Самосвал Урал-NEXT С25.330 и седельный тягач Урал-NEXT Т25.420
Год назад АЗ «УРАЛ» из Миасса привёз две новых машины поколения NEXT с колёсной формулой 6х4 на выставку Comtrans`2017. Сегодня можно смело утверждать – «Уралы» возвращаются на дороги с твёрдым покрытием!
Дорожное семейство базовых моделей «Урал NEXT», у которых ведущие колёса только на задних осях, на сегодняшний день состоит из общестроительного самосвала – модель С25.330 и седельного тягача со спальным местом – модель Т25.420. Почти как у всех автопроизводителей, в этих индексах буква означает предназначение техники, далее две цифры индекса полной массы транспортного средства и округлённая мощность двигателя в лошадиных силах. При сертификации автомобили получили индексы 73945 (самосвалы) и 7470 (тягачи). Технически допустимые полная масса и нагрузка семейства рассчитаны с запасом, что позволит работать не только на дорогах общего пользования, но и на технологических.
Показательные смотрины диковинных грузовиков состоялись в начале сентября на подмосковном автополигоне НАМИ. В пару седельному тягачу подобрали монстровидный четырёхосный бортовой полуприцеп ТОНАР-974614, технически допустимой полной массы в 55 т и забалластировали его 23-мя тоннами фундаментных блоков. Самосвал загрузили в местной «песочнице» примерно десятью тоннами влажного песка и отправили сладкую парочку из самосвала и автопоезда «облизывать» лесные и горные дороги Дмитровского автополигона с уклонами разной крутизны.
Детализированные тест-драйвы обоих автомобилей ловите в ближайших номерах нашего журнала (см. ссылки выше), а в этом материале освежим в памяти конструктив перспективного семейства и ответим на некоторые вопросы, которые наверняка интересуют тех, кто не равнодушен к продукции автозавода из Миасса.
Общее в частности
Главное отличие от уральских первенцев поколения NEXT, имеющих колёсную формулу 6х6, – у грузовиков 6х4 «своя» оригинальная рама и все мосты. Для того, чтобы скомпоновать современный рядный двигатель и ведущие мосты с двускатной ошиновкой, сконструировали раму с изменяемым сечением по ширине: 950 мм – в передней части и 770 мм – в задней. Толщина лонжеронов – 8 мм, высота – 280 мм, рама рассчитана на полную массу автомобиля до 27,5 т.
Передняя балка марки SHAANXI HANDE Cо. из Китая, рассчитанная на технически допустимую нагрузку до 7500 кг, аналогично и происхождение задних 10-тонных ведущих мостов. Передняя подвеска зависимая, на малолистовых рессорах, задняя – балансирная. Автомобиль обладает хорошей манёвренностью благодаря тому, что в повороте внутреннее колесо может отклоняться на угол до 50º, наружное – до 32º.
Теперь самое время сравнить трёхлетние и нынешние автомобили на предмет излечения «детских болезней». Результат не заставил себя долго ждать уже на этапе посадки на рабочее место. Подвесная подножка кабины стала широкой и удобной, на наружной стенке кабины появился длинный поручень. Внутри самое главное отличие – рычаг КП переехал на переднюю панель. Особенно это актуально для самосвала, у которого двухместное пассажирское сиденье. В седельном тягаче «соло» правое кресло на пневмоподвеске, а отсутствие напольного рычага обеспечивает вполне сносный проход от «спальника» на рабочее место.
Неплохой набор дополнительного оборудования свидетельствует о стремлении производителя подтянуть общий уровень оснащения своих грузовиков к тому, как это понимают в странах, где весьма взыскательны не только владельцы бизнеса, но и рядовые исполнители их воли: кондиционер, система отопления и вентиляции с воздушным фильтром, электрообогрев ветрового стекла и зеркал, мультируль, круиз-контроль, предпусковой подогреватель, тахограф, центральный замок и даже неплохая аудиосистема с «двухдиновым» головным устройством и цветным дисплеем.
Экологичная концепция силовой линии
Оба автомобиля комплектуются рядными шестицилиндровыми двигателями ЯМЗ, которые не являются родственниками, но оба соответствуют пятому экологическому классу, достигаемому применением технологии каталитической нейтрализации, из-за чего на рамах машин появились бачки с синими крышками. Алгоритм работы системы весьма суров. С одной стороны, впрыск синтетической мочевины прекращается уже при забортной температуре –7 °С, что позволит не нервничать эксплуатантам на севере. Но если раствор AdBlue заканчивается в пути, то снижение мощности не происходит до момента поворота ключа в замке зажигания. Если же запасы реагента так и не были пополнены, то при последующем запуске двигателя контроллер ограничит мощность двигателя на 40%.
Автомобиль-самосвал «УРАЛ NEXT С25.330»
Самосвал 73945-0005121 предназначен для перевозки сыпучих строительных, промышленных грузов по дорогам от первой до четвёртой категорий при температуре окружающего воздуха от –45 до +40 °С. Грузоподъёмность – до 16 000 кг (конструктивно допустимая), объём самосвальной платформы – 12 м3. Самосвальный кузов со средним расположением гидроцилиндров с целью смещения центра тяжести груза вперёд спроектирован партнёрами специально для АЗ «УРАЛ» и изготовлен в Татарстане. Но вскоре его производство начнётся в Миассе непосредственно на автозаводе.
Силовой агрегат состоит из двигателя ЯМЗ-536 рабочим объёмом 6,7 л, пятого экологического класса, мощностью 328 л.с – это версия с максимальной настройкой мощности (в 2015 году отдача составляла 312 «лошадей»), до 1375 Нм вырос и крутящий момент (в 2015 году было 1240 Нм). КП механическая, 9-ступенчатая марки ZF 9S 1515 (модель КП – Ecomid, производство локализовано в Набережных Челнах). Как уже отмечалось, привод переключения передач теперь тросовый, а компактный рычаг расположен в передней панели.
Допустимая полная масса, кг (полная масса автопоезда, кг)* | 26 400 (62 000) |
Грузоподъёмность, кг (нагрузка на ССУ, кг) | 15 800 (16 800) |
Снаряжённая масса автомобиля, кг | 10 600 (9 200) |
Распределение нагрузки по осям, технически допустимые, кг | 7500/10 000/10 000 |
Двигатель:
|
ЯМЗ-536, дизель, I-6, Euro 5 (ЯМЗ-653, дизельн, I-6, Euro 5) 328 (420) 1375 (2000) |
Коробка передач:
|
Механическая, ZF 9S 1515 (ZF 16 S2225) 9/1 (16/2) |
Тормозная система | Пневматическая |
Вместимость топливного бака, л | 350 (600) |
Шины | 315/80 R22,5 |
Подвеска | Рессорная и рессорно-балансирная |
Максимальная скорость, км/ч | 90 |
Седельный тягач «УРАЛ NEXT Т25.420»
Автопоезд до 62 тонн полной массы вполне по силам седельному тягачу 7470-0005511-01, предназначенному для строительных и региональных перевозок по дорогам от первой до четвёртой категорий. Кабина седельного тягача построена на основе двухрядного унифицированного модуля ГАЗ и оборудована спальным местом. Силовой агрегат состоит из 11-литрового двигателя ЯМЗ-653 (локализация и модернизация агрегата, который «в девичестве» был известен как Renault dCi 11), соответствующего нормам Euro 5, настроенного на 420 л.с и 2000 Нм крутящего момента. С ним в паре трудится механическая КП ZF 16 S2225 (модель Ecosplit), где уже из обозначения понятно, что ступеней 16, а максимальный «перевариваемый» крутящий момент составляет 2225 Нм. Высота седельно-сцепного устройства при полной массе автопоезда – 1273 мм.
Сессия вопросов и ответов
– До конца 2018 года планируется реализовать около 150 грузовиков 6х4, в 2019 году – до 2000.
– Нет, в планах АЗ «УРАЛ» на ближайшее будущее вывод на рынок магистральных седельных тягачей не предусмотрен.
– Да, работы ведутся. Изначально планировалось построить новую модель, взяв за основу всё тот же знакомый каркас кабины IVECO, но исследования показали отсутствие перспективы работ в этом направлении. Поэтому будет принципиально новое решение, которое пока производитель не комментирует.
– АЗ «УРАЛ» входит в Группу ГАЗ, которая производит грузовые автомобили различной грузоподъёмности с колёсной формулой 4х2 в Нижнем Новгороде, поэтому в Миассе такой техникой не занимаются.
– Предприятия Группы ГАЗ, куда входит АЗ «УРАЛ» имеют все необходимые ресурсы (от стадии проектирования до изготовления по полному циклу), чтобы обеспечить производство этих компонентов. Однако в целях экономической эффективности автомобили семейства 6х4 пока будут комплектоваться покупными мостами. Затем, когда будет окончательно определён объём производства, и если потребность будет достаточно велика, грузовики получат мосты собственного производства.
– Ярославский моторный завод (ЯМЗ), который входит в Группу ГАЗ, в настоящее время работает над глубокой модернизацией двигателя ЯМЗ-536. Она предусматривает увеличение рабочего объёма, обновление цилиндропоршневой группы и дальнейшую оптимизацию процесса сгорания. В итоге значительно улучшится отдача двигателя и возрастёт разнообразие мощностных настроек. Как только начнётся серийное производство модернизированных двигателей, эти моторы будут устанавливать и на «Уралы».
– Автомобили классического семейства будут производиться до тех пор, пока на них существует устойчивый спрос. Для соответствия этих машин требованиям текущих стандартов, нормативов и директив безопасности ведётся непрерывная работа по их модернизации. В 2017 году доля семейства NEXT составляла около 15%, в 2018 году уже около 35%, по прогнозам, доля грузовиков нового поколения в производственной гамме АЗ «УРАЛ» в Миассе будет стабильно расти. Следует учитывать, что предприятие имеет сборочные площадки за рубежом, что позволит локализовать при необходимости производство «классики» непосредственно там, где она продолжает оставаться востребованной.