Опубликовано: ГП 10-2018
Пока не прерванный полёт (Часть 2)

ЗИЛ-49061 из состава поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 «Синяя птица»

Даниил Минаев, Юрий Петров
Фото авторов и Андрея Пядушкина

Лучшее для стратегических задач

В основе машины лежит сварная алюминиевая рама лонжеронного типа. Она интегрирована с герметичным кузовом амфибийного типа из композита полиэфирной смолы армированной многослойной стеклотканевой основой. Колёсная формула 6х6 с поворотными передней и задней осью, причём третья ось выполняет поворот с 5-градусным опозданием относительно передней, чтобы не дестабилизировать автомобиль в повороте, однако максимальный угол поворота колёс совпадает с передней осью. Управляется всё это рулевое оборудование гидроприводом с двумя цилиндрами, трапециями и системой продольных и поперечных тяг.

Подвески на всех осях независимые, рычажно-торсионные. Шины получили централизованную систему регулировки давления.

Трансмиссионная перспектива: мосты с бортовыми редукторами и плоское герметичное днище Трансмиссионная перспектива: мосты с бортовыми редукторами и плоское герметичное днище Каждый гребной винт водоходного движителя оборудован рулём

Силовая установка состоит из традиционного азбучного дефорсированного двигателя ЗИЛ-508 (ЗИЛ-130) рабочим объёмом 6 л, с экранированным электрооборудованием, мощностью 150 л.с., знакомой зиловской «пятиступки» с планетарной раздаткой с понижающим рядом и механизмом отбора мощности для привода водоходных движителей. По моему подозрению, которое сложно проверить, но логически верно, изначально на машине должен был быть установлен более мощный 180-сильный «ураловский» двигатель ЗИЛ-509 (ЗИЛ-375) для работы на бензине АИ-93. Как нам поведал один из бывших сотрудников СКБ ЗИЛ, принимавший участие в проектировании этого семейства, квоты на более мощный мотор с экранированной системой зажигания были строго распределены между военными. Но версия насколько логичная, настолько же и невероятная – за космос отвечал Государственный комитет по оборонной технике, а уж приоритет интересов Главкосмоса СССР диктовался на уровне Совета Министров. Кто бы осмелился им отказать в полдюжине двигателей из ежегодно выпускаемых десяти тысяч? Тем более, что ЗИЛ-375 ставили и на автобусы ЛиАЗ и ЛАЗ. Тем не менее «Синяя птица» в итоге так и не получила более мощный 8-литровый агрегат.

Классический карбюраторный 8-цилиндровый ЗИЛ-508 с экранированным электрооборудованием в моторном отсеке Если открыть люк слева в носовой части, то там можно увидеть рулевой вал, рулевой механизм, «фирменный зиловский» главный тормозной цилиндр с питательными бачками, аналогичный как на легковых автомобилях ЗИЛ, бачок стеклоомывателя Бак оборудован визирным окном

Ведущие мосты с бортовой главной передачей на всех осях и жёсткой кинематической связью. Благодаря этому при включении блокировки дифференциала в «раздатке» все колёса вращаются с одинаковой скоростью без пробуксовки. Работоспособность агрегатов на плаву достигается благодаря системе водоотлива и подачи воздуха под давлением в картеры агрегатов.

Рабочая тормозная система гидравлическая с дисковыми тормозными механизмами, упрятанными внутрь кузова, но стояночный тормоз пневматический, оригинальной конструкции, действующий на заднюю ось. На его устройство было получено авторское свидетельство.

Колпак кабины экипажа по требованиям транспортной авиации сделан легкосъёмным. Поисково-спасательный комплекс к месту проведения работ по требованиям середины 1970-х доставляли не только на самолётах АН-12 с просторными грузовыми кабинами. До появления Ми-26 машины должны были доставлять на вертолётах Ми-6, где колпак кабины оказывался как раз под редуктором несущего винта.

Малый диаметр разворота в 22 м достигается управляемыми передней и задней осями
Разъезд со встречным транспортом на дороге не вызывает сложностей или хлопот

Дела космические

Для поиска, обнаружения и вывода к месту посадки спускаемого аппарата космического корабля уникальная машина комплектовалась радиотехническим и навигационным комплексом. «Синяя птица» могла одновременно общаться в радиоэфире с командным пунктом, со спасательной авиацией и, по возможности, с экипажем спускаемого аппарата. Вот далеко не полный список оборудования: авиагарнитура ГА-1, артиллерийская буссоль ПАБ-2М, радиостанции Р-809М2, Р-855УМ. Для компоновки этой аппаратуры конструкторы уделили много места в носовой части кузова, но на предмете нашего теста там, по понятным причинам, пусто. Лишь искусно выполненные макеты на рабочем месте в кабине напоминают о невиданных былых возможностях…

Интересно, что бортовой номер «64» обнаружили уже в процессе реставрации, когда амфибии возвращали оригинальную цветографическую схему окраски. К этому парадоксу мы вернёмся в конце статьи. Пока же скажу о возрасте машины и её кузове и почему мы не стали машину курочить на косогорах и буераках ради выгодных кадров.

Радиокомплекс с авиагарнитурой ГА-1 состоит  сразу из трёх блоков, позволяющих переговариваться со штабом, наземными, водными и воздушными экипажами Радиокомплекс с авиагарнитурой ГА-1 состоит  сразу из трёх блоков, позволяющих переговариваться со штабом, наземными, водными и воздушными экипажами Радиокомплекс с авиагарнитурой ГА-1 состоит  сразу из трёх блоков, позволяющих переговариваться со штабом, наземными, водными и воздушными экипажами Радиокомплекс с авиагарнитурой ГА-1 состоит  сразу из трёх блоков, позволяющих переговариваться со штабом, наземными, водными и воздушными экипажами

Армированный стеклопластиковый кузов представляет собой превосходную альтернативу алюминию, который как и железо со временем корродирует. Но не надо забывать, что любые пластмассы, композиты (стеклопластики, углепластики, боропластики, кевлар, органопластики, текстолиты) как и резина, боятся двух вещей: температурных перепадов и кислорода.

Процесс испарения фенолов, полиэфиров и смол идёт незаметно, но постоянно. Эффективный срок службы полимеров в зависимости от применённой технологии склеивания или выпечки (как у полиамидов) и температурных условий составляет от 2–3 лет до полувека максимум! Наша «Синяя птица» уже близка к увяданию. Зрелость наступила. Корпус машины становится хрупким и теряет былую упругость, микротрещины добавляют проблем. Поэтому если водные процедуры машине пока не запрещены, то ради сохранения герметичности этому раритету уже противопоказана езда по сложно-пересечённой местности.

Конечно, машина имеет систему водоотлива, но забираться далеко в воду на машине не следует. И постоянно нужно следить за уровнем воды через шахту моторно-трансмиссионного отсека.

Пальцы в виде П-образного тавра при спасении на воде фиксируют откидной бортик, а для хвата рук у крыши имеется снасть Пальцы в виде П-образного тавра при спасении на воде фиксируют откидной бортик, а для хвата рук у крыши имеется снасть

Стартуем!

Чтобы оказаться за рулём, надо сначала встать на ступицу колеса, затем подняться на колесо, схватиться за верхний поручень и забраться в два приёма на капот. Потом следует усесться на крышу кабины и перемахнуть ноги в потолочный люк и ловко ухнуть вниз на сложенную спинку сиденья. Теперь поднимаем спинку со следами сапог в вертикальное положение и садимся на чистое место.

К слову сказать, несмотря на нехитрые формы сидений и нерегулируемую рулевую колонку за рулём всё очень удобно. Перед водителем панель приборов с богатым набором контрольно-измерительных приборов, отличный обзор, лёгкое рулевое колесо и всего один рычаг управления трансмиссией. Тумблером включаю зажигание, пускаю стартёр кнопкой и за спиной забасила V-образная карбюраторная «восьмёрка». По стандартной схеме включаю I передачу и начинаю движение. На всякий случай стоит высунуться из окна кабины, чтобы понять левый габарит.

Сливной канал для откачивания воды за борт Запираемые герметичные заправочные горловины топливных баков

Немного пообвыкнув к посадке в переднем свесе, разгоняемся всё быстрее. На асфальте и более-менее ровной грунтовой дороге по ощущениям – в чистом виде «131-й» ЗИЛ только внешний облик будто кто-то хитрый лукаво подменил. Тот же запах, усилия и реакции на органах управления. Благодаря гигантским лаптёжным шинам сохранились даже крены и рысканье. Похожи и динамические возможности.

Крейсерская скорость на твёрдом покрытии где-то около 60 км/ч, но по ощущениям можно и на пару десятков километров быстрее, под аккомпанемент целого оркестра трёх тысяч оборотов двигателя, завывания трансмиссии, гула шин и шума ветра.

В поле и колее машина способна устойчиво ползти с черепашьей скоростью, мерно покачиваясь. Задняя поворотная ось удивительным образом помогает вписаться в настолько узкие проулки, что просто диву даёшься! Чтобы развернуться в один приём, согласно паспортным данным, нужна площадка шириной всего около 11 м. А радиус поворота по оси следования переднего внешнего колеса – 9,8 м. Сдавая задним ходом нелишне высунуться из окна, чтобы согласовать габариты с зеркалами заднего вида.

При манёврах на воде хорошо заметен ходовой крен корпуса

Амфибийная навигация

Останавливаемся у кромки водохранилища. На берег накатывают волны от прошедшего сухогруза. Выкатываемся на речной съезд и несколько метров двигаемся вброд, потом точка опоры исчезает, волны подхватывают машину и по инерции с покачиванием мы плывём пару метров. Лишь только волны упруго захлопали по пластиковым бортам. Не зеваем, где тут лоция! Пара тумблеров на панели приборов меняют своё положение, и мы готовы к отплытию.

Здесь уже начинается некий разрыв шаблона как для обычного шофёра, так и судоводителя.

Для управления плавающей машиной используются заурядные автомобильные органы: руль, педали, рычаг КП. Хочешь быстрее – газуй и переключайся выше, заведомо корректируй траекторию рулевым колесом, но бери чуть с большим запасом и подтормаживай средней педалью. Дальше II передачи переключаться нет смысла, двигатель начинает «кукситься» из-за нехватки крутящего момента, ведь сопротивление движению велико. На второй ступени наша девятитонная «птичка» на воде уверенно разошлась до 4 узлов, а это уже около 9 км/ч. При манёврах на полном ходу из-за особенности плоского днища машина и сопротивления колёс машина кренится почти на 10° совсем по-автомобильному – в обратную от поворота сторону, а не как у катеров – в сторону поворота.

Выход из воды осуществляется при одновременной работе колёс и гребного винта

Ориентируясь по берегу и сопровождающую нас амфибию понимаешь, что 4 узла не такая уж маленькая скорость, тем более когда машина достигает судоходного фарватера, где глубина 15 метров. За нами с любопытством приглядывают из полицейского катера. В голове же приходится держать запаздывание на руль и следить за появлением кораблей.

Ради удали хотелось выкатить на машине прямо на песчаный пляж, но жалко было топтать колёсами песочные замки и игрушки, брошенные на «обеденный перерыв» местной детворой. К тому же на берег уже высыпали любопытные зеваки, поэтому вышли на берег обратным путём – мимо эллинга.

Визуализация возвращения на берег выглядела впечатляюще, ведь никто не видел заход нашей амфибии в воду. На реке колёса были почти скрыты водой и загорающая публика приняла его за странный катер. Ещё их позабавило, зачем такая «шхуна» прошла мимо причала и попёрла на пологий съезд для лодок. Во тут и состоялось явление народу гигантской «лодки» с загребающими лаптями колёс! Дачные аборигены оживились: далее селфи, снимки на память, удивлённые лица – нас встречали как космонавтов… только без цветов!

Автономное отопление пассажирского салона Автономное отопление пассажирского салона

Салон, «скорая помощь» и полная автономия

Комплекс «Синяя птица» способен некоторое время вести отшельнический образ жизни, воплощённый в заданном периоде автономного существования. Пассажирский (или на сленге военных – обитаемый) отсек рассчитан на 6 человек: три места для лежачих и три для медперсонала, но можно всем ехать сидя, тогда вместимость увеличится втрое. В корме кузова ЗИЛ-49061 предусмотрены люки для носилок в задней части и со стороны моторного отсека для посадки экипажа на плаву.

Интересно, что к трансмиссии можно добраться через люки в жилом отсеке, так что её теоретически можно попробовать отремонтировать в мороз или непогоду.

В корме ЗИЛ-49061 предусмотрен люк для носилок

Оснащение жилого модуля и сегодня оценит по достоинству профессиональный поисково-спасательный отряд: горноспасательные аппараты, спасжилеты, лодка, автономный отопитель, кондиционер, мини-кухня с примусом, медицинский инструментарий, запас ИРП.

А теперь небольшая тонкость, которая раскрывает потенциал ЗИЛ-49061. Перед тем, как эта машина обрела нового владельца, её на Байконуре успели приспособить для охотничьих поездок и перекрасили в зелёный камуфляж. Судя по плачевному состоянию, в котором она попала на реставрацию, на этом внедорожном кемпере пропутешествовали не один десяток километров. Амфибия того стоит!

Пассажирский салон мгновенно становится пунктом медицинской помощи Пассажирский салон мгновенно становится пунктом медицинской помощи Пассажирский салон мгновенно становится пунктом медицинской помощи Пассажирский салон мгновенно становится пунктом медицинской помощи
Комментировать ... >>