстТэк» везут неохотно.
Важно отметить четыре свежие тенденции. Первое – возврат эксплуатантов к классическим КАМАЗам, что обусловлено стремительным выбытием из парков мусоровозов на шасси карбюраторных ЗИЛ. К ним добавляются желания автопарков повысить маржинальность бизнеса по вывозу ТБО в регионах, за счёт бюджетных решений и экономичной техники (пресловутая дешёвая солярка за два года в цене обогнала бензин!).
Второе – жёсткое законодательное требование по локализации сборки в России, которую многие муниципалитеты негласно соблюдают, хотя и не требуют от частных управляющих компаний. Однако найти передовую машину полностью зарубежной сборки на рынке уже невозможно. Требуется ОТТС и там обязательно будет указана локализация.
Третье – производители с 50-летней историей покидают выставочные площади и их выпуск сравним с номенклатурой модельного ряда, указанного на фирменном сайте. В этой инерции и апатии, именитые предприятия на заводских проходных готовы даже пристраивать торговые сети. Обеспечение на годы вперёд портфелем заказов в традиционных регионах оказалось для них не лучшим страховым полисом от несчастного случая. Если 15 лет назад рынок мусоровозов казался непоколебимым, то сейчас его дружно жмут и теснят новые продуценты с резвым и поджарым директоратом.
И четвёртое – муниципалитеты, заказчики и эксплуатанты (подрядчики, частные субподрядчики, управляющие компании), если имеют запредельные возможности сориентироваться на рынке, то не способны уложить в голове все модельные ряды и ценовые классы. В позднем СССР было лишь 7 базовых моделей мусоровозов и 24 завода. Сейчас только в России около 150 моделей и 50 предприятий! Избыток предложений даёт шанс, не вникая в технические детали, сделать выбор лишь на глазок. И самое выгодное предложение в редких случаях будет мало отличаться от предложений конкурентов. Успех сделки зависит либо от выбираемого шасси и сервиса, либо от расторопности менеджмента, который исполнит заказ вовремя.
Есть и две свежие константы. Новые производители используют кузова ранее омологированные к шасси OEM-производителей в других странах (отсюда и появляются на стендах итальянские, финские, немецкие и турецкие кузова). К тому же рынок по вывозу ТБО в городах не подвержен сезонным колебаниям, как, например, эксплуатация самосвала или грузовика с КМУ. Поэтому попадание в сектор коммунальных услуг редкие индивидуальные предприниматели и компании только сейчас начали почитать за гарантированное счастье. А ещё мусоровоз можно использовать для транспортировки дров (только успевай загружать бункер!) и в качестве пресса для утилизации кузовов легковушек. О таких фокусах я слышал в середине 1990-х и не верил, пока сам однажды не увидел на одной из презентаций, где мне показали, что как и в 1990-е кузов мусоровоза пригоден для расплющивания «Жигулей»! Так что не забывайте мусоровоз – это самосвал, но только очень-очень продвинутый!
Лифт на большой рынок
Новоявленные производители мусоровозов входили в сектор автопроизводства либо с дилерства, либо с изготовления элементарных деталей уже в середине 2000-х, что казалось тогда невероятным геройством. Вхождение в круг автопроизводителей, для них стал не авантюрой, а долгим проектом для реализации амбиций. Расширяя бизнес, они пользуются только востребованными предложениями с готовыми кузовами и оборудованием. Это даёт им манёвр в производстве и расширенный набор бизнес-инструментов.
Завод спецтехники ООО «ТК Лифт», выделенный из ООО «ТоргКомс-Групп», в самостоятельный проект, получил первый ОТТС на автотранспортное средство ТК-7066–11 на шасси МАЗ 5N33 (МАЗ-6312E9) в октябре прошлого года.
Амбиции, инженерные кадры, знание матчасти, опыт по ремонту и восстановлению подобных автомобилей у компании уже имелись. Осталось только… взять и замахнуться! Изготовить автомобиль с крюковым погрузчиком Hyva для работы в составе автопоезда полной массой 63,5 т было делом двух лет. Компания «ТК Лифт» тогда предлагала широкую линейку кузовов и контейнеров, а потому выход на рынок транспортных перевозок ТБО, не представлялся нерешаемой задачей. Накануне выставки для вывоза нетранспортируемых отходов с сортировочных станций завод выпустил контейнер Titan с уникальной схемой защиты бортов. На выставке он демонстрировался на тяжёлом (полная масса 30 т) 3-осном прицепе «Автомастер-284640» с двойной ошиновкой всех колёс.
Другие компании используют для расширения палитры автотехники иностранные автомобили с локализованной сборкой. Мусоровоз AXE L-22 на стенде ООО «АКС Машинери» стал первой машиной в истории компании, поставленной под собственным брендом. Кузов вместимостью 22 м3 смонтирован на шасси 3-осного грузовика IVECO Trakker 682 DC330G35H 6x4 и его выбор не кажется однозначным, поскольку заставляет подумать о сервисном обслуживании. Портальный погрузчик заднего борта позволяет работать с 8-кубометровыми контейнерами (т. н. мульдами). Ранее производственно-коммерческая компания AXE поставляла латвийские мусоровозы MTM Ing. (не путать с «Могилёвтрансмаш»!) и можно было предположить, что новинка лишь является попыткой продать уже готовое решение. Но конструкция заднего борта сильно отличается, в чём можно было убедиться на стенде MTM Ing., где был представлен средний кузовной мусоровоз MTM TM-16 меньшей кубатуры на шасси Isuzu Forward 18.0 Normal.
«Евразийская Машиностроительная Группа» в России, образовав бренд EMG, представила первые машины 2 года назад. В этот раз под именем EMG 15 дебютировал 10,35-тонный (полная масса 20,5 т) мусоровоз мод. 69304А завода «Уралпромтехника» на шасси МАЗ-5340С2 с двигателем ЯМЗ-53653. Кузов на 15 м3 оборудован загрузочным накопителем объёмом 1,5 м3 для загрузки пластиковых и металлических контейнеров МФК от 120 до 1100 л.
Ещё два новых производителя, в гамме которых производство мусоровозов ранее не числилось, были показаны на стенде ООО «Владимирский автоцентр КамАЗ». Компанию мусоровозу мод. 7084A4 на шасси КАМАЗ-53605, изготовленному на ООО «НПО «Спецмаш» из Балашихи, составляла новая модель 4683К7 на шасси Mitsubishi Fuso FE85D. Базовый автомобиль челнинского ООО «ДК Рус», снабдили во Владимире турецким кузовом производства Katmerciler Araç Üstü Ekipman San ve Tic. A. S. КАМАЗ и Fuso объединили на стенде три фактора: одна марка кузова, шасси из одного города и дилер, который решил попробовать свои силы как производитель. Кстати, аналогичную машину (мод. 7857М5-1) на шасси Fuso FE85D в прошлом году выпустило ООО «НПО «Спецмаш». Сравнить их качества придётся уже потребителям.
Плавное смещение к центру
Ключевые игроки обращения с отходами и природоохранных технологий и возобновляемой энергетики из Питера всё чаще используют московскую площадку и деловую программу «ВэйстТэк» для продвижения своей техники. Доступность западных и, в частности финских, решений в сфере обращения с отходами позволяет продвинуть свои идеи в области обращения отходов.
ООО «Чибис» из Санкт-Петербурга мало знакомо за пределами Ленинградской области, хотя изготавливает технику более 4 лет. Автомобиль модели 66365А на шасси IVECO-AMT Eurocargo MLC180E28 оборудован мойщиком контейнеров. Сам кузов смонтирован на мультилифте HIAB Multilift XR14S.4600 с крюковым захватом и оборудован цистерной на 12 000 л воды, чего хватает на обработку 170 контейнеров при усреднённом расходе через форсунки в 70 л.
Другой поставщик – ООО «НТМ РУС» – уже известен своим участием в московских выставках, хотя и мало знаком за пределами Северо-Западного федерального округа. Большегрузный мусоровоз Jufa MS10 завода «Юфа» из Терляево с финским кузовом NTM KGH и шасси Volvo FM380 (тип XG00D7) калужской сборки оборудован системой «Бинман» для онлайн-видеонаблюдения. Она позволяет вести инвентаризацию контейнеров, учёт вывозимого мусора с определением мест загрузки и выгрузки, что позволяет не только контролировать, но и оптимизировать маршрут.
Малые и средние решения
Чтобы расширить модельный ряд своей продукции компании активно используют самые свежие модели. Так что обилие обновлённых японских «Эльфов» взамен ЗИЛов, КАМАЗов и «Газонов» не удивляет. Удивил типоразмер!
Самый маленький экспонат ООО «АвтоСистемы» мультилифт АС-3N сопоставим даже не «ГАЗелью», а уже с головастиком УАЗ-3303, поскольку изготовлен на короткобазном (база 2750 мм) шасси Isuzu Elf 3.5 Short. На раме смонтирован крюковой погрузчик Hyvalift 03-23-К и 2,9-метровый высокобортный кузов. Малые размеры (4585х1860х2150 мм) позволяют машину эксплуатировать не только в стеснённой обстановке городов, но также внутри цехов, складов и реконструируемых жилых помещений старой застройки. Среди потребителей компания известна переоборудованием крюковых погрузчиков Hyvalift (модели типа 6337) как на давальческие шасси, так и автомобили, поставляемые с ОЕМ-производителей.
Тольяттинское ООО «Фрига-Авто» введя пару лет назад новый бренд Wernox, этой выставке осталась верна малому (грузоподъёмность 1,4–3,8 т) и среднему классу (4,5–5,4 т), хотя в её программе имеются и машины большей вместимости с кузовами от 10 кубометров. Помимо мусоровозов с портальными механизмами на шасси «ГАЗон NEXT» и КАМАЗ-43255, компания прицелилась, оказывается, ещё и к производству кузовных мусоровозов. Её среднетоннажный Wernox 67065J-53 с кузовом Orançi на шасси Isuzu Elf 9.5 вполне укладывается в существующий типаж КАМАЗов. Схожий мусоровоз мод. 684932К производства ООО «Парус-С» на более лёгком длиннобазном шасси Isuzu NPR75LK уже эксплуатируется в первой частной компании по утилизации отходов «Мехуборка», которая активно работает в 9 областях России и имеет парк из 350 машин. Знаете в чём подвох? У КАМАЗа уже было изобретено в компании «РариТЭК» аналогичное шасси КАМАЗ-4308 для мусоровозов «УМКА-9» и оно даже успешно эксплуатируется на сжатом газе!
Традиции борются с недоверчивостью
Группа компаний «Экомтех» в среде профессионалов известна своими родительскими узами с Ряжским авторемонтным заводом (РАРЗ), который выпускал уникальную линейку машин и даже пыталась поставлять технику на Кубу в начале 2000-х годов. Сейчас продукция разработчика ежегодно пополняется сочетаниями отечественных шасси и в расширение линейки привлекались турецкие кузовостроители, а в 2019 году был представлен кузов модели MAC2B итальянской компании Fratelli Mazzocchia S.p.A. Мусоровоз бюджетной линейки КАМАЗ-53605-3950-23(A4) с двигателем Cummins ISB6.7e4 300 получил собственное название ЭКО-МАК 2В 15 (мод. 819524).
Производители мусоровозов заждались от КАМАЗа более свежих предложений и пока АО «Коминвест-АКМТ» поставил кузов Farid Т1М-16 на шасси… миасского IVECO-AMT Eurocargo AD180E26 E5! Так что у камских среднетоннажников среднебюджетных конкурентов хватает не только со стороны МАЗ, Fuso или Hino.
Ситуацию способно спасти новое шасси с кабиной поколения К4. Но на всей выставке красовался только один экземпляр, хотя в прошлом году производители оформили ОТТС уже на дюжину моделей коммунальных машин с кабиной, получившей из-за немецких корней прозвище KAM-AXOR. Модель 650912 с кузовом «ТК-Групп» является продуктом ООО «КРАН центр «КАМАЗ» с 20-тонным мультилифтом «Велмаш-Сервис РН Т20L» на шасси КАМАЗ-65207 6х4 (КАМАЗ Т2640). Но для потребителя остаётся вопрос цены и сервиса, поскольку всегда привычнее классическая кабина, которая при покупке обходится ещё и на полмиллиона рублей дешевле.
Не в пример ему выглядит выбор минских шасси с кабиной 4-го поколения. Они уже не ограничены никакими вариантами, поскольку шасси обыгрывалось с 2004 года во всевозможных комплектациях. «МОСКОММАШ», отмечающая в этом году 25-летие, представила большой кузовной мусоровоз БМ-7028-52 именно на шасси МАЗ-6312С3.
Как тесен мир!
Производители европейских шасси уже не избавятся от прессинга на российском рынке. Китайские производители не перестают сертифицировать свои шасси под кузовные установки, и их соотношение цены и качества уже становится критичным, но они не хотят ввязываться в конкурентную гонку. Однако в России на автомобильном поприще уже по уральскому хребту ощущается фронт борьбы между Западом и Азией. Поэтому удержание такого специфического рынка как Россия, требует от автозаводов ЕС постоянного внимания. Содержание дилерской сети непременно упирается в вопрос свежих предложений, а оно имеет свои ограничения и привязано к логистике поставок запчастей и к модельным рядам, продаваемым и обслуживаемым в Европе.
Поэтому следует признать смелость компании MAN, под логотипом которой были представлены сразу три машины, изготовленные на АО «Завод специальной техники». Мценский кузовостроитель заявил о себе, как об эксклюзивном дистрибьюторе кузовщиков из McNeilus, совсем недавно и явно не связывал себя обязательствами с концерном MAN. Он буквально делит территорию с материнским Мценским заводом «КОММАШ» (так что на проходной вы не ошибётесь!). Первые «МакНилусы» вместимостью 14 кубометров базировались на шасси МАЗ 5340С2-525-013, а в основе показанной модели 78484 лежит уже немецкий MAN TGM19.250 4x2 BL (N18U416).
А дальше ещё интереснее, поскольку на стенде были показаны свежие решения для мегаполисов (с прицелом на Москву), которые не глядя способны потянуть их покупку. Большегрузный 4-осный (вариант для спальных районов) мусоровоз мод. 78489 на шасси TGS41.400 8x4 BB оборудован кузовом Geesinknorba GPM IV 28H25 вместимостью 14 кубометров. В центре экспозиции разместился мультилифт KP0100 с крюковым погрузчиком VDL S26-660 на 26-тонном шасси TGS41.440 8x4 BB. Подобную конструкцию с погрузочным оборудованием Hyva Lift Titan 30-62-S на шасси Scania P440 XT B8x4HZ представило ООО «Скания-Русь». И опыт подсказывает, что эти компании, входящие в группу Volkswagen, не просто так напоминают, что у них есть шасси для крупнотоннажной техники. С каждым годом проблемы рынка вывоза и утилизации ТБО обостряются и два решения MAN и Scania дуплетом направлены на рынок обработки и перевалку ТБО. Предположение позволяет допустить, что одна из этих марок планирует перейти (или вернуться) к вопросу о частичной локализации или удержания преференций для поставки готовых решений в рамках уже имеющихся автопарков. А это уже показатель серьёзного подхода к целому сектору экономики, а не просто желание заработать маржу.