Scania подвела итоги 2018 года в России
Традиционно в первый месяц весны компания Scania отчиталась об итогах прошлого года. Отчёт был честным, говорили не только об успехах, но и о нереализованных возможностях. Упор сделали и на успехах продаж, и на ключевой задаче концерна – поставке клиенту готового транспортного решения, что намного важнее, чем просто продавать технику.
Одним из основных мотивов отчётной конференции стал обновлённый формат работы компании, где одновременно с ориентиром на конструктивные инновации при разработке техники параллельно присутствует комплекс дополнительных сервисов для повышения рентабельности бизнеса клиентов. Новая стратегия позволила компании Scania в России выйти на первое место по объёму продаж среди семи европейских производителей тяжёлой грузовой техники полной массой более 16 тонн и достичь 24,7% доли российского рынка. Полученный результат вывел Россию с третьего на второе место в мире по количеству отгруженных автомобилей Scania. На первом месте Бразилия, осуществившая рывок с четвёртого места.
Итоги 2018 в цифрах по отраслям
По данным компании Scania, в России 22% от общих её продаж составляют специальные сегменты. Российский рынок строительной техники вырос на 22% при общей динамике рынка в 1,6% по сравнению с 2017 годом.
Scania заняла первое место по отгрузкам строительной техники среди всех представленных в стране европейских производителей. Автопарки российских компаний пополнились на 418 новых самосвалов Scania. Для решения транспортных задач в горнодобывающей промышленности было отгружено 455 грузовых автомобилей Scania, 23% этих решений на базе техники нового поколения. Предприятия коммунального и дорожного хозяйства получили 278 единиц техники, из них новое поколение Scania составило 45%, модели PGR – 55%. Лесовозным компаниям было передано 214 грузовых автомобилей, в том числе 127 специализированных сортиментовозов.
Доля техники нового поколения уже за первый год продаж составила 50% от общего количества отгрузок. Количество отгруженных в 2018 году двигателей составило 250 единиц. В сегменте грузовиков на газомоторном топливе реализовано 214 единиц, 39% из которых – автомобили нового поколения и 61% – серии PGR.
Несмотря на сложный кризисный период, шведам удалось не только сохранить, но и приумножить одну из самых крупных дилерских сетей в нашей стране. За прошлый год в России было открыто 17 новых дилерских станций Scania, мастерских и удалённых сервисных решений на базе клиента. Небольшие мастерские (МТО) – новый формат, внедряемый Scania в России, появились в Котласе, Усть-Куте, Саранске, Туле, Бийске, Алдане, Усть-Илимске, Братске, Белгороде. Сейчас в России работают 77 дилерских станций, мастерских и удалённых решений на базе клиента. В общей сложности дилерская сеть обеспечивает покрытие 76% значимой для перевозчиков территории Российской Федерации. Развивается и относительно новая услуга, предложенная ровно год назад – персональный гибкий план технического обслуживания «Scania FLEX». В случае значительных изменений условий эксплуатации машин программа обслуживания корректируется автоматически. Точно спланированное ТО сокращает риск поломок и внеплановых ремонтных работ.
Доли пакетных предложений
Доля профинансированной в 2018 году техники партнёром «Скания Лизинг» составила 48%, в том числе 31,6% – пакет «Scania Драйв», включающий лизинг, страхование, систему мониторинга автопарка FMS, обучение водителей и техобслуживание по программе Scania FLEХ. В 2018 году доля отгруженной техники с сервисными контрактами составила 55,5%.
Перевозчики регулярно используют услугу подготовки водителей в Школе водительского мастерства Scania, позволяющую улучшить показатели расхода топлива и прочие факторы эффективной и безопасной эксплуатации машин. С 2016 по 2018 год было обучено 7205 водителей, а только за январь 2019 года – уже 365 водителей.
Вторичный рынок не менее важен
Ещё один из новых проектов Scania в России – открытие техцентров техники Scania с пробегом. К настоящему времени открыто пять таких предприятий в Московской области, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде. В 2019 году планируется открытие ещё до 10 центров техники Scania с пробегом, где можно будет приобрести автомобили с официальной гарантийной защитой силовой линии.
Автобусное направление
Сотрудничество шведской компании Scania и российской группы ГАЗ длится уже более 10 лет, начавшись выпуском туристических автобусов «Круиз» на шасси Scania. Вспоминая былое, основные вехи этого сотрудничества – сборка междугородных автобусов «Вояж» и трёхсторонний договор о транспортном обслуживании Олимпиады в Сочи 2014 года.
Приоткрывая завесу тайны, от себя добавлю, что в настоящее время готовится принципиально новый «автобусный» проект от Scania, детали которого пока не могу разглашать. Но согласно традициям марки, это, естественно, будет не микроавтобус, а полноразмерный лайнер…
Интересные цифры вклада в экономику России
За всю 27-летнюю историю Scania в России транспортным компаниям было отгружено 63 312 единиц новой техники. Сейчас на дорогах страны в эксплуатации примерно 56 850 грузовых автомобилей Scania разных комплектаций и для различных сфер применения, их общий пробег порядка 18,3 млн км/день, а ежесуточный объём грузоперевозок – 850 тыс. тонн. За 2018 год Группа компаний Scania привнесла в бюджет Российской Федерации свыше 8,5 млрд рублей налоговых и неналоговых платежей.