Междугородный автобус Higer 6119TQ
Производитель: | Higer Bus Company Limited (Китай) |
---|---|
Модель: | KLQ 6119TQ (LKLR1HSF7) |
Начало продаж: | 2010 г. |
Цена: | 4 190 000 руб. |
Привычным, да, наверное, и наиболее логичным является тот факт, что подавляющее большинство продаваемых у нас импортных автобусов всего лишь базовые модели, доработанные под российские условия. Тем приятнее, что тандем компаний Higer и «Русбизнесавто» подошел к процессу пассажирских перевозок с несколько иной стороны. Вместо модернизации по уже отработанным позициям специально для нашего рынка была создана новая модель междугородного автобуса Higer 6119. Что ж, посмотрим, стоило ли это затраченных сил?
Ближняя даль
За год продаж Higer 6119 уже примелькался на наших дорогах, впрочем, и едва появившись на рынке, он не очень бросался в глаза. Классическая восточная внешность – просто и функционально.
Зато как всегда в таких случаях полное раздолье для пассажиров. Окна простой формы обеспечивают хороший обзор. Ровная подоконная линия позволила сделать ровный пол на протяжении всего салона, вплоть до последнего ряда кресел. При этом, несмотря на жёсткую фиксацию кресел, удалось создать комфортные условия для всех пассажиров, избежав так называемых «ущербных» мест. И это с учетом того, что спинки кресел откидываются на угол, по ощущениям значительно больший, чем у конкурентов.
Возможно, багажный отсек вместимостью 5,15 м3 кому-то покажется маловатым. Напрасно, всё-таки это не дальнобойный лайнер, а автобус для внутриобластного сообщения. К тому же сквозные отсеки, позволяющие извлекать багаж с любой стороны машины, в поперечнике разделены раскосами, которые предотвращают перемещение поклажи при резком торможении или разгоне.
В настоящее время возможны три основных варианта автобуса: с кондиционером и без форточек, с кондиционером и форточками, без кондиционера, но с форточками. Я бы рекомендовал остановиться на втором варианте. Существует масса способов предупредить несанкционированное открытие форточек, а вот в случае выхода из строя системы кондиционирования, да и просто при длительной стоянке в жаркий день вы не раз помянете их добрым словом.
119-й скорый
За рулем автобуса каких-либо сверхъестественных ощущений испытать не удалось. Higer 6119 оказался простым, понятным и, вероятно, потому не запоминающимся. После поездки ты просто покидаешь привычное рабочее место. Даже при всём желании я не смог найти в своей памяти какие-либо решения, заставившие меня привыкать к ним или сомневаться в восприятии «нравится – не нравится». Все предельно понятно.
Рычаг КП удобно использовать как подлокотник – хорошо. За счёт его большой длины передачи включаются не совсем чётко – плохо. Огромное ветровое стекло с «двойной» щёткой со стороны водителя и удобные зеркала обеспечивают прекрасную обзорность вперёд и назад – хорошо. Из-за маленького размера бокового окна водителя и широкой стойки при выезде на полосу разгона приходится активно крутить головой и смотреть уже в пассажирское окно, а в маленькую форточку неудобно подавать документы и тем более беседовать с проверяющими – плохо. Автобус уверенно разгоняется и тормозит как с помощью трансмиссионного тормоза электромагнитного типа Telma, так и основной системы тормозов Wabco – хорошо. Ограничитель скорости, настроенный на 100 км/ч, ущемляет возможности автобуса, не доходя до границы безопасного уровня, – плохо. И таких моментов немало. Но суть одна – автобус полностью контролируется водителем, который чётко знает, чего ждать от Higer, что он может, а чего нет.
Единственным, наверное, сочетанием несочетаемого является система зеркал. Насколько хорошо они позволяют контролировать ситуацию сзади–сбоку, настолько же бесполезны при посадке и высадке пассажиров. И если 1-ю дверь водитель видит напрямую, то происходящее в районе 2-й двери надёжно скрыто передней створкой в открытом положении. В принципе, в этой ситуации неплохо помогает камера у 2-й двери. Но вот беда – при ярком солнце разобрать ее изображение оказалось затруднительно – сильно засвечивается монитор. А так как он единый и для камеры заднего вида, то и с изображением, передаваемым с нее, те же проблемы. Справедливости ради отмечу, что чёткость, правдивость изображения и ширина «охвата» приятно удивляют.
Интересным моментом, впрочем, характерным для всей линейки междугородных автобусов Higer, является функция автоматического закрывания дверей при трогании с места. Причём работает она только в случае, если автобус был поставлен на ручной тормоз – этакий своеобразный способ дисциплинировать водителя. Впрочем, постоянно пользоваться этой системой я бы не рекомендовал. И причина такой рекомендации проста – при отъезде от остановки, когда колеса повернуты влево, никаких проблем не предвидится, дверь не пострадает, даже если и не закроется автоматически. А вот при маневрировании по территории парка, либо при отъезде задним ходом от перрона вокзала, где порой сразу необходимо вывернуть руль максимально вправо, передняя створка может быть серьезно повреждена колесом.
Впрочем, с точки зрения водителя автобус довольно хорош. По крайней мере, у меня негативного осадка не осталось, хотя с общей «болезнью» междугородных Higer – окно-бойница – я бы всё же постарался что-то сделать. Уж очень этот фактор влияет на безопасность движения.
Долгой жизни
И конечно же «любишь кататься, люби и саночки возить». Речь, естественно, о техническом обслуживании. Сейчас периодичность его проведения 15 000 км. Но так как автобусы идут из Китая своим ходом, первое ТО в «Русбизнесавто» совмещают с предпродажной подготовкой, и клиент получает автобус, уже прошедший обкатку. Нынешние расходы на проведение обслуживания представлены в таблице.
Пробег, тыс. км | Средняя стоимость расходных материалов, руб. | Средняя стоимость работ по ТО, руб. | Количество нормо-часов на проведение ТО, ч | Итого, руб. |
---|---|---|---|---|
ТО-25 | 16 500 | 9900 | 11 | 26 400 |
ТО-40 | 17 000 | 10 440 | 11,6 | 27 440 |
ТО-55 | 17 500 | 11 610 | 12,9 | 29 110 |
ТО-70 | 17 400 | 11 160 | 12,4 | 28 560 |
ТО-85 | 16 900 | 10 080 | 11,2 | 26 980 |
Отмечу, что с увеличением межсервисного пробега с 10 000 км до 15 000 км был увеличен и гарантийный срок до двух лет или 100 000 км пробега, (что наступит раньше).
Что касается проведения самостоятельного ЕТО, то здесь всё просто. Люки технологических отсеков открываются на большой угол. Компоновка силовой установки и вспомогательных систем тоже достаточно свободная и проблем с доступом куда-либо не должно быть. По сути, претензий или скорее потенциальных придирок всего две. Во-первых, это растянутые по всему моторному отсеку как двухручейковые, так и спаренные ремни, которые в случае обрыва неизвестно что «прихватят» на своем пути. А во-вторых, это размещённые вертикально АКБ. Спору нет, место такая компоновка сберегает изрядно, вот только снимать батареи на подзарядку во время ТО не совсем удобно – отсек невелик, а вес банок приличный.
Полная масса, кг | 18 000 |
Снаряжённая масса, кг | 13 800 |
Пассажировместимость, чел. | 47 |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-ю оси, кг | 6500/ 11 500 |
Двигатель:
|
Cummins ISDe 300 40, турбодизель, Euro 4 6700 300 при 2500 мин-1 1070 при 1400 мин-1 |
Коробка передач
|
Qijiang S6-90, механическая 6/ 1 |
Подвеска | Зависимая, пневматическая, с амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости |
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная. Впереди дисковые, сзади барабанные |
Колесная формула | 4х2 |
Минимальный радиус поворота, м | 11,5 |
Вместимость топливного бака, л | 2х200 |
Пустой перрон
Закончить знакомство с Higer 6119TQ хотелось бы на еще одном положительном моменте. Практически в каждом тесте с автобусами Higer мы говорим о том, что китайцы довольно оперативно вносят в конструкцию те или иные изменения. Мелкие и не очень, но они есть в каждой продаваемой модели, все-таки Китай и Россия – разные страны.
Модель | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Higer KLQ 6119TQ | Yutong 6121HQ | Hyundai Universe | Scania OmniExpress K310 | ГолАЗ-5251 | МАЗ-231062 | |
Пассажировместимость, чел. | 47 | 54 | 43 | 51 | 53 | 51 |
Длина, мм | 11 550 | 12 200 | 11 780 | 12 390 | 12 443 | 11 985 |
Двигатель:
|
Cummins ISDe 270 40, Euro 3 270 |
Cummins ISDe 290 40, Euro 4 290 |
D6CB38, Euro 3 380 |
Scania DC918, Euro 4 310 |
Scania D09 102, Euro 4 250 |
Daimler OM926LA, Euro 5 326 |
Цена, руб. | 4 190 000 | 5 580 000 | 6 100 000 | 9 600 000 | 4 400 000 | 5 200 000 |
Тем интереснее отметить, что в автобус, специально спроектированный для наших условий, по результатам эксплуатации было внесено более 25 различных изменений. Перечислять их все, полагаю, не будем. Отметим лишь наиболее существенные: дополнительная шумоизоляция Henkel пола над моторным отсеком; подогрев бака с мочевиной – для наших морозов актуальное решение; напольные отопители салона заменены на настенные во избежание попадания влаги; функция принудительного притока свежего воздуха в отопителе ветрового стекла (в дефростере); проводка с герметичными разъёмами, уложенная в пожаробезопасные гофры, удлинители ниппеля для подкачки внутренних колес задней оси (приходилось снимать наружный скат); воздушный вывод в переднем бампере для подкачки шин; ремённый привод вентилятора системы охлаждения заменен на вентилятор с электро-магнитной муфтой и т. д. Как видите, работа проведена серьёзная.
Стоит отметить, что в настоящее время внедрена катафорезная обработка кузова, что должно положительно сказаться на эксплуатационных качествах. Вот такой он, Higer 6119 – автобус для работы на коротком междугородном плече в 200–300 км.