Опубликовано: ГП 03-2019
Строительный самосвал Урал-NEXT С25.330 6х4 (мод. 73945-0005121)
Самородок Южного Урала

Строительный самосвал Урал-NEXT С25.330 6х4 (мод. 73945-0005121)

Даниил Минаев, фото автора
Модель: Урал-NEXT С25.330 6х4 (мод. 73945-0005121)
Производитель: Автозавод «Урал»
Начало выпуска: 2018 г.

Знакомство с новой продукцией растянулось уже на два года. Большой интерес в прошлом году вызывало новое поколение автомобилей АЗ «УРАЛ» с колёсной формулой 6х4. Этот тест-драйв посвящён строительному самосвалу «Урал-NEXT С25.330» модели 73945-0005121, оборудованному типовым 12-кубометровым самосвальным кузовом с запирающимся бортом. Сразу же привлекает внимание развитая геометрия кузова и относительно небольшая для такого автомобиля длина (около 8 метров). Испытание дорожного самосвала проводилось на Дмитровском автополигоне НАМИ.

Первый шаг в кабину и вот он – поручень, которого раньше не было! И почти верёвочная подножка стала не в пример шире. И колёсики махонькие – 315/80 R22,5. В общем, в кабину теперь входишь без проблем, а не карабкаешься, или, если хотите, штурмуешь. Внутри кроме джойстика КП за три года жизни модели внесено минимум изменений: заводчане немного переиграли компоновку с клавишами на центральной консоли, и ещё появилась развлекательная система с цветным монитором. В кабине есть кондиционер, система отопления и вентиляции с воздушным фильтром, электрообогрев ветрового стекла и зеркал, мультируль, круиз-контроль, предпусковой подогреватель, тахограф и центральный замок. Кто сказал, что водитель самосвала обязательно должен быть грубым неотёсанным мужланом, которому чужды культурные ценности? Это стереотип, который я сейчас же разрушу! Причём в ближайшей песочнице…

В кабине рычаг КП теперь на передней панели, но для 9-ступенчатой КП просится делитель, которого нет В кабине рычаг КП теперь на передней панели, но для 9-ступенчатой КП просится делитель, которого нет Трип-компьютер – непривычный набор для строительного грузовика Управление подъёмом самосвального кузова ведётся с консоли Педальный узел показался достаточно удобным, но отсутствует площадка для левой ноги Справа от водителя расположено двухместное сиденье По сиденьем разместился огнетушитель Подножка на гибком подвесе

Испытания песочницей

Ау, далёкое счастливое детство! Не знаю, помните вы или нет, но рейтинг транспортных игрушек советских мальчишек серьёзно возрастал после прохождения ими (игрушками) цикла испытаний во дворовой песочнице. Вот и мы с нашим «Уралом» сейчас отправляемся в карьер полигона, специально сооружённый для балластирования испытуемых автомобилей сыпучими грузами. Машину загрузили 10 тоннами влажного песка и мы отправились путешествовать по лесным и горным серпантинам автополигона с уклонами разной крутизны.

Процесс погрузки показался мне достаточно интересным, причём как в плане общего профессионального развития, так и познания машины. Мне попался мудрый наставник – заводской водитель-испытатель. Поскольку погрузка самосвала не может порадовать интригой неизведанного, но меня зацепил процесс выгрузки, где я понял, как делать красивую песочную пирамидку правильной формы в строго отведённом для этого месте. В бытность шофёрской работы на самосвале трудиться не приходилось, а в испытательной работе часто не разрешают самовольно загружать клиентские машины, поскольку транспорт балластируется заранее. Было интересно строго выдержать точку остановки в габаритном коридоре, высыпать примерно 80% песка, протянуть немного вперёд с поднятым кузовом, и, покинув технологическую площадку, вернуть кузов в транспортное положение.

Зеркала маловаты, может быть, есть смысл спроектировать массивные стойки с большими «лопухами» с оглядкой на западные образцы
Неброские линзы внешних световых приборов головного света в переднем бампере приправлены стильными «хищными глазками» в передних крыльях

В «Урале» поколения NEXT нет кранов для управления подъёмом кузова. Нужно поставить КП в нейтраль, кнопкой запустить механизм отбора мощности, затем трёхпозиционным переключателем поднять или опустить кузов. После этого следует отключить КОМ нажатием кнопки. Это удобно и безопасно: невозможно случайным нажатием кнопки или воздействием на рычаг спровоцировать некорректный подъём кузова. Такие случаи известны: сколько коммуникаций, опор ЛЭП, путепроводов было снесено самосвалами.

Отметил для себя, что штатные зеркала миасских грузовиков при сложных манёврах слеповаты, в идеале хочется какое-то изделие с большей площадью остекления на массивной стойке.

Строительный самосвал Урал-NEXT С25.330 6х4 (мод. 73945-0005121)

На дорогах общего пользования

С десятком кубов пусть и влажного песка уральский самосвал справляется играючи. Но всё же после теста седельного тягача, мне не хватает делителя в 9-ступенчатой КП! Небольшая игра с повышением или уменьшением частоты вращения двигателя без переключения передачи позволяет более точно дозировать тягу тяжёлой машины. Тросовый привод КП здесь более тугой, чем у 16-ступенчатой КП. Особенно явно это проявляется в затруднённом включении заднего хода: спешить тут нельзя: двойной выжим, плавное «введение» рычага согласно схеме – и тогда всё получается.

Оригинальная платформа

Самосвал рассчитан на транспортировку сыпучих строительных, промышленных грузов по дорогам от I до IV категорий при температуре окружающего воздуха от –45 до +40°С. Конструктивно допустимая грузоподъёмность до 16 т, внутренний объём самосвальной платформы – 12 м3. Самосвальный кузов со средним расположением пары гидроцилиндров спроектирован и изготовлен в Татарстане парт­нёрами специально для «Урала». Вскоре производство таких кузовов начнётся в Миассе непосредственно на автозаводе.

Самосвальный кузов со средним расположением гидроцилиндров с целью смещения центра тяжести груза вперёд спроектирован партнёрами специально для АЗ «УРАЛ» и изготовлен в Татарстане. Но вскоре его производство начнётся в Миассе, непосредственно на автозаводе Самосвальный кузов со средним расположением гидроцилиндров с целью смещения центра тяжести груза вперёд спроектирован партнёрами специально для АЗ «УРАЛ» и изготовлен в Татарстане. Но вскоре его производство начнётся в Миассе, непосредственно на автозаводе

Архитектура самосвала

У нового поколения грузовиков из Миасса с колёсной формулой 6х4, как уже ранее отмечалось, своя оригинальная рама и все мосты. Чтобы скомпоновать современный рядный двигатель и ведущие мосты с двускатной ошиновкой, сконструировали раму с изменяемым сечением по ширине: 950 мм в передней части и 770 мм в задней. Толщина лонжеронов – 8 мм, высота – 280 мм, рама рассчитана на полную массу автомобиля до 27,5 т. Передняя балка марки Shaanxi Hande из Китая предполагает технически допустимую нагрузку до 7,5 т. Задние 10-тонные ведущие мосты также изготовлены в Китае.

Передняя подвеска зависимая, на малолистовых рессорах. Задняя подвеска – балансирная. Автомобиль обладает хорошей маневренностью благодаря тому, что в повороте внутреннее колесо может отклоняться на угол до 500, наружное – до 320. Закономерный вопрос о том, почему «Урал NEXT 6х4» комплектуют китайскими мостами. Неужели нельзя применять мосты собственного производства или локализовать импортные? Всё предельно просто, производственники ждут реального объёма продаж. Именно поэтому в целях экономической эффективности, пока что автомобили семейства 6х4 будут комплектоваться покупными мостами. А когда будет окончательно определён объём производства и потребность в машинах увеличится, то грузовики получат собственные мосты.

Переднюю подвеску и ведущие мосты пока поставляют из Китая, но как только определится объём производства, машины получат мосты собственного производства Переднюю подвеску и ведущие мосты пока поставляют из Китая, но как только определится объём производства, машины получат мосты собственного производства

Силовой агрегат

Силовой агрегат ЯМЗ-536 рабочим объёмом 6,7 л пятого экологического класса мощностью 328 л.с. Это версия с максимальной настройкой мощности (в 2015 году отдача составляла 312 «коней»), до 1375 Н·м вырос и крутящий момент (в 2015 году было 1240 Н·м).

Турбодизель ЯМЗ-536 – итог сотрудничества с австрийской AVL List GmbH – занимает едва ли половину подкапотного пространства
Блок подготовки воздуха с фильтром-осушителем
Фильтр-сепаратор с подогревом и возможностью ручной подкачки расположен под капотом

В повседневной эксплуатации нельзя игнорировать требовательную настройку алгоритма системы: подача реагента AdBlue прекращается уже при температуре воздуха –7 °С. Если мочевина закончилась в дороге, мощность не упадёт до тех пор, пока вы не заглушите движок. Если же не дозаправите реагент, при запуске двигателя контроллер ограничит мощность двигателя на 40%. Трёх сотен с хвостиком «коней» вполне достаточно для типовых общестроительных и коммунальных перевозок в равнинной местности. Но для перевозок в условиях горной дороги и при транспортировке сыпучих грузов высокой плотности планку энерговооружённости неминуемо придётся поднимать. Это понимают в Миассе. В принципе, для «Урал-NEXT» предусмотрен и ещё один более мощный двигатель ЯМЗ-653, которым комплектуют седельные тягачи.

Буксирное устройство компании «Технотрон» Подвес запасного колеса на раме

Завод ЯМЗ, который тоже входит в «Группу ГАЗ», в настоящее время работает над глубокой модернизацией семейства «530-х» двигателей, в том числе и ЯМЗ-536. Планами предусмотрено увеличение рабочего объёма на первом этапе до 7 литров, обновление цилиндропоршневой группы и дальнейшую оптимизацию процесса сгорания. В итоге значительно улучшится отдача двигателя и возрастёт разнообразие мощностных настроек. Как только начнётся серийное производство модернизированных двигателей, эти моторы будут устанавливать и на «Уралы». Механическая 9-ступенчатая коробка передач ZF Ecomid выпущена в Набережных Челнах на СП «ЦФ КАМА» и пока является безальтернативным вариантом для самосвалов.

Строительный самосвал Урал-NEXT С25.330 6х4 (мод. 73945-0005121)
Техническая характеристика
самосвала «Урал-NEXT С25.330» 6х4 (мод. 73945-0005121)
Допустимая полная масса, кг 26 400
Грузоподъёмность, кг 15 800
Снаряжённая масса автомобиля, кг 10 600
Предельная нагрузка по осям, кг 7500/ 10 000/ 10 000
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н·м
ЯМЗ-536, турбодизель, I-6, Euro 5
6650
328 при 2300 мин-1
1375 при 1300–1600 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
ZF 9S 1515, механическая
9/1
передаточное число главной передачи 5,92
Тормозная система Пневматическая
Вместимость топливных баков, л 350
Шины 315/80 R22,5
Максимальная скорость, км/ч 90
Расход топлива, л/100 км 28

Вместо послесловия

В 2017 году доля семейства NEXT в производственной программе АЗ «УРАЛ» составляла около 15%, а в 2018-м перевалила за 35%. Тем интереснее будет посмотреть, какая доля будет приходиться на новые машины с колёсной формулой 6х4.

Большой угол поворота управляемых колёс обеспечивает завидную манёвренность
Комментировать ... >>
Быстрый переход в «цифру» от «Такском»
Что поможет транспортной отрасли успешно пройти цифровизацию