Масштабные модели автобусов ЗИС-154 и «Икарус-280» от ClassicBus
В конце декабря 2011 года, перед самым Новым годом, в модельных магазинах появились два новых автобуса от ClassicBus.ru: ЗИС-154 – первый отечественный серийный автобус вагонной компоновки и «Икарус-280» – легендарная венгерская «гармошка».
Начнём с ЗИС-154. Подготавливая этот автобус к выпуску на Заводе имени Сталина, конструкторы стремились воплотить в нём самые передовые наработки в мировом автомобилестроении. После победы в Великой Отечественной войне у нашей страны должно было быть всё самое лучшее и современное. Поистине революционным стал отказ от капотной компоновки автобуса в пользу вагонной – сегодня практически все автобусы имеют именно такую компоновку, а уж большие городские так и все 100%. Только благодаря этому ЗИС-154 навсегда бы вошёл в отечественную историю, но у него были и другие прогрессивные особенности. Например, дизель-электрическая трансмиссия (по современным понятиям практически гибридная). И это в 1947 году! А много ли дизельных автомобилей в ту пору выпускал отечественный автопром? А ЗИС-154 уже был дизельным! В общем, с какой стороны ни оценивай, а автобус знаковый, от модели которого отказаться сложно.
Что касается самой модели, то у неё есть некоторые погрешности в геометрии, впрочем, в глаза это бросается не очень, и в целом образ ЗИС-154 передается замечательно. С положительной стороны можно оценить затенённые чёрной краской многочисленные сеточки в районе моторного отсека (ранее на моделях ClassicBus это не практиковалось). Неплохо выполнены диски колёс и салон автобуса. Внутри модели имеются все положенные поручни и перегородки. Попенять же можно на отсутствие надписей «ЗИС» на эмблемах и на бесформенные поводки стеклоочистителей, которые смотрятся довольно грубо.
Модель сочленённого «Икаруса-280» впечатляет своими размерами. От бампера до бампера 38 сантиметров! Значительно улучшилась отделка модели (выполнены полноценные эмблемы, аккуратно сделаны стеклоочистители, установлены многоцветные задние фонари, прокрашены все молдинги и уплотнители). Но самое главное – в модели удалось реализовать подвижное сочленение! «Половинки» автобуса могут отклоняться под небольшим углом относительно друг друга. Правда, угол этот совсем небольшой, но большего и не надо. (Внимание! При попытке отклонить части модели на бо́льший угол может порваться «гармошка» сочленения!) Главное, что узел сочленения присутствует, и модель не выполнена общей «болванкой». Отдельной похвалы заслуживают колёса модели – лучшего исполнения «обувки» для автобусов я ещё не видел. У некоторых может возникнуть вопрос, а почему диски колес белые – спешу напомнить, что из Венгрии «Икарусы-280» всегда приходили с белыми дисками колес, неопределенного цвета они становились уже на наших дорогах.
Из недочётов модели я бы отметил отсутствие за ветровым стеклом маршрутоуказателя и противосолнечной шторки перед водителем – очень характерных и запоминающихся деталей на настоящих машинах.
Формально «Икарус» не является автобусом отечественного производства, особенно воспроизведённая в модели модификация «Икарус-280.33» выпуска начала 1980-х годов. Но бо́льшая часть продукции венгерского завода «Икарус» в Секешфехерваре отправлялась на экспорт в СССР. Едва ли покривлю душой, если заявлю, что «Икарусы» заслужили в Советском Союзе всенародную любовь. Им симпатизировали водители, механики и, конечно, пассажиры за удобство, комфорт, надёжность и многие другие качества… и, наверное, за особенную стать и красоту!