Электротранспорт на Busworld Russia
На прошедшем с 23 по 25 октября 2-м Международном автобусном салоне Busworld Russia наряду с автобусами были представлены основные типы электробусов, отвечающих современным мировым тенденциям. На что делают акцент сами производители, а что фактически сегодня может принять в эксплуатацию рынок, мы разбирались на месте, разглядывая и изучая каждый электрический автобус.
Сразу отмечу, что свои достижения показали все отечественные предприятия за исключением энгельсской «Тролзы», которая уже много лет подряд не участвует в выставках и не устраивает технических премьер, хотя ей есть что показать.
Самым представительным и открытым с технической точки зрения стал стенд ПАО «КАМАЗ». На нём был представлен уже многим известный стайлинг КАМАЗ-1221, относящийся к пассажирским транспортным средствам особо малого класса и два электробуса, относящиеся к концепции Opportuniti charging – КАМАЗ-6282 (электробус с концепцией ультрабыстрой зарядки) и In motion charging – КАМАЗ-62825 (электробус с динамической подзарядкой). Оба электробуса сделаны на базе одного кузова и внешне их отличие видно лишь в дизайне передней части кузова, а также крышевых бортов, за которыми размещается электрооборудование.
Относительно новый проект ПАО «КАМАЗ» ШАТЛ (Широко Адаптивная Транспортная Логистика) своим дизайном и новаторскими идеями потеснил некоторые западные компании. КАМАЗ-1221 разработан в недрах НАМИ, и несмотря на то, что автобус предназначен для автономного движения по дорогам общего пользования, он менее оторван от реальности, а потому выигрывает у зарубежных аналогов качеством восприятия. Даже при всей своей футуристичности, отсутствии панели приборов, руля и педалей, машина воспринимается как реальный и вполне осуществимый проект.
КАМАЗ-6282 с ультрабыстрой концепцией зарядки один из 100, который поставляется в столицу в рамках действующего контракта. Аналогичные машины эксплуатируются в филиале Северо-Восточного ГУП «Мосгортранс» на маршруте № 73. Их официальный пуск в эксплуатацию состоялся 1 сентября. Электробус был доступен со всех сторон, в его технические отсеки могли заглянуть все желающие.
В тандеме с электробусом КАМАЗ-6282 следует рассмотреть станцию быстрой зарядки, которая была представлена в экспозиции челнинского предприятия. Она взаимодействует не только с электробусами КАМАЗ, а предназначена в общем-то для любых электробусов на литий-ионных аккумуляторных батареях. Устройство оснащено гальванической развязкой от питающей сети, максимальная мощность до 400 кВт, ток заряда до 500 А, напряжение DC на выходе 200–750 В. Станция выполнена в антивандальном исполнении.
Единственной реальной новинкой выставки стал другой электробус КАМАЗ. Машина модели 62825 многим показалась обычным троллейбусом из-за установленных на крыше штанг, однако её функциональность гораздо выше, а запас автономного хода 20 и более километров сразу относит новинку к третьему классу электробусов In motion charging (динамическая подзарядка). Сегодня для городов России это самый дешёвый и доступный тип электробуса. Его запуск возможен там, где имеется контактная сеть троллейбуса, служащая в качестве подзарядки для аккумуляторов.
Напротив стенда «КАМАЗа» посетителей встречала не менее внушительная по числу машин экспозиция Группы ГАЗ, где был представлен пока единственный электробус ЛиАЗ-6274 с ультрабыстрой зарядкой. Машина заметно проще по своей планировке и внутреннему убранству, чем соседний КАМАЗ, однако имеет большую площадь низкого пола в салоне за счёт отсутствия постаментов в задней части.
Ещё одной премьерой стал электробус CR-12E компании VOLGABUS с ночной подзарядкой концепции Overnight charging. Машину готовили и показывали в Ганновере на IAA, а её участие в Busworld – фактически первый показ на Родине. Дизайн и внутренняя компоновка на порядок лучше того, что VOLGABUS демонстрировал в Видном. В первую очередь, в электробусе наконец-то появились места на низком полу без высоких ступеней, которые присутствовали на предыдущих образцах, однако открывать технологические люки представители компании отказались, а при беглом осмотре создалось впечатление, что электробус является пока макетом. В ближайших планах компании – поставка 10 электробусов для Санкт-Петербурга и 5 в Липецк.
Не остался в стороне от других участников выставки оригинальный по своему способу зарядки электробус компании «Транспортные системы» ПК-ТС-6218 «Пионер». С момента его презентации на выставке «ЭлектроТранс» в Сокольниках неизвестно, чтобы кто-либо из транспортных операторов в России проявил интерес к этой технике.
И раз уж разговор зашёл об электротранспорте, нельзя не упомянуть впервые участвовавшую в выставке кузовостроительную компанию CaetanoBus – одного из значительных производителей автобусов в Португалии. Известно, что специалисты этого предприятия разработали автобус со 100%-ным электрическим мотором – e.City Gold. На выставку CaetanoBus привезла новое шасси CAETANO e.CC 100 длиной 10,7 метров. Есть у компании и более длинные варианты, например, 12-метровые. Шасси этого низкопольного электробуса укомплектовано электродвигателем Siemens и стоит 150 000 евро.