Автомобильный дизайнер Луи Люсьен Лепуа
Лепуа не Лепуа
Великим мастерам Возрождения нередко приписывали работы их учеников. Это нетрудно, если почерк схож. А проектам Лепуа и его бюро F.T.I. присущ вполне отчётливый почерк. И хотя наиболее яркие творения «ЛЛЛ» выполнены для германских марок, к ним применимо определение, однажды данное французскому автомобильному стилю в книге «Композиция в технике» советским художником-конструктором Юрием Сомовым: «Французские автомобильные дизайнеры склонны к крупнообобщённым, скупым формам, они избегают мелких членений и не злоупотребляют хромированными деталями…»
Учеников за время существования F.T.I. у Лепуа действительно набралось немало. Иногда влияние мастера сказывалось опосредованно: если какая-нибудь компания приобретала лицензию на грузовик либо просто закупала для себя кабины, при небольших объёмах делать их самостоятельно невыгодно. Когда европейское отделение Ford решило выпускать магистральный грузовик, для него приспособили одну из работ Лепуа, известную как cabine KB 2400/KB 2480 (из-за её ширины). Что из этого вышло? Про Ford Transcontinental говорили: «Слишком высок, слишком тяжёл и вообще – всего слишком». Кроме того, эту же кабину от Berliet естественным путём унаследовало тяжёлое семейство Renault R-Series - таким образом, задуманное Лепуа прослужило почти три десятилетия.
Похожая история вышла с грузовиками Steyr – Лепуа долго сотрудничал с компанией Steyr-Daimler-Puch, оформлял мототехнику, легковые и грузовые модели (включая знаменитый вездеход Pinzgauer), тракторы. Первейшая его заслуга – так называемый проект «Плюс» – кабина для среднетоннажных и тяжёлых грузовозов (1968 г.). Её австрийцам помогал сконструировать старейший французский кузовостроительный завод Chausson. Дизайн получился очень выразительным и даже спустя 15 лет не терялся на фоне конкурентов. В 1984 году Steyr одним из первых западных заводов успешно продал технологии в Китай – национальной корпорации CNHTC. Так дизайн Лепуа получил новую жизнь. Кабина же малотоннажного семейства Steyr 590/690, представленного в 1969 году, в 1986-м обрела второе дыхание под маркой Tata-407.
Связка «заказчик – Chausson – Лепуа» прекрасно сработала и в случае с польским грузовиком Star. Вариант, предложенный в 1962 году сотрудником варшавского Института промышленного дизайна Янушем Павловским выглядел авангардно до уродства. И тогда в дело вступили французские связи – те, что в политике принято именовать «осью». Примечательно, что кабина разрабатывалась одновременно с футуристическим проектом Шарбонно Stradair, и подобную альтернативу полякам тоже предлагали. Те в итоге предпочли технологически более простой вариант Лепуа.
Оформление же Лепуа, придуманное им в 1970 году для знаменитых капотников Magirus-Deutz, получивших прозвище «Вол» (Baubulle), по наследству перешло концерну IVECO, а оттуда в 1993 году по лицензии досталось Уральскому автозаводу, а 5 декабря 1994 года – совместному предприятию ООО «ИВЕКО-УралАЗ».
Сколь увлекательно разыскивать неизвестные работы Лепуа! Таких, судя по плодовитости дизайнера, найдётся ещё немало. Для того вводят в контракты с независимыми бюро пункт об анонимности, чтобы затем компании выдавали их работу за свою. Вот, скажем, Renault-Saviem SG2… Видели бы вы первый прототип этого однотонника – жуть! (В 1960-е большинство грузовиков Renault выглядели страшновато.) И вдруг, в 1966-м – чудесное преображение! Этот симпатичный грузовичок больше знаком россиянам как Avia A20F и Avia A31L – чехи купили лицензию на его производство, а внешнеторговое объединение Motokov поставляло его в СССР в немалых количествах.
А как хотелось бы угадать руку Лепуа в наиболее впечатляющих моделях Faun, Gutbrod, Kaelble, Krupp! Редкий дизайнер столь же ответственно подходил к конечному изделию, хотя рисовал, по правде, не очень…
«Жизненный опыт, целеустремлённость в исследованиях предрасполагают к синтезу не только продукта, но и образа жизни в последующие годы», – писал Лепуа в 1966 году.
Когда началось укрупнение производства грузовых автомобилей, и заводы стали прибирать дизайн к своим рукам, Лепуа выручила инженерная жилка – залог универсальности промышленного дизайнера. Он брался за внешний вид тракторов, строительных и коммунальных машин, за ветрогенераторы, обёртки шоколада Lindt, пишущие машинки, мебельную фурнитуру, костыли и даже унитазы Presalit. Впрочем, оформлением мест, куда и короли пешком ходят, не брезговали и такие именитые дизайнеры, как Зигвард Бернадотт, Актон Бъёрн и Луиджи Колани.
Большой мастер, оставивший огромное наследие, оказавший существенное влияние на формирование европейских вкусов. При этом никогда не терявший ироничного отношения к жизни, что видно хотя бы по его автопортретам.
Всё же не станем огульно записывать в последователи Лепуа других, не менее даровитых мастеров. Того же Жана Жюлье, штатного стилиста завода Berliet, создавшего один из самых красивых автобусов – Berliet PR100 (лицензию на который во времена СЭВ купили поляки). Или Ремо Лангмайера, придумавшего простой и такой запоминающийся силуэт швейцарскому вездеходу Bucher-Duro. Сходных результатов они достигали своим путём. При этом движимые общей логикой рабочей красоты машины.