Опубликовано: ГП 07-2012

Три пути ИНДУСтриализации

Часть 2. Местные династии

Юрий Петров
Фото Роберта Яблонского (Robert Jablonsky, Германия), Хираджа Сунил (Hiraj Sunil, Индия), порталов motorbeam.com, IAB и фирм-производителей

Каждый посетитель прошедшего в Нью-Дели 11-го Мотор-шоу Auto Expo 2012 (5–11 января) мог увидеть преимущества открытого рынка. За всю свою историю эта выставка стала самой представительной по числу автомобильных экспонатов и рекордной по числу мировых премьер. Национальный автопром указал мировой индустрии на новый оазис, где расцвет только грядёт.

Диверсификация производства на фоне истощения ресурсов в Европе уже в 1950-х была немыслима без широкой кооперации, конкуренции и поиска новых рынков сбыта. На этом и вырос Евросоюз. В богатой на природные богатства Индии всё обстояло иначе. В течение 1950–1990-х она плыла в форватере самовоспроизводства. Частные компании даже не претендовали на экспорт в соседние страны. Индийские заводы хотя и выпускали практически все продукты и товары, необходимые для внутреннего потребления и развития экономики, но едва удовлетворяли спрос. Директивное управление сырьевой экономикой, внутренние экспортные барьеры и экстенсивное развитие индустрии вело только к удорожанию внутреннего продукта.

Лицензии Daimler-Benz (Tata, Tempo), Hillman (Hindustan), Suzuki (Maruti) и Mazda (Swaraj), Wabco (Bharat Haulpack) не спасали положение, поскольку они затыкали прорехи в нужное время в нужном месте, но не работали на перспективу. Ряд СП при жёстком регламенте деятельности быстро превращался в консервативные структуры с ограниченным модельным рядом. К началу 1990-х ревизия всех отраслей выявила явный перекос экономики к губительной милитаризации. Аграрная Индия с миллиардным населением уже бряцала ракетами, спутниками и ядерным оружием, но не имела и намёка на передовое машиностроение. Основу вооружения и парка мобилизуемых автомобилей составляли образцы машин разработки аж 1950-х!

Конец ортодоксальности в индийском автопроме был положен в 1992-м после прихода к власти кабинета президента Шанкар Даял Шармы, которого сравнивают с Горбачёвым. Были отменены ограничения на экспорт и импорт, уменьшены валютные отчисления с прибыли. Вскоре Tata организовала в России производство совместно с АО «Аврон», был начат экспорт пикапов и внедорожников Siera в Англию, ЮАР и Австралию, пошли первые продажи джипов Mahindra (Jeep CJ3) в ФРГ, США, Швейцарию, Италию и Англию. Открыв для себя глобальный рынок, индийские производители фактически за 15 лет пришли к цивилизованной идеологии развития и ликвидировали 30-летнее отставание.

Цель новой экономической доктрины, объявленной в 2006 году: создать к 2015 году глобальные легковушки, мировые грузовики и автобусы – машины, которые будут покупать в любой точке мира.

AMW Magnus 14
AMW 4928 TR

AMW

Основанное в 2005 году предприятие Asia Motor Works из Бхуджа (шт. Гуджарат) всё это время выпускало лишь крупнотоннажные грузовики с лицензионной кабиной Mitsubishi Fuso Fighter образца 1984 года. Но за столь короткий промежуток времени успело сформировать рынок крупнотоннажников в Индии – сервисная сеть AMW насчитывает более 60 филиалов по всей стране. Среди недавних приобретений – завод Майсуре, выпускающий мосты и поковки. На январской выставке в Нью-Дели была представлена новая производственная гамма.

Второе поколение тяжеловозов дополнит существующую программу грузовиков полной массой 25–31 т и тягачей для работы в составе автопоездов полной массой 40–49 т. Специально для нового поколения итальянская студия Stile Bertone разработала кабину в двух вариантах – короткая и спальная. Размеры кабины, смонтированной на раме, составляют 2307х2435х2913 мм. В салоне есть LED-дисплей с навигатором, особо подчёркивается большой вещевой отсек – один из самых крупных в классе крупнотоннажников. Седельный тягач AMW 4928 TR (49 т) оборудован дизелем Cummins мощностью 267 л.с., агрегатируемый с 9-ступенчатой КП Eaton. В 2012 году запущен в производство 25-тонный самосвал AMW 2528 TP.

AMW готовится с 2013 года выйти на стремительно растущий рынок междугородных и туристских автобусов. Заявку на вступление в сегмент inter-city подтвердила премьера 14,3-метрового 57-местного лайнера AMW Magnus.

Ashok Leyland Dost CNG

Ashok Leyland

Фирма Ashok Leyland Ltd., справив в этом году 62-летие, сначала занималось выпуском грузовиков и автобусов по лицензии Leyland Motors Ltd. и ремонтом даблдеккеров, эксплуатируемых в Дели, Мадрасе и Бомбее. А в 2010 году на 6 заводах при участии ещё 14 кузовостроительных фирм компания выпускала 25 модельных рядов, что было расточительно много.

В то время как Nissan рассекретил свой мини-вэн Evalia MPV, его партнёр Ashok Leyland уже показал модификацию Stile CNG со 1,5-литровым 105-сильным дизелем, которую будут выпускать в Ченаи. Новинку будут продавать независимо от японского партнёра и в варианте фургона.

Ashok Leyland Stile CNG

Специально для индийского рынка английская компания Optare адаптировала свои 20-местные низкопольные мидибусы Solo со сварным несущим кузовом из высоколегированной стали. Под маркой Ashok Leyland они будут представлены в пяти вариантах длины от 7,1 до 10 м со 150-сильным турбодизелем Ashok Leyland серии H экостандарта BS4.

Линейка городских автобусов расширена за счёт низкопольного перронного автобуса Jan Bus. Новинка унифицирована с Hybus 1 («ГП» № 4, 2012 г.), но имеет три особенности: работает на газе, двери расположены по обоим бортам, а посадочные места, как у городских автобусов, расположены рядами.

Ashok Leyland Optare Solo
Ashok Leyland Jan Bus

Гамма коммерческих автомобилей в большей части была дополнена модификациями: 1,15-тонным Ashok Leyland Dost CNG с двигателем от Stile CNG для работы на компримированном газе, 5-осным 37-тонный Ashok Leyland U-4932 и тяжёлым тягачом Ashok Leyland U-4932 6х4 для работы с автопоездами полной массой до 49 т.

Ashok Leyland U-4932

Вполне ожидаемым стало появление новых грузовиков Partner (Nissan Cabstar); 6-тонные грузовики, фургоны и самосвалы получат 121-сильный ZD30-DDTI Common Rail Diesel стандарта BS4. Впоследствии гамма будет расширена, что позволит снять с производства сразу 4 устаревших семейства.

Ashok Leyland Partner

Eicher

Eicher Motors Limited, одна из самых консервативных компаний, начинала свою деятельность в 1948 году с дистрибуции иностранных тракторов. В конце 1959 года под патронатом агротехнического лобби в правительстве решилась на промсборку немецких сельскохозяйственных машин и оборудования. Производство автомобилей и автобусов в середине 1980-х стало для компании скорее мерой вынужденной и было направлено на развитие агросектора и решения продовольственной программы в рамках правительственной программы по механизации сёл.

Eicher VE Terra 25
Eicher E2 Plus 11.10 XP

Специализируясь на выпуске автобусов Skyline и Starline для местного сообщения, здесь приступили к выпуску 12-метровых 18-местных городских автобусов RESLF 20.16R большой вместимости с весьма скромным 147-сильным турбодизелем стандарта BS3. Основной в гамме с 2009 года остаётся серия среднетоннажных грузовиков серии E2 Plus. В конце 2010 году начат выпуск 25-тонных самосвалов серии VE с 180-сильным турбодизелем Cummins B 5,9.

Eicher RESLF 20.16R

Force

Force Motors Ltd., ведущая свою родословную от Firodia Tempo некоторое время участвовала в достаточно бессодержательном альянсе с производителем мотоциклов и моторикш Bajaj. Если не считать колёсных тракторов Balwan и Orchard, то модельный ряд компании сокращён с 6 до 4 семейств: универсалы Force One, грузовики, фургоны и автобусы Traveller (лицензионные Mercedes-Benz T2), грузовики, пикапы, джипы, 9–13-местные автобусы и эмбюленсы Trax, а также мини-грузовики Trump 15 (K-класс) и Trump 40.

Force Traveller Hybrid
Force Traveller 26 CR-V16

Основное развитие до 2015 ода компания видит в развитии линейки Traveller. На январском Мотор-шоу наряду с премьерой задне- и полноприводных внедорожников Force One были показаны три новых автобуса Traveller, которые запустят к концу 2012 года: автобус с газовым двигателем Mercedes-Benz OM611, с гибридной силовой установкой и 26-местный коч Traveller 26 CR-V16. Год назад начат выпуск 4,8-метровых полноприводных фургонов Trax Delivery Van с 2-рядной 5-местной кабиной и грузовым отсеком полезным объёмом 2,5 м3. В 2013 году совместно с Daimler на новом заводе в Питампуре для местного рынка, а также для Шри-Ланки, Непала и Бангладеш будет начат выпуск нового 9-местного автомобиля.

Force Trax Delivery Van

Hindustan

Hindustan Motors Ltd. из Калькутты продолжает выпуск Ambassador (лицензия Morris Oxford III серии), которые в этом году справят 54-ю годовщину. Попытки выпустить коммерческие грузовики и универсалы Porter на базе седана Ambassador предпринимала и в начале 1980-х, но при тогдашней высокой стоимости машины едва находили спрос. В прошлом году на базе этого седана было восстановлено семейство пикапов. Veer грузоподъёмностью 0,8 т с 1,5-литровым 36-сильным бензиновым и 1,8-литровым 56-сильным газовым двигателями выпускают с кузовам Step Side (на снимке) и Stile Side.

Hindustan Veer 1,5

Hindustan к своему 70-летию подошла с небогатым опытом производства коммерческих автомобилей: 10-местный тарахтящий параллелепипед Trekker с 36-сильным дизелем, лицензионная полноприводная полуторка RTV (австралийская Oka LT110) и среднетоннажник Mascot T-480 FC с корнями Bedford. Вот и всё. Главная надежда в противостоянии с экспансией конкурентов – новый 1-тонные Hindustan Winner 1.5 XD, который начали выпускать при участии китайской компании Shifeng (Шыфэн). Сейчас новинка доступна в 5 вариантах: бортовой грузовик, чайный фургон, самосвал, рефрижератор и инкассаторский броневик с двигателями от Hindustan Veer.

Hindustan Winner 1.5 XD

ICML

International Cars & Motors Ltd., Amb (Una, H.P.) из Пенджаба, являющаяся дочерней структурой концерна SONALIKA Group., выпускает c 2007 года заднеприводные 7–10-местные универсалы Rhino в так называемой «колониальной» категории MUV (Multi-Utility Vehicle). К этой редкой категории, смежной с внедорожниками и мини-вэнами относятся Isuzu Panther, Toyota Qualis и Chevrolet Tavera. На Auto Expo ICML выставила унифицированные с Rhino 1- и 2-кабинные пикапы Windy и Oyster грузоподъёмностью 0,8 и 0,5 т. Заднеприводные мини-грузовики оборудованы 2,0-литровыми 120-сильными (при 4000 об/мин) дизелями серии G-One CRDI производства General Motors, развивающими крутящий момент 285 Н.м (при 1750–2500 мин-1). В январе компания подтвердила, что ведёт переговоры с Pininfarina и Lotus для разработки седана сегмента D.

ICML Oyster
ICML Windy

Mahindra

Сейчас Mahindra Group располагает сборочными производствами в Египте и Бразилии. К этому надо присовокупить сборочные предприятия SsangYong в Южной Корее, КНР, Казахстане, Украине и России. Следует сразу разделить собственно автомобильное подразделение Mahindra & Mahindra Limited, выпускающее грузовые рикши Alfa и Gio, легковушки Reva и Verito, джипы и пикапы Bolero, Scorpio, Thar и XUV500, мини-вэны и мини-грузовики Maxximo; дивизион Mahindra Navistar по выпуску крупнотоннажных грузовиков и автобусов, а также SsangYong, контрольный пакет акций которой с конца 2010 года принадлежит Mahindra Group.

Mahindra Genio DC

С началом выпуска нового кроссовера Genio были подготовлены коммерческие версии с одиночной (Genio SC) и сдвоенной кабинами (Genio DC грузоподъёмностью 1,1 т). Помимо версии пикапа машины выпускают в вариантах с грузовой платформой с откидными бортами. Новинки комплектуют дефорсированным 2,5-литровым дизелем mDI CRDe, развивающим крутящий момент 220 Н·м и 5-ступенчатой КП NGT 520 R VI.

Mahindra Navistar Automotives Limited, представив на январском Мотор-шоу линейку крупнотоннажников – самосвал MN25 HD, рефрижератор и автобетоносмеситель MN25, самосвал и материаловоз MN31, не забыл и про линейку автобусов, которую сейчас венчает 32-местный Tourister CRDe.

Mahindra Navistar MN31 Haulage Tipper
Mahindra Navistar MN25 Refrigerated Van
Mahindra Navistar Tourister CRDe

Tata

Какой истый джентльмен викторианской эпохи, выросший в застёгнутом на все пуговицы обществе, мог бы подумать, что через столетие находящаяся на отшибе колония будет спасать от банкротства и забвения гордость британцев? Индия – некогда главная жемчужина в короне британской империи к 65-летию своей независимости подошла с богатым историческим багажом, и Tata – крупнейшая автомобильная компания Индии – теперь стала заводилой передовых технологий.

После скупки активов Daewoo концерн Tata Motors Ltd. освоил сборку экологичных машин в Норвегии и Люксембурге, создал площадки на Украине, в России, Саудовской Аравии, Египте, Таиланде и Бангладеш. Этим летом Tata приступает к организации производства в ЮАР, где будет выпускать малые и средние грузовики и уже имеется автобусное производство. Нельзя не отметить участие концерна Tata в южнокорейских, бразильских, чилийских и английских компаниях (Jaguar, Land Rover куда входят Rover, Daimler и Lanchester).

Tata Magic IRIS CNG
Tata Super Ace LHD Tata Ace Zip Tata Ace EX

Свои производственные базы в Индии у Tata Motors находятся в Джамшедпуре, Пантнагаре, Лакхнау и Пуне, а модельный ряд превышает 25 семейств.

Новинок за два года накопилось предостаточно: в классе микроавтобусов начат выпуск моделей Winger, представляющих собой Renault Trafic SFJ-серии, дивизион Tata Motors Defence Vehicles представил армейские тяжеловозы LPTA 3142 и броневики 4х4 MPV. В этом году была представлена линейка среднетоннажников Tata Ultra 714 и Ultra 1014, вершиной ряда которых является Tata Ultra 1017.

Tata Ultra 1017

В январе было объявлено о постройке концептуального трёхзвенного автопоезда Tata Prima 7548.S. Подобные поезда пока являются диковинкой на индийских хайвэях, но при отсутствии разветвлённой ж.-д. сети они могут стать серьёзным подспорьем. Актуальность повышения грузоподъёмности отразилась в новом Tata LPT 3723 10х4 c задней подъёмной осью.

Tata PRIMA 7548.S
Tata LPT 3723 10х4

Большое внимание в Индии сейчас уделяется малотоннажникам, что позволило компании вывести в 2011 году целую плеяду грузовиков Ace грузоподъёмностью от 0,5 до 1,1 т. Самый компактный 0,6-тонный Tata Ace Zip кей-класса унифицирован с 5-местными вэнами Magic Iris, которые в таксопарках предлагаются для замены моторикш. Специально для туристических зон подготовлена 22-сильная версия Magic Iris CNG работающая на СПГ. Основная серия 0,8-тонных Tata Ace EX унифицированная с мини-вэнами Tata Venture, прошла рестайлинг. Весной начаты продажи 1-тонных грузовиков Super Ace LHD с 1,4-литровым 70-сильным экономичным двигателем Tata 475 TCIC.

Tata Prima 3138.K AT

Выпуск автобусов концерн Tata фактически отдал на производственный аутсорсинг сторонним кузовным компаниям, которым она поставляет лишь шасси. Наиболее крупные международные подряды переданы испанской Tata Hispano Motors Carrocera S.A. (см. «ГП» №1, 2012 г.) и бразильской Marcopolo S.A. Выгоды от такого решения налицо: первая компания до вхождения в состав Tata уже работала по спецификациям Mercedes, MAN, Scania, Volvo и Irisbus, соблюдая высокое качество изготовления, а вторая имеет свою устоявшуюся производственную, сбытовую и сервисную сеть в России, Латинской Америке, Европе и Африке. Интересно, что для Индокитая Hispano Divo с 285-сильным дизелем Cummins и Marcopolo Starbus будут выпускать в оригинальном стайлинге. Последнюю машину выпускают не только в виде междугородного лайнера, но и вариантах пригородного и городского автобуса, включая гибридный Tata Hybrid Starbus LPO 1628 (см. «ГП» №4, 2012 г.), который может лишить заказов Volvo Buses на гибридные автобусы для индийской столицы. В 2012 году был заявлен концепт-бас Tata Starbus Fuel Cell Hydrogen, работающий на водороде.

Tata-Hispano Divo
Tata-Marcopolo Starbus Ultra
Комментировать ... >>