Опубликовано: ГП 10-2018
Фото Steyr City-Bus SC6 F 65 обошло все журналы мира, включая советские. Создан в 1972 году, выпускался с 1977 по 1987 год. В салоне 26 мест, включая 15 посадочных. Двигатель – дизель Mercedes-Benz OM616 мощностью 65 л.с. Привод – на передние колёса
Загадки трёх «Л» (Часть 2)

Автомобильный дизайнер Луи Люсьен Лепуа

Денис Орлов
Фото Дениса Орлова, Baumaschinenbilder.de/GREGOR SOLLER, Fortepan.hu/URBÁN TAMÁS, Foundation Berliet, Historisches Archiv IVECO Magirus AG, Horex Museum, Renault Trucks, Stadtarchiv Heilbronn

Лепуа не Лепуа

Великим мастерам Возрождения нередко приписывали работы их учеников. Это нетрудно, если почерк схож. А проектам Лепуа и его бюро F.T.I. присущ вполне отчётливый почерк. И хотя наиболее яркие творения «ЛЛЛ» выполнены для германских марок, к ним применимо определение, однажды данное французскому автомобильному стилю в книге «Композиция в технике» советским художником-конструктором Юрием Сомовым: «Французские автомобильные дизайнеры склонны к крупнообобщённым, скупым формам, они избегают мелких членений и не злоупотребляют хромированными деталями…»

Прототип City-Bus (отличался дополнительным входом сзади) испытывали и в соцлагере – на улицах Будапешта, где для него даже предусмотрели особые киоски по продаже билетов

Учеников за время существования F.T.I. у Лепуа действительно набралось немало. Иногда влияние мастера сказывалось опосредованно: если какая-нибудь компания приобретала лицензию на грузовик либо просто закупала для себя кабины, при небольших объёмах делать их самостоятельно невыгодно. Когда европейское отделение Ford решило выпускать магистральный грузовик, для него приспособили одну из работ Лепуа, известную как cabine KB 2400/KB 2480 (из-за её ширины). Что из этого вышло? Про Ford Transcontinental говорили: «Слишком высок, слишком тяжёл и вообще – всего слишком». Кроме того, эту же кабину от Berliet естественным путём унаследовало тяжёлое семейство Renault R-Series - таким образом, задуманное Лепуа прослужило почти три десятилетия.

В мае 1975 года европейский Ford под маркой Transcontinental представил своё первое магистральное семейство H-Series. Кабины, аналогичные кабинам Berliet, для него поставляли французы

Похожая история вышла с грузовиками Steyr – Лепуа долго сотрудничал с компанией Steyr-Daimler-Puch, оформлял мототехнику, легковые и грузовые модели (включая знаменитый вездеход Pinzgauer), тракторы. Первейшая его заслуга – так называемый проект «Плюс» – кабина для среднетоннажных и тяжёлых грузовозов (1968 г.). Её австрийцам помогал сконструировать старейший французский кузовостроительный завод Chausson. Дизайн получился очень выразительным и даже спустя 15 лет не терялся на фоне конкурентов. В 1984 году Steyr одним из первых западных заводов успешно продал технологии в Китай – национальной корпорации CNHTC. Так дизайн Лепуа получил новую жизнь. Кабина же малотоннажного семейства Steyr 590/690, представленного в 1969 году, в 1986-м обрела второе дыхание под маркой Tata-407.

Разработку конструкции и штамповой оснастки кабины для польской Fabryka Samochodów Ciężarowych взял на себя завод Chausson, пригласив Лепуа. Прототип Star A200 был закончен в 1964 г.

Связка «заказчик – Chausson – Лепуа» прекрасно сработала и в случае с польским грузовиком Star. Вариант, предложенный в 1962 году сотрудником варшавского Института промышленного дизайна Янушем Павловским выглядел авангардно до уродства. И тогда в дело вступили французские связи – те, что в политике принято именовать «осью». Примечательно, что кабина разрабатывалась одновременно с футуристическим проектом Шарбонно Stradair, и подобную альтернативу полякам тоже предлагали. Те в итоге предпочли технологически более простой вариант Лепуа.

Оформление же Лепуа, придуманное им в 1970 году для знаменитых капотников Magirus-Deutz, получивших прозвище «Вол» (Baubulle), по наследству перешло концерну IVECO, а оттуда в 1993 году по лицензии досталось Уральскому автозаводу, а 5 декабря 1994 года – совместному предприятию ООО «ИВЕКО-УралАЗ».

Легендарный «сибирский Магирус» M 290 D 26K (6х4) из установочной партии. Кабина Лепуа. Дополнительные фары ещё не над бампером, а 12,4-кубовый кузов ещё не Meiller, а Kögel
Легендарный «сибирский Магирус» M 290 D 26K (6х4) из установочной партии. Кабина Лепуа. Дополнительные фары ещё не над бампером, а 12,4-кубовый кузов ещё не Meiller, а Kögel
Патент Лепуа 1966 года: городской автобус большой вместимости с поворотным тяговым модулем. Эту идею впоследствии разовьют конструкторы Минского автозавода на МАЗ-2000 «Перестройка»

Сколь увлекательно разыскивать неизвестные работы Лепуа! Таких, судя по плодовитости дизайнера, найдётся ещё немало. Для того вводят в контракты с независимыми бюро пункт об анонимности, чтобы затем компании выдавали их работу за свою. Вот, скажем, Renault-Saviem SG2… Видели бы вы первый прототип этого однотонника – жуть! (В 1960-е большинство грузовиков Renault выглядели страшновато.) И вдруг, в 1966-м – чудесное преображение! Этот симпатичный грузовичок больше знаком россиянам как Avia A20F и Avia A31L – чехи купили лицензию на его производство, а внешнеторговое объединение Motokov поставляло его в СССР в немалых количествах.

А как хотелось бы угадать руку Лепуа в наиболее впечатляющих моделях Faun, Gutbrod, Kaelble, Krupp! Редкий дизайнер столь же ответственно подходил к конечному изделию, хотя рисовал, по правде, не очень…

Телевизионные Berliet GR260 закупались СССР перед Олимпиадой-80. У кабины - Илья Туревский, председатель секции любительского автомобилестроения при ВДОАМ, 1983 г.
Дизайн Лепуа в Москве: Steyr 791 закуплен СССР в 1984 году с выставки «Спецавтотранспорт-84»
Макеты кабин Steyr разных поколений. В 1986 году компания пригласила для создания новой кабины британского дизайнера Стива Харпера (макет сзади). Работа свёрнута как нерентабельная

«Жизненный опыт, целеустремлённость в исследованиях предрасполагают к синтезу не только продукта, но и образа жизни в последующие годы», – писал Лепуа в 1966 году.

Когда началось укрупнение производства грузовых автомобилей, и заводы стали прибирать дизайн к своим рукам, Лепуа выручила инженерная жилка – залог универсальности промышленного дизайнера. Он брался за внешний вид тракторов, строительных и коммунальных машин, за ветрогенераторы, обёртки шоколада Lindt, пишущие машинки, мебельную фурнитуру, костыли и даже унитазы Presalit. Впрочем, оформлением мест, куда и короли пешком ходят, не брезговали и такие именитые дизайнеры, как Зигвард Бернадотт, Актон Бъёрн и Луиджи Колани.

Трактор чрезвычайно трудно сделать узнаваемым. Лепуа это удавалось не единожды, в случае с Bührer, Deutz, Fahr, Fendt, Hanomag, Schlüter или Steyr Serie Plus, 1967 г.

Большой мастер, оставивший огромное наследие, оказавший существенное влияние на формирование европейских вкусов. При этом никогда не терявший ироничного отношения к жизни, что видно хотя бы по его автопортретам.

Всё же не станем огульно записывать в последователи Лепуа других, не менее даровитых мастеров. Того же Жана Жюлье, штатного стилиста завода Berliet, создавшего один из самых красивых автобусов – Berliet PR100 (лицензию на который во времена СЭВ купили поляки). Или Ремо Лангмайера, придумавшего простой и такой запоминающийся силуэт швейцарскому вездеходу Bucher-Duro. Сходных результатов они достигали своим путём. При этом движимые общей логикой рабочей красоты машины.

Работа Лепуа и бюро F.T.I. для швейцарской марки Saurer ещё ждёт своего исследователя
Работа Лепуа для австрийского филиала Saurer – опытный 9-тонный Saurer 12 S 5FA разработки 1969 года. Производство не началось из-за сворачивания филиала в Вене
В 1976 году на Женевском автосалоне завод Saurer-Berna представил экспериментальный грузовик 5VF GAL, созданный совместно с компанией Alusuisse почти целиком из алюминия. Дизайн разрабатывал Лепуа
Комментировать ... >>
Loading...