Опубликовано: ГП 10-2018
Пока не прерванный полёт (Часть 1)

ЗИЛ-49061 из состава поисково-эвакуационного комплекса ПЭК-490 «Синяя птица»

Даниил Минаев, Юрий Петров
Фото авторов и Андрея Пядушкина

Их мало сохранилось. Но одна всё же попалась в сети наших испытаний. Эту Амфибию мы разбудили перед обедом в её просторной норе, где она пережидала очередной день своей жизни. В полутёмной прохладе ангара чирикал воробей, а Амфибия отходя со сна внимательно изучала нас через линзы фар.

– Айда купаться на речку! – весело позвали мы. Амфибия скучающе похлопала дверями и люками, поёжилась и cпросонья задумалась. Пришлось ей звонко бибикнуть из другой амфибии. Эхо разбудило жизнь гаража. Амфибия лишь пожаловалась на недостаточно просторный выезд и ей мигом расчистили место и открыли ворота. Вылетай, синяя птичка!

Cтартёр прочавкал всухомятку пару оборотов… и карбюраторное сердце, прокашлявшись, пробурчало ещё что-то про Байконур – Бр, бр, бркл, бркл и загудело, запело! Жажда воли оказалась сильнее прохладного уюта. От толстого баса завибрировали стены. Птаха-воробей выпорхнула из гаража, а Амфибия наполнила сизым выхлопом свою просторную конуру, и колёса сами повели её в залитый солнцем дворик. На волю!

По матрёшкам!

Приготовления не заняли много времени. Пять минут, и мы уже разбились на две команды: первая в Амфибии, вторая – в просто амфибии, возрастом и росточком поменьше.

На выезде со двора Амфибия в разворотах поиграла колёсами словно мускулами и мягко вдавила в грунт бревно, не вовремя попавшееся под плечо ската. Привыкая к своим габаритам машина готова была примять к грядкам заборы окрестных дач. Успевай только сдерживать удаль!

Короткий осторожный проезд по переулку меж стальных заборов, где звонкое эхо возвращает в кабину рёв мотора, и вот она – свобода! Утробный гул сменился на привычный зиловский зудёж. Резкий поворот на асфальт, затем резвый манёвр на шоссе и Амфибия напористо разошлась до 80 км/ч! Где там нас заждались космонавты?

Кабина полностью соответствует периоду своего создания Полная информация на панели приборов: амперметр, тахометр, спидометр с одометром, указатель температуры, указатель уровня топлива, масляный манометр, шинный манометр, манометр бортовой пневмосистемы Пульт автономной системы пожаротушения под рычагом КП Все педали напольные, но достаточно удобные

Стая из трёх синих птиц

Поисково-эвакуационный комплекс ПЭК-490 для наземных космических спасательных служб ВВС СССР – одна из последних разработок СКБ специальных автомобилей ЗИЛа. Работа над ним началась в 1972 году. В окончательном виде поисково-спасательный комплекс «Синяя птица» поступил на снабжение наземных космических поисково-спасательных служб ВВС СССР лишь в 1980 году.

В комплекс «Синяя птица» входят три транспортных средства, кратко наречённые своими создателями «шнек», «кран» и «салон». Для преодоления топких болот, снежной целины и лесных завалов, по замыслу конструкторов, должен быть использован шнекоход ЗИЛ-2906. Радиус его автономного действия – до 100 км. В транспортном положении шнекоход перевозится на трёхосном ЗИЛ-4906 (см. врез) с бортовой платформой и КМУ, по прозвищу «кран». Эта машина должна в определённой ситуации перевозить и спускаемый аппарат. И третий автомобиль – предмет нашего теста ЗИЛ-49061 с пассажирским салоном, который, при необходимости, мгновенно становится пунктом медицинской помощи.

В кабине слева часть пространства съедает блок с кранами торможения и стеклоочистителей, но, как видите, через окно можно высунуться прямо во время движения В кабине слева часть пространства съедает блок с кранами торможения и стеклоочистителей, но, как видите, через окно можно высунуться прямо во время движения
Для управления сложной трансмиссией предусмотрен всего один рычаг и несколько тумблеров
Артиллерийская буссоль ПАБ-2М

Ранее этот «салон» 1985 года выпуска трудился на Байконуре, затем, лишившись части засекреченного спецоборудования, из которого кое-что ВКС и Роскосмос используют и поныне, очутился в частной коллекции.

Всего с момента принятия на вооружение транспортных средств второго поколения проекта ПЭУ, к которому и относится наша сегодняшняя машина, с 1975-го по 1991-й годы, по разным данным, было построено чуть более трёх десятков: 14 – «салоны» ЗИЛ-49061, 12 грузовых ЗИЛ-4906, 20 (по другим данным – 5) «шнеков» ЗИЛ-29061 (ПЭМ-1М) с двумя моторами ВАЗ-2103.

Техническая характеристика ЗИЛ-49061 «Синяя птица»
Колёсная формула 6х6
Полная масса, кг 12 500
Снаряжённая масса, кг 9000
Число мест в кабине 4
Число мест в салоне 4 + 3 на носилках
Двигатель:
  • рабочий объём, cм3
  • мощность, л.с.
  • крутящий момент, Н∙м
ЗИЛ-508, V-8, карбюраторный
5969
150 при 3200 мин-1
401,8 при при 1800–2100 мин-1
Коробка передач:
  • количество ступеней вперед/ назад
ЗИЛ-131, механическая
2 х 5/ 1
Подвеска Рычажно-торсионная
Рабочая тормозная система Гидравлическая
Вместимость топливных баков, л 2 х 250
Максимальная скорость на суше, км/ч 80
Максимальная/ устойчивая скорость на плаву, км/ч (узлов) 8 (4,3)/ 1,5 (0,8)
Расход топлива контрольный, л/100 км 50
Шины И-159, 16.00-20”
Авиатранспортабельность Ми-26, Ан-12, Ил-76
Многофункциональный набор передней оптики Крышевой люк для посадки экипажа на рабочее место Аварийный буй

Уже в середине 1990-х завод с не до конца ясными намерениями пытался найти новых клиентов на «Синие птицы», для чего были отпечатаны тысячным тиражом листовки «Superpassability versatility of use». Позже, в XXI веке, уже в непонятный неискушённому обывателю период существования завода ЗИЛ, ОАО «Вездеход ГВА» продолжало штучный выпуск и капитальный ремонт находившихся в эксплуатации «Синих птиц» по индивидуальным заказам физических лиц силами МСЦ-6, разумеется, безо всякого военного и специального оборудования. Так, одна из самых свежих машин этого семейства была построена аж в 2016 году (SIC!), но достоверных данных относительно таких заказов в открытых источниках вы не найдёте.

В пропорциях и облике ЗИЛ-49061 присутствует ощущение общей слаженности и гармонии
 

Плеяда водоплавающих

КБ В.А. Грачёва до 1979 года создало много удачных корпусных шасси:

В 1981 был разработан уникальный вариант ПЭУ-1Р с реактивным двигателем АИ-25ТЛ, который проходил испытания на болотах (при расходе топлива 14 л/с и запасом хода на 14 км), развивал на воде до 7,6 узлов, а на укатанном снегу с опорными лыжами разгонялся до 70 км/ч.

ЗИЛ-135Б, 1958 г.
ЗИЛ-132К (ПЭУ-1), 1966 г.
ЗИЛ-5901 (ПЭУ-2), 1970 г.
ЗИЛ-49042, 1972 г.
ПЭУ-1М, 1972 г.
ЗИЛ-49072 (ПЭУ-1Б), 1977 г.
ПЭУ-1Р, 1984 г.
ЗИЛ-4906 и ЗИЛ-2906, 1979 г.
ЗИЛ-49061, 1979 г.
Комментировать ... >>