<<< Назад
Автовышка Scania IL – первый автомобиль Scania в России. Петербург, 1910 г.

Scania. 100 лет в России

Юбилей автомобилей «Скания» и «Скания-Вабис» на российском рынке

Станислав Кирилец, Сергей Егоров,
иллюстрации из коллекций авторов, архивов Scania и редакции журнала «Грузовик-Пресс»

Кто не знает грузовики «Скания»? Встречаются они ныне на российских дорогах повсюду...

В 2010 году исполнилось 100 лет, как первый автомобиль марки «Скания», изготовленный в Швеции, появился в столице Российской империи Санкт-Петербурге. Вековой юбилей – отличный повод, чтобы рассказать о том, как медленно, но настойчиво грузовые и легковые автомобили «Скания» и «Скания-Вабис» продвигались по дороге российского рынка. Дорога эта была длинной и долгой, в два этапа в вековом отрезке времени с более чем 60-летним перерывом.

Автомобильный рынок Швеции начала ХХ века был очень похож на российский – на нем сначала доминировали дешевые американские автомобили не самого лучшего качества и высококачественные дорогие машины французского и германского производства. Первые из них были популярны у граждан среднего класса, каковых в Швеции было не так и много, а вторые охотно приобретали богачи и аристократы. В целом же шведский автомобильный рынок был незначителен и отечественным производителям, сделавшим ставку на высокое качество, было весьма трудно конкурировать с известными европейскими марками.

В истории отношений между Швецией и Россией были периоды, когда политические и экономические вопросы решались не только многочисленными войнами между нашими народами, но и путем торговых договоров. В начале ХХ века в поисках сбыта двигателей и автомобилей шведы обратили свой взор на восток – уже в 1905 г. в Санкт-Петербурге открылась небольшая агентура по продаже лодочных моторов Scania. На II Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1910 г. двигатели Scania были отмечены серебряной медалью.

Самый большой легковой автомобиль из программы фирмы того времени Scania FP с 7-литровым двигателем был приобретен принадлежавшей концерну «Братья Нобель» Уральско-Каспийской нефтяной компанией. Екатеринбург, 1911 г.

Vabis, Scania, Scania-Vabis – краткие штрихи истории (I)

XVI век: В шведском городке Сурахаммар основана первая казенная кузница.

1866 г. Объединенные кузницы и металлургические заводы в Сурахаммаре приступили к производству колес для железнодорожных вагонов.

1872 г. В Сурахаммаре основано предприятие Surahammars Bruks Aktienboleget, ставшее к 90-м годам XIX в. крупнейшим шведским производителем металлических компонентов для паровозов и вагонов.

11 декабря 1891 г. Под патронажем фирмы Surahammars Bruks AB с участием государственного и частного капитала в городе Сёдертелье основано предприятие по производству железнодорожных вагонов Vagnfabriks-Aktienboleget i Södertelge. С июля 1906 г. фирма официально зерегистрировала для своей продукции в качестве торговой марки сокращенное название Vabis (VABIS). С 1892 по 1911 г. фирма изготовила 3172 пассажирских, багажных и товарных железнодорожных вагона, 12 вагонов для «конки».

Осень 1897 – весна 1898 г. На заводе Vagnfabriks-Aktienboleget i Södertelge построен опытный легковой автомобиль конструкции Густафа Эриксона – первый автомобиль шведского производства, для которого образцом послужила немецкая машина Benz.

Лето 1899 г. Густаф Эриксон изготовил второй легковой автомобиль с новым двигателем, использовав части от своей первой машины.

Осень 1900 – зима 1902/1903 гг. Эриксон перестроил свой автомобиль, применив для него два новых двигателя.

Лето–осень 1902 г. Фирма Vagnfabriks-Aktienboleget i Södertelge изготовила свой первый 1,5-тонный грузовой автомобиль и первую моторную дрезину.

Освоено мелкосерийное производство 1- и 2-цилиндровых двигателей внутреннего сгорания конструкции Эриксона для автомобилей, моторных дрезин и катеров.

1903 г. Начало мелкосерийного производства легковых и грузовых автомобилей.

До марта 1911 г. фирма Vabis построила, не считая опытных машин Эриксона, 32 легковых автомобиля и лёгких фургона, а также 20 грузовиков (из них одно автобусное шасси в 1910 г.) и 42 моторные дрезины.

Символично, что самый первый автомобиль Scania, проданный за пределами Швеции, поступил именно в Россию. Пробиться на российский рынок шведам было крайне сложно, но они выбрали разумную политику, предлагая в первую очередь специализированные автомобили на шасси грузовиков. В октябре 1910 г. на заводе Scania была построена специальная вышка для ремонта и обслуживания контактной сети трамвайных путей на 3-тонном 24-сильном шасси Scania IL. В ноябре 1910 г. автовышка прибыла в российскую столицу и поступила на службу Трамвайного отдела Петербургской городской управы (ПГУ) – с этого момента и началась история автомобилей Scania в России.

Scania IL Трамвайного отдела ПГУ в действии. Петербург, 1913 г.

В 1911 г. шведские предприниматели С. Глезмер и Т. Ланделиус открыли в Санкт-Петербурге Торговый дом «Автогруз», где продавались импортные автомобили: шведские легковые машины, грузовики и автобусы Scania-Vabis и Tidaholm, английские Palladium и французские Th. Schneider. Магазин и контора расположились на Александровской площади, а гаражи и ремонтные мастерские – на Малой Дворянской улице. На проходившей в Петербурге в 1913 г. IV Международной автомобильной выставке фирма Scania-Vabis представила несколько моделей грузовых автомобилей грузоподъемностью от 0,5 до 6 тонн.

Специализированный 2-тонный грузовой автомобиль Scania-Vabis CLb. Mашина эксплуатировалась Водопроводным отделом ПГУ. Петербург, 1912 г.
Рекламное объявление фирмы «Автогруз». Петербург, 1913 г.

В начале 1914 г. предприятие «Автогруз» Торгового дома «С.С. Глезмер и К°», в сборочных и ремонтных мастерских которого было занято 40 рабочих, перешло во владение фирмы Scania-Vabis, но осенью 1914 г. по подозрению в шпионаже в пользу Германии оно было конфисковано и передано в ведение Военной автомобильной школы. В мастерских и гараже бывшего общества «Автогруз» в Петрограде на Малой Дворянской был открыт центр формирования бронеавтомобильных частей Русской императорской армии и разработки бронеавтомобилей – Броневой отдел Военной автомобильной школы. Однако незначительные поставки автомобилей Scania-Vabis продолжались до лета 1917 г. Всего с 1910 по 1917 г. фирмы Scania и Scania-Vabis поставили в Россию 22 грузовика, включая специализированные машины, 35 легковых автомобилей и их шасси, а также одну моторную дрезину, причем некоторая часть этих автомобилей была собрана в Петербурге из шведских деталей. В Гельсингфорсе (ныне Хельсинки, в то время Финляндия входила в состав Российской империи) существовало также отделение фирмы Scania-Vabis, через которое было продано на территории Великого княжества Финляндского несколько десятков автомобилей, в том числе одна пожарная машина. Скромные цифры продаж автомобилей Scania-Vabis в России объясняются жесткой конкуренцией на российском рынке, где в 1913 г. эксплуатировались автомашины более чем 400 марок, ограниченным объемом автомобильного производства в Швеции и сравнительно небольшим спросом на автомобили в Российской империи.

Пятитонный самосвал Scania-Vabis FLa – экспонат IV Международной выставки в Петербурге, 1913 г.
Серийных легковых автомобилей Scania-Vabis 2S было построено 70 штук. Этот экземпляр был собран в Петербурге в мастерских фирмы «Автогруз». 1913 г.
[b]1900 г.[/b]
[b]1901 г.[/b]

15 августа 1896 г. Генеральный агент по продаже английских велосипедов Humber в шведской провинции Скене (Skåne, латинское название – Scania), датчанин Фредерик Петерсен основал в городе Мальме предприятие Svenska Aktiebolaget Humber & Co., приступившее к лицензионному производству велосипедов Humber.

02 октября 1900 г. Петерсен покидает фирму Svenska Humber и основывает в Мальме новое предприятие – Maskinfabriksaktienbolaget Scania. Герб провинции Скене – мифический грифон выбран в качестве эмблемы новой фирмы

20 декабря 1900 г. Maskinfabriksaktienbolaget Scania приобретает все активы фабрики Svenska Humber и продолжает производство велосипедов под маркой Scandia.

16 апреля 1901 г. Официальная регистрация торговой марки Scania.

Весна 1901 г. На предприятии в опытном порядке собрано из французских частей несколько мотоциклов, трициклов и легких автомобилей марок Werner, Clément, Gladiator и Phébus.

Лето – осень 1901 г. Под руководством главного инженера завода Антона Свенссона конструктор Рейнгольд Торссин построил первый легковой автомобиль марки Scania с французским двигателем Aster.

Осень 1901 – зима 1901–1902 гг. На фабрике Scania построено еще три опытных легковых машины конструкции Торссина – одна с французским двигателем Aster и две с немецкими моторами Kämper.

1902 г. Изготовлен первый грузовой автомобиль Scania конструкции Торссина с мотором Aster. Начало мелкосерийного производства легковых автомобилей по образцу французских машин Clément-Gladiator с двигателями, изготовленными по лицензии французской фирмы Aster.

[b]1903 г.[/b]
[b]1906 г.[/b]
[b]1909 г.[/b]
[b]1911 г.[/b]

1903 г. Освоено мелкосерийное производство мотоциклов с двигателями Clément и Aster, которое продолжалось недолго. Изготовлен первый автомобиль с двигателем конструкции шведского инженера Густава Венцеля.

1904 г. Изготовлен автомобиль большого класса с немецким двигателем Argus. Начало серийного производства легковых автомобилей собственной разработки с двигателями Венцеля и лодочных моторов.

1906 г. Освоено мелкосерийное производство грузовых автомобилей Scania – образцом послужили немецкие грузовики Argus. До марта 1911 г. фирма Scania построила, не считая трех опытных машин Торссина, 53 легковых автомобиля и легких фургона, а также 47 грузовиков.

30 ноября 1910 г. Фирмы Vagnfabriks-Aktienboleget i Södertelge и Maskinfabriksaktienbolaget Scania подписали предварительное соглашение об объединении.

29 марта 1911 г. Состоялось официальное объединение двух шведских заводов – рождение фирмы Aktienboleget Scania-Vabis Automobiler och Båtmotorer и торговой марки Scania-Vabis, однако еще некоторое время заводы в Сёдертелье и Мальме выпускают автомобили и двигатели под прежними марками – Vabis и Scania.

Весна 1911 г. Построен единственный опытный мотоцикл Scania-Vabis и первый авиационный двигатель.

1911–1912 гг. Разделение производства – на заводе в Мальме выпускаются автобусы, грузовые, специальные и пожарные автомобили, а в Седертелье – легковые. Scania-Vabis открыла торговые представительства в разных городах Швеции, а также в Дании, Норвегии и России (включая отдельное представительство в Финляндии).

После Октябрьской революции 1917 г. торговые отношения между фирмой Scania-Vabis и Россией временно прекратились. В 1926 году имела место робкая попытка возобновить эти отношения – советская организация «Автопромторг», занимавшаяся кроме прочего импортом автомобилей, заказала в Швеции партию из шести почтовых автобусов Scania-Vabis Typ 3241. Эти автобусы, разработанные в 1922 г. инженером Эрнстом Нибергом специально для эксплуатации на заснеженных дорогах Северной Швеции, отличались оригинальной конструкцией движителя – спереди и сзади ведущих колес устанавливались небольшие барабаны, на которые натягивалась резиновая лента (гусеница). Гусеничный движитель Ниберга, который в летний период можно было легко снять, хорошо зарекомендовал себя на снежных дорогах Лапландии. В СССР эти автобусы прошли всесторонние испытания и эксплуатировались главным образом в Сибири.

Гусеничный движитель автобуса Scania-Vabis Typ 3241. Москва, 1926 г.

На этом первый этап продвижения автомобилей «Скания» на российских дорогах закончился.

После 1926 г. в деловых отношениях между нашей страной и «Сканией» наступил длительный перерыв. За это время фирма Scania-Vabis из предприятия локального масштаба превратилась в ведущего европейского изготовителя тяжелых грузовиков и автобусов. Советским автомобилистам в 1960–1980-х гг. оставалось знакомиться с грузовыми автомобилями Scania-Vabis и Scania на улицах Москвы и Ленинграда, куда эти машины, принадлежащие в основном финским и скандинавским автоперевозчикам, нередко заезжали.

Почтовый автобус Scania-Vabis Typ 3241 во время зимней эксплуатации в СССР – по неизвестным причинам гусеница не установлена, но на ведущие колеса натянуты цепи противоскольжения. Челябинск, 1927 г.

1912 г. Изготовлен первый автобус Scania-Vabis.

1 апреля 1913 г. Основана первая автосборочная мастерская за пределами Швеции – фирма Dansk A/S Scania-Vabis в Копенгагене, где началась сборка немецких легковых автомобилей фирмы Dessauer под маркой Scania-Vabis.

1914 г. С началом Первой мировой войны фирма Scania-Vabis значительно увеличила производство легковых и грузовых автомобилей.

1916 г. Освоено производство авиационных двигателей по образцу немецких авиамоторов Daimler.

1917 г. На заводе в Мальме изготовлен первый колесный полноприводный артиллерийский трактор. Открыта автосборочная мастерская в Норвегии, в поселке Мосс, предместье г. Кристиания (ныне г. Осло) – фирма Norsk Automobilfabrik Scania-Vabis.

1919 г. По окончании Первой мировой войны наблюдается спад производства. Штаб-квартиры фирмы объединены и переведены в Стокгольм.

Август 1921 г. Aktienboleget Scania-Vabis на грани банкротства. В срочном порядке учреждено предприятие под новым именем Aktienboleget Värdsholmen.

22 ноября 1921 г. Основано новое предприятие под «старым» именем Scania-Vabis – юридический ход для спасения марки.

Декабрь 1921 г. Фирма Aktienboleget Värdsholmen ликвидирована, однако ликвидация не коснулась торговой марки Scania-Vabis. «Новая», свободная от долгов фирма Aktienboleget Scania-Vabis перенимает заводы в Сёдертелье и Мальме.

1924 г. Заводом Scania-Vabis в Мальме изготовлен первый 3-осный грузовой автомобиль.

1925–1927 гг. Производство всех автомобилей Scania-Vabis в Швеции переведено на завод в Сёдертелье.

1929 г. Scania-Vabis прекратила производство легковых автомобилей, отныне фирма концентрируется на изготовлении грузовиков, автобусов и двигателей.

В период 1911–1927 гг. Scania-Vabis изготовила на заводе в Мальме 1079 грузовых автомобилей и автобусных шасси, а также 6 полноприводных артиллерийских тракторов. С 1911 по 1929 г. в Сёдертелье и Мальме было построено 735 легковых автомобилей и легких развозных фургонов.

Первый эвакуатор Scania 92H, проданный в Санкт-Петербурге в 1990 г.

Новый этап сотрудничества наступил в 1990 г. В период «перестройки», когда появилась некоторая либерализация внешнеторговой деятельности и ряд автохозяйств был переведен на хозрасчет, автомобили Scania снова заинтересовали советских автотранспортников, тем более что наша страна в 1970-х гг. уже осуществляла закупки шведских грузовиков. Это были седельные тягачи Volvo, приобретенные для автопредприятий «Совтрансавто». В 1990 г. для вновь образованного предприятия «Союзвнештранс», принадлежащего Министерству внешней торговли СССР, была закуплена партия двухосных седельных тягачей Scania R113 и R143. В начале 1991 года компания организовала в Советском Союзе выставку-пробег своих грузовиков. Четыре тягача прошли по маршруту Брест–Киев–Минск–Москва–Ленинград, после чего компания получила 100 заказов. Однако в декабре 1991 г. СССР распался и начавшийся период приватизации и складывания рыночных отношений не способствовал закупкам новых автомобилей. С этого времени в Россию стал поступать поток иностранного автотранспорта, бывшего в употреблении. В их числе были грузовики и автобусы Scania. Последние, нередко оснащенные кузовами финских фирм, были распространены на Северо-Западе России. Тем не менее российский рынок был потенциально открыт для продаж и новых грузовых автомобилей.

Scania LBS140 6x2 (1974–1975) с иностранными номерными знаками на московской улице. Снимок 1970–1980 гг.

Очередным этапом для шведско-российских деловых отношений стало открытие в мае 1993 г. в Москве представительства Scania с небольшим штатом сотрудников. В этом же году стартовал проект «РусСкан». Под этой маркой планировали собирать городские автобусы, представляющие собой комбинацию шасси Scania и кузовов ЛиАЗ. В 1993–1994 гг. было построено два автобуса «РусСкан-5263» (по одному на сборочных площадках в Дмитрове и Серпухове). Однако в то время эти машины, стоившие вдвое больше обычного ЛиАЗа, оказались слишком дорогими для автотранспортников.

В мае 1995 г. в Санкт-Петербурге была основана компания «Петроскан», которая стала первым официальным продавцом Scania в России. В 1998 г. московское представительство Scania было преобразовано в ООО «Скания-Россия» (с 2008 г. – «Скания-Русь»), которое обладало полномочиями официального импортера. В 1999 г. к числу продавцов грузовиков Scania добавилась компания «Скания-Сервис», расположенная у подмосковного города Краснознаменск (бывший Голицыно-2). Все эти события способствовали росту импорта новых грузовиков Scania, который в 1998 г. достиг 147 единиц. Правда, в следующем послекризисном 1999 г. уровень продаж упал до 50 машин.

Scania R113 MA 4x2 (1987–1996). Аналогичные тягачи были отправлены в СССР в 1990 г.

Scania-Vabis, Scania – краткие штрихи истории (II)

[b]1930 г.[/b]

1930 г. Мировой экономический кризис привел компанию Scania-Vabis на грань банкротства, положение фирмы спасают субсидированные шведским правительством заказы на автобусы.

1932 г. Scania-Vabis строит свой первый автобус вагонной компановки, в Швеции их прозвали «бульдогами». Тогда же изготовлен и первый бескапотный грузовик.

1936 г. Scania-Vabis осваивает серийное производство дизельных двигателей по лицензии германской фирмы Humboldt-Deutz-Motoren AG (конструкция фирмы C.D. Magirus AG, перешедшей в 1936 г. под контроль компании Humboldt-Deutz).

1940 г. Из-за дефицита бензина и дизельного топлива в Швеции, связанного с началом Второй мировой войны, Scania-Vabis приступает к серийному производству газогенераторных автомобилей и шасси для троллейбусов.

1941–1944 г. Производство для шведской армии танков и самоходных орудий по лицензии завода из г. Праги – Böhmisch-Mährische Maschinenfabrik AG (бывший CvKD). Scania-Vabis строит полноприводные автомобили и бронетранспортеры для шведской армии.

1949 г. Приобретение лицензии на производство автобусов у американской фирмы Mack Manufacturing Co.

[b]1954 г.[/b]
[b]1969 г.[/b]

1951 г. Соглашение с английской фирмой Leyland Motors Ltd. о взаимопомощи в разработке дизельных двигателей. Доля экспорта автомобилей достигает 20% всей продукции.

1956 г. Бразильская фирма Veículos e Máquinas Agrícolas SA (VEMAG) приступает к сборке грузовиков Scania-Vabis из шведских деталей.

1957 г. Открытие собственного автосборочного завода в Бразилии – Scania-Vabis Motores i São Bernardo. В 1962 г. бразильский филиал освоил полный цикл производства автомобилей.

1964 г. Открытие автосборочного завода в Нидерландах – Scania-Vabis Nederland NV.

1966 г. Приобретение нидерландской кузовной фирмы Be-Ge Karosserifabrik, поставлявшей с 1946 г. кабины для концерна, включение ее в автосборочный цикл под новым именем Scania Hytter AB.

1969 г. Объединение фирмы Scania-Vabis с автомобильно-авиационной компанией Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB), формирование концерна Saab-Scania AB. Грузовики и автобусы отныне выпускаются под маркой Scania.

Основание дочерней компании по производству автобусов Scania-Bussar AB на базе приобретенного в 1966 г. кузовного завода Svenska Karosseri Verkstäderna (SKV).

В 2001 г. на территории автоколонны №1109 в Санкт-Петербурге началось возведение автобусного завода «Скания-Питер», третьего по счету предприятия Scania такого профиля (остальные находятся в Швеции и в Польше). При этом завод не являлся совместным предприятием, а стал собственностью компании. В 2002 г. предприятие начало сборку 12-метровых городских автобусов Scania CL94UB 4x2 OmniLink, а в 2005 г. – междугородных автобусов серии OmniLine. В 2001 г. Scania представила грузовые автомобили в исполнении Griffin, специально разработанные для российского рынка, и в следующем году начала их продажи. Эти «бюджетные» автомобили оснащались кабиной типа P с одним спальным местом и минимальным набором дополнительного оборудования. Свое название они получили в честь мифического зверя – грифона, который является с 1900 г. эмблемой марки Scania. Эти грузовики не изготовлялись под конкретный заказ, а завозились крупными партиями. В 2003 г. выпуск грузовиков в исполнении Griffin был перенесен в Бразилию.

В 2001 г. началось сотрудничество Scania и автобусного завода «Волжанин» из г. Волжска Волгоградской области, в результате чего в следующем году был начат выпуск первого в России 15-метрового трехосного городского автобуса «Волжанин-6270» на шасси Scania L94 UB (6х2). В 2003 г. был создан туристский автобус «Волжанин-5285» на шасси Scania K94 IB (4х2), получивший титул «Лучший отечественный туристический автобус года» и 15-метровый туристский «Волжанин-6212» на шасси Scania K124 (6x2).

Один из вариантов автобуса «РусСкан-5263» на шасси Scania, 1993 г.

В 2000-е годы вследствие благоприятной экономической ситуации в стране произошел устойчивый рост продаж новых грузовиков Scania. Если в 2001 г. был реализован 291 автомобиль, то в 2006 г. доля Scania составила 2820 автомобилей или 31,1% от всех проданных в России импортируемых тяжелых грузовиков. В этот период на продукцию компании впервые обратила внимание государственная структура. Это было Управление по обеспечению мероприятий гражданской защиты города Москвы, входящее в структуру московского правительства, которое в июне 2007 г. приобрело 2 седельных тягача Scania R420 LA 4х2 HNA и 4 грузовых автомобиля Scania R420 LB 6х2 HNA. Автомобили были предназначены для доставки гуманитарных грузов и получили специальную расцветку, присущую автотранспорту МЧС России.

В 2007 г. в России было продано рекордное количество новых грузовиков Scania – 5337 штук, которое в следующем году снизилось до 4704 единиц. Наконец, в кризисном 2009 г. уровень продаж резко упал и составил 951 машину. Впрочем, у конкурентов Scania ситуация на рынке складывалась тоже безрадостная… Несмотря на это деятельность в России по-прежнему является для компании перспективной. Подтверждением этого служит открытие в поселке Шушары под Санкт-Петербургом в апреле 2010 г. нового завода «Скания-Питер» по сборке грузовых автомобилей. До конца года там планируется собрать около 500 машин.

Автобус Scania CL94UB 4x2 OmniLink,  собранный на заводе «Скания-Питер», на улицах Санкт-Петербурга, 2002 г.

Каковы же итоги «второго пришествия» автомобилей Scania в Россию? На начало 2009 г. по дорогам нашей страны ездило около 35 000 грузовиков этой марки, из которых более трети приходилось на автомобили 2005–2008 гг. выпуска. К этому нужно добавить два сборочных завода, а также активное использование шасси Scania в отечественном автобусостроении. Достойные результаты к 100-летнему юбилею!

[b]1980 г.[/b]

1971–1978 гг. Совместное производство автобусов в Англии фирмами Scania-Bussar AB и Metro Cammell Weyman Ltd. под маркой Metro-Scania.

1974 г. Открытие автосборочного филиала в Аргентине – Scania Argentina SA, приступившего позже к полному циклу изготовления грузовых автомобилей и автобусных шасси.

1977 г. Открытие автосборочного завода во Франции – Scania France SAS.

1983 г. Открытие автобусного завода в США – Scania of America, производство автобусов до 1991 г.

1985–2010 гг. Глобальная экспансия. Кроме вышеупомянутых заводов сборка грузовых автомобилей и автобусов марки Scania имеет место в Австралии, Анголе, Ботсване, Египте, Замбии, Зимбабве, Ираке, Кении, Малайзии, Мексике, Мозамбике, Новой Зеландии, Перу, Польше, России, Сингапуре, Таиланде, Танзании, Тунисе, Южной Корее.

1995 г. Концерн Saab-Scania AB прекращает свое существование, производство грузовых автомобилей и автобусов продолжается в глобальном масштабе новой компанией Scania AB.

Комментировать ... >>
Loading...