История автомобилей Land-Rover
В наши дни Land-Rover ассоциируется исключительно с модными кроссоверами. Хотя слава пришла к британской марке благодаря вездеходам, обладавшим выдающейся проходимостью и исключительной практичностью. Помимо легковых вездеходов под маркой Land-Rover пробовали выпускать и грузовики.
Своим днём рождения компания Land-Rover считает 15 апреля 1948 года, хотя пилотные образцы вездехода Series I с колёсной базой 80 дюймов (2032 мм) были готовы ещё в начале марта. А уже 30 апреля 1948 года новинку показали на стенде компании Rover на международном автосалоне в Амстердаме. Впереди ждала всемирная слава. Интересно, что все эти годы марка Land-Rover ни одного дня не была независимой. Родилась она именно как марка внутри компании Rover, затем входила в British Motor Corporation лорда Ниффилда, а с 1968 года – в British Leyland Motor Corporation, и когда та обанкротилась, стала собственностью BMW AG. Затем около двух лет активами Land-Rover владела Ford Motor Company.
С 18 января 2008 года Land-Rover вместе с Jaguar принадлежит индийской корпорации Tata Motors.
Непросто провести границу между легковыми и грузовыми моделями Land-Rover. Их объединяет не только глубокая унификация, но и изначально закладываемая в конструкцию деловая жилка. Даже короткобазные версии легко превращались в специальные и специализированные машины. Производство на заводе Land-Rover в Солихалле было организовано таким образом, что позволяло строить уникальные образцы или небольшие партии, коим несть числа.
Очень короткая предыстория
В связи с возникновением марки Land-Rover чаще всего упоминается Морис Кэрри Уилкс, технический директор компании Rover. Но был ли он инициатором появления вездехода? Начнём с того, что на Rover Company Ltd трудилось несколько Уилксов. Идею мог предложить старший брат Мориса, Спенсер Бернау Уилкс. Он управлял компанией и, будучи старше на 13 лет, имел сильное влияние на брата. В компании трудились и двое их племянников, причём один из них, Чарльз Спенсер Кинг, стал автором ещё одного знаменитого вездехода – Range Rover. А должность директора-распорядителя занимал шурин Мориса – Уильям Мартин-Хёрст. Настоящий семейный подряд!
Мысль о собственном вездеходе возникла, как только на ферме братьев Уилкс прописался Willys Jeep. Сначала «американцу» на пробу вживили мотор и коробку Rover, затем раму, мосты и рулевой механизм заимствовали от Willys, чтобы построить уже собственный вездеход. Потому-то он и унаследовал колёсную базу в 80 дюймов (2032 мм). Кузов склепали из алюминия. «Крылатого металла» было завались: война закончилась.
Руль установили строго по продольной оси, чтобы без переделок продавать вездеход в странах с разным движением. Как раз тогда Rover впервые выходил на внешние рынки, и освоение модификаций с расположением органов управления слева давалось нелегко. Но замысел братьев Уилкс не оправдался. Они не подумали, что при отказе светотехники водитель обязан подавать сигналы руками. А как это сделаешь, сидя в середине машины? Никто не увидит. Неудобнее всего было включать передачи и демультипликатор – рычаги торчали между ног. Педали газа и тормоза располагались справа от центрального тоннеля, а педаль сцепления – слева. Словом, типичный английский подход к делу – немного не как у других.
Прототип закончили в сентябре 1947 года, а марка Land-Rover возникла ещё летом. Спенсер Уилкс вместе с сыном Томом и племянником Ричардом проводили уикэнд на острове Айлэй у побережья Шотландии, бродили среди болот и камней. Отец завёл разговор о будущем вездеходе и посетовал, что никак не придумать ему название. Ричард (а он был постарше) предложил «Roverlander», т. е. странник или путник. Но это было созвучно Willys Overland, что не понравилось Спенсеру Уилксу. И тогда его сынишка спросил: «А нельзя наоборот – Land-Rover»? Так что на совет директоров 4 сентября 1947 года Спенсер Уилкс шёл не просто с предложением выпускать вездеход, а уже с готовой маркой.
Гораздо реже, чем братья Уилкс, звучат имена других создателей Land-Rover: шассиста Тома Бартона, двигателиста Джо Дринкуотера, трансмиссионщика Фрэнка Шоу, кузовщика Сэма Остлера, начальника отдела испытаний Артура Годдарта. Вспомним и о них.
Тень грузовика
Легкового в Land-Rover и впрямь мало. Легендарный «мистер Land-Rover» Том Бартон однажды выразился в том духе, что рессоры необходимы, чтобы вытрясти душу из водителя прежде, чем он сломает автомобиль. Судя по всему, мистер Бартон был человеком с юмором. А может, всего лишь не любил перемены ради перемен.
Land-Rover постоянно боролся с несвойственным грузовикам «комплексом тесноты». Места не хватало решительно! Запасное колесо пришлось переставить из салона на капот. В 1953 году базу раздвинули до 86 дюймов (2184 мм), в 1957-м – до 88 дюймов (2235 мм). У следующего поколения Series II кузов расширили, для чего впервые позвали на завод дизайнера, незабвенного Дэвида Бэйча: он оформил боковины кузова скруглениями на уровне поясной линии. За машиной сразу закрепилось определение sleeker – «смазливый». И внутри стало ещё теснее! При этом почти все кузовные детали делались на самом примитивном оборудовании, без использования глубокой вытяжки, а соединялись клёпкой на уголках. Всё из листового алюминия. Кстати, и красились первые экземпляры тёмно-зелёной краской, какой в годы войны покрывали бомбардировщики – тоже из запасов.
В августе 1950-го на пробу построили модификацию с базой 104 дюйма (2642 мм). Показалось мало. Нарастили до 107 дюймов (2717 мм), а затем – и до 109 дюймов (2769 мм). Так в программе появились короткие (Regular) и длинные (Long) модификации. Настало раздолье для смежников.
Каких только машин не выпускали на базе Land-Rover «Long»! Своим клиентам марка предоставляла длиннющий список одобренных переделок и приспособлений. Там можно было найти оборудование для распыления удобрений (как раз тогда на поля пришла большая химия), для откачки жидких отходов, для чистки дорог. Такие заводы, как Appleyard of Leeds, Bonallack & Sons, Lomas, Marshall, Pilchers, строили специализированные медицинские автомобили. И даже кинопередвижка была!
Неприхотливость и выдающиеся вездеходные способности сделали Land-Rover популярным среди всевозможных служб. Однако и военные, и коммунальщики требовали больше места. На пожарные модификации было страшно глядеть – половину оборудования буквально навьючивали поверх капота, оно свисало спереди, сзади, с боков. Причём «пожарки» завод поначалу комплектовал сам. Затем с маркой сотрудничали специализированные заводы противопожарного оборудования Branbridge Fire & Security Equipment, Sun Engineering, HCB-Angus, Carmichael & Sons.
Начав в русле Willys Jeep, вскоре британцы чётко обозначили водораздел. Так, в Штатах покупатели часто отказываются от полного привода по соображениям экономии. И в 1950-е годы британский военный департамент вроде как тоже закупил компании Rover 675 единиц Regular Series I и 275 единиц Regular Series II с колёсной формулой 4х2. Эти машины даже не назывались Land-Rover! Похоже, завод всё ещё стыдится этих заказов. С тех пор – только полный привод! До 1984 года передний мост выполняли подключаемым, затем привод стал постоянным.