Транспортное разнообразие Махачкалы
892 улицы, 5 площадей, 6 проспектов, 19 переулков, 2 шоссе, 1 бульвар и Каспийское море. Всё это современная Махачкала – город на юге России с населением почти 600 тысяч жителей, в обслуживании которых задействовано 40 троллейбусов и около 1000 автобусов разного класса и формы собственности.
Сервис, да…
Своеобразный порядок обслуживания, ремонта и отношения горожан к транспорту отличает Дагестан от других регионов России. Если в большинстве крупных городов нашей страны к аэропорту подведены линии скоростных поездов или автобусные шаттлы, а кое-где даже электробусы, то в Махачкале городской пассажирский транспорт у единственного столичного аэропорта (международного, кстати!) просто взяли и отменили. Прилетаешь в аэропорт и попадаешь на базар-вокзал видавших самые невероятные ДТП машин, преимущественно отечественного производства. «Автобусы мы отсюда прогнали!», – гордо делится местным достижением XXI века диспетчер таксистов, предлагая добраться до города за 500 рублей. Куда деваться, шахид-такси с бородатыми джигитами – единственный способ поскорее умотать из этого аэрохаба.
Газели в погоне
Столицей «пазиков» России называют Архангельск, где нет вообще других городских автобусов большого класса, Махачкале смело можно давать титул столицы «ГАЗелей». Эти белые и оранжевые микроавтобусы, сигналя клаксонами, смело заезжают на тротуары, пересекают две сплошные и лихачат по городу в погоне за кошельком пассажира. Часть микроавтобусов в разобранном виде стоит по переулкам вблизи основных конечных пунктов. Неожиданно для самого себя среди колонн полуразорённых «ГАЗелей» встретил двух ветеранов маршрутного бизнеса – латвийские РАФы, которые использовались как склад на колёсах.
Поскольку доля транспорта большой вместимости, а это троллейбусы и автобусы, в Махачкале заметно уступает маршруткам, то говорить о каком-либо комфорте и стабильной работе не придётся. Всё построено на извлечении прибыли. Рано утром и поздно вечером маршруток почти нет, работают автобусы и троллейбусы, остановки в установленных местах, выдача билетов за проезд, а также такие элементы, свойственные крупным городам России, как запрет курения за рулём, наличие фирменной одежды в Махачкале напрочь игнорируются.
Столичный транспорт
Махачкала – столица Республики Дагестан и есть все признаки не просто большого и развитого города, но и столичные особенности. К ним, конечно, относятся автобусы большого класса и троллейбусы. Два автобусных парка при поддержке республиканского правительства существенно обновили в 2015 году 80-ю газовыми автобусами НефАЗ-5299-30-51, окрашенными в белый и бордовый цвета. Старый флот на городских маршрутах представляют лишь МАЗ-206.063. Подавляющее число автобусов работает на междугородном маршруте № 100, трасса которого проходит от окраины города через центр и вдоль берега Каспийского моря в соседний город-спутник Каспийск.
Троллейбусное хозяйство является фактически единственным муниципальным предприятием города. Парк насчитывает 40 машин, из которых 20 – ЗИУ-682Г-016-05, поступивших в 2009-м и являющихся основой предприятия, 11 волгоградских ВЗТМ-5284, эксплуатирующихся с 2002 года – самые старые из действующих в городе пассажирских машин большой вместимости (включая автобусы), остальные машины разных моделей, большая часть которых в августе поступила из Москвы в качестве гуманитарной помощи. До подарка Правительства Москвы городской троллейбусный парк последний раз обновлялся 4 года назад, когда с энгельсского завода поступило две машины ТРОЛЗА-5275-03 «Оптима».
Сеть состоит из 6 маршрутов, два из которых междугородные. Их трасса по проспекту Петра I выходит на шоссе в Каспийск. Участок проложили в течение 2016 г. и открыли 1 февраля 2017-го. С пуском новой линии длина контактной сети увеличилась на 30 км. Таких масштабных строек с одновременным пуском всего участка не было в России с момента СССР.
Ещё одним интересным с точки зрения транспорта являются две автобусных станции междугородного сообщения. Северная станция, откуда отправляются маршруты в города России, северную и центральную часть Дагестана. Южная станция ориентирована на приём и отправку рейсов в южные сёла, аулы и станицы республики. Подавляющее число местных междугородных лайнеров – это бывшие в употреблении европейские модели, прошедшие до полмиллиона километров.
Случайные попутчики
Махачкала в чём-то похожа на города Грузии и Армении. Тут в тёплом климате уцелели раритеты советского автопрома, которые во всю мощь трудятся на стройках и используются в личных целях. В городских дворах, куда можно забрести лишь случайно, мне попался Иж-2125 «Комби» первого выпуска с советскими номерами, а на задворках отыскался сервисный уголок любителя автостарины, где под открытым небом стоял полураздетый ГАЗ-12 ЗИМ и ПАРМ на шасси ЗИЛ-157К. Около строительного базара попадаются не менее редкие МАЗ-500 и ЗИЛ-130.