Масштабные модели Андраника Манукяна
Андраник Лермонтович Манукян – коллекционер, увлечённый историей автомобилей, и великолепный мастер, копии автомобилей которого на протяжении двух десятков лет востребованы у коллег из Армении, России, Казахстана, Германии, Бельгии, США, Канады.
Мне посчастливилось познакомиться с Андраником в начале 2000-х годов. Я пытался найти модель знаменитого гоночного автомобиля «Руссо-Балт С 24/58», известного под прозвищем «русский огурец». Модель существовала, её фото даже было размещено в известном многим коллекционерам первом издании каталога «Автомобиль на ладони», но вот приобрести экземпляр для коллекции было невозможно. Оставалось ждать и собирать информацию о существующих моделях и их вероятных владельцах. Именно во время поисков мне и удалось познакомиться с Манукяном, а в дальнейшем приобрести доброго друга и соратника по хобби.
Авторитет
Родился Андраник в Ереване. Его дед – Андраник Аветисян – был водителем. Во время Великой Отечественной войны он сначала крутил баранку знаменитой полуторки ГАЗ-АА, а затем как один из лучших водителей пересел за руль ГАЗ-М1 и занимался перевозкой высшего командного состава Красной Армии. После войны он возил высших чиновников КПСС, а потом водил строительные самосвалы. Любовь к автомобилям у внука появилась благодаря именно деду, который даже уйдя на пенсию, не мог расстаться с автомобилями и работал механиком в одной из пожарных частей Еревана.
Всё свободное время дед возился со списанным из гаража военкомата ГАЗ-ММ или помогал другу и соседу с его «эмкой», чьё устройство прекрасно знал ещё с войны. Маленькому Андранику нравилось бывать в гараже, наблюдать, как каждую весну друг деда красит кистью в чёрный цвет свою «эмку» или перерисовывать из семейного фотоальбома понравившиеся автомобили.
Коллекционировать масштабные модели Андраник начал во время учёбы в школе. Начало его коллекции положил приобретённый в галантерейном отделе магазина «Москвич-434», произведённый в Саратове. Но когда он увидел у своего одноклассника коллекцию копий иностранных автомобилей, привезённых в подарок из зарубежной поездки, Андраник просто заболел масштабными моделями.
Родители помогали поддерживать хобби сына, приобретая редко появлявшиеся новинки моделей, производившихся в СССР, и уж совсем дефицитные наборы для сборки копий автомобилей, произведённых в ГДР. Но этого было мало, и он через «Посылторг» заказал партию масштабных моделей автомобилей. Посылка стоила 40 рублей (это почти половина зарплаты советского инженера), и хотя мальчику влетело, родители всё же выкупили посылку.
После окончания Томского государственного университета Андраника направили на работу в правоохранительные органы Читинской области. К тому времени в его коллекции насчитывалось около 100 экземпляров, основу которой составляла продукция из Саратова. Но были и работы английских компаний Matchbox и Corgi. Андранику хотелось поставить в свою коллекцию копии первых созданных в мире автомобилей, например Benz Patentmotorwagen ,или копии автомобилей знаменитостей, но, увы, у него не было даже масштабной модели знакомой с детства «эмки». И Андраник стал серьёзно задумываться о создании собственных моделей.
Первый успех
Первая проба состоялась в начале 1990-х годов, когда Андранику удалось на основе выпускавшейся в Грузии копии автомобиля Panhard 35CV 1927 года создать модель ГАЗ-M1. Конверсия принесла огромную радость, и он делился своими эмоциями и результатами труда со слегка удивлёнными родственниками и коллегами по работе. А между тем первая созданная модель после долгих колебаний была продана знакомому коллекционеру, предложившему за неё хорошую цену. «Не беда, – думал Андраник, – я сделаю ещё». Так и вышло, за ГАЗ-М1 последовали копии автомобилей ЗИС-101, ГАЗ-69, ГАЗ-67 и другие. Но свою первую созданную модель он не забыл и через 15 лет выкупил её.
В начале 2000-х годов Андраник впервые привёз созданные им модели в Москву. Все 10 его работ были раскуплены членами клуба коллекционеров. Многие отмечали, что модели не очень качественные, но интересные. Именно эта удача заставила Андраника задуматься над созданием более качественных копий автомобилей. В Ереване сделал копию кабины автомобиля ЗИЛ-150 и отдал знакомому мастеру-ювелиру для создания отливок из металла. Ювелир решил улучшить работу Андраника, в результате готовые изделия получились на 5 мм шире и настолько же ниже, чем задумывалось. Ничего переделывать не стали, и первая партия масштабных моделей ЗИЛ-150 с открытым бортовым кузовом была реализована в Москве в таком виде. Затем была вторая и третья партии, далее мастер создал версии ЗИЛ-150 с кунгом, топливной цистерной, бочкой «Живая рыба».
В 2003 году Андраник переехал из Армении в Россию, где образовал студию «МАЛ» (от Манукян Андраник Лермонтович). Самостоятельно он создал масштабные копии автомобилей ЗИЛ-151, МАЗ-200, КрАЗ-214, КрАЗ-210, M3 Scout, БТР-152 (в том числе и медицинскую модификацию), БТР-40, ФАИ-М, ГАЗ-M1, ГАЗ-4, Multicar M 25, различные модификации автомобилей ЕрАЗ и прицепов ОдАЗ.
Борьба за качество
Наряду с созданием масштабных моделей с нуля Андраник занимается и глубокими конверсиями существующих масштабных моделей различных производителей. Среди его конверсий копии модификации автомобилей АМО-Ф-15 («Милиция», «Штабной автомобиль», «Санитарная»), УРАЛ (пожарные и бронированные автомобили, автомобили с различными кунгами, цистернами), ЗИЛ-157 (с различными кунгами, цистернами и дополнительным оборудованием), КАМАЗ, «Москвич», ГАЗ-51, УАЗ, ГАЗ-АА, Mercedes-Benz и др.
Но особенная любовь у Андраника к созданию масштабных моделей автомобилей «Руссо-Балт». Студия «МАЛ» сегодня, пожалуй, единственный производитель столь обширной линейки копий автомобилей этой российской марки. Помимо уже упоминавшейся копии «русского огурца», в масштабе 1:43 выпущены модели «Руссо-Балтов» Е15/35, Д24/30, Д24/40 (пожарная линейка), С24/34 с движителем «Кегресс», бронеавтомобиль тип «С» 1914 г., С24/30, С24/30 штабной, С24/30 «Гран-туризмо», С24/30 лимузин, С24/40 (цистерна), С24/55 (автомобиль Нагеля), М24/35, М24/40 гражданский и бронированный, М35/40, автобусы серии «М», Т40/65 гражданский грузовик и бронированный с орудием по уничтожению воздушных целей и др.
При создании любой масштабной модели или конверсии Андраник тщательно подходит к подбору фактического материала о прототипе. Раньше с помощью библиотечных фондов, теперь с помощью сети Интернет подбирает фотоматериал, описание, чертежи, хотя последние чаще приходится создавать самостоятельно. Затем подбирает необходимые материалы (в основном это белый металл, эпоксидная смола, дерево, пластик), создаются формы, необходимая оснастка.
В последнее время множество масштабных моделей студии «МАЛ» комплектуют деталями, выполненными фототравлением (шильдики, надписи, эмблемы, маскоты, таблички, дворники, ручки дверей), которые создают в сотрудничестве с украинским специалистом из Донецка Владиславом Егоренко. Для получения более точных копий различных деталей, составляющих модели, применяется лазерная резка. С каждым годом качество копий автомобилей, создаваемых под брендом «Студия «МАЛ», улучшается. В ближайшем будущем мастер планирует создать копии спортивных автомобилей «Руссо-Балт» С24/60 и К12/30, а также новые конверсии на базе масштабных моделей автомобилей ГАЗ-А, АМО-Ф-15 и ЗИЛ-157 (пожарные автомобили).
Династия
В деле создания новых масштабных моделей от отца не отстаёт и сын Андраника Манукяна – Лермонт. Помимо учёбы в Строгановской академии он находит время продолжать и развивать опыт и технологии отца, создаёт уже свои собственные масштабные модели танков Первой мировой войны под брендом LERMONT. На данный момент вышли в свет в масштабе 1:43 МК1, МК5, Царь-танк Лебеденко.
Несмотря на загруженность, Андраник не оставил своё хобби – коллекционирование масштабных моделей автомобилей. Основными направлениями его коллекции остаются копии автомобилей России и СССР, копии автомобилей 20-х – 40-х годов прошлого века. Предпочтение он отдаёт продукции таких компаний, как NEO, SPARK, DIP, IXO и некоторых других, в том числе мелкотиражных компаний и мастерских.