Сирийский «Ульяновец» на шасси ГАЗ-69
Листаю пожелтевший отчёт под непривычным для технической документации названием «50 дней в Дамаске». В столице Сирии в 1965 году проходила XII Международная ярмарка, на которой среди прочих экспонатов были представлены советские автомобили. В связи с этим в Сирию командировали советских специалистов, а упомянутый отчёт – это их впечатления от выставки и страны.
Бегло просматривая многочисленные фотографии из отчёта, обращаю внимание на одну страницу: на фотографии вроде обычный Land Rover, но под ним подпись «Это не Land Rover!». Начинаю читать: «Известный английский автомобиль явился всего лишь прототипом для одной из фирм Сирии, занимающейся сборкой автомобилей. На базе автомобиля ГАЗ-69 эта фирма делает вручную такие кузова. Автомобиль «Ульяновец» демонстрировался на ярмарке».
Мало того, что это действительно не «Ленд Ровер», а лишь его копия, так она ещё и сделана на советском шасси! Естественно, об этих машинах захотелось узнать подробнее, но в отчёте, кроме двух фотографий и приведённого фрагмента текста, больше ничего не было.
Прояснить ситуацию мог бы автор отчёта Владимир Григорьевич Мазепа, который был командирован в Дамаск от ЗИЛа. Но он с трудом припомнил факт почти пятидесятилетней давности, не добавив ничего нового.
Не помогло и максимальное увеличение фотографий. Действительно, на облицовке радиатора с трудом, но различалась надпись на русском языке «Ульяновец», стилизованная под оригинальную надпись Land Rover, но это лишь подтвердило, что машина так называлась.
На задней стенке кузова на фотографиях хорошо просматривались сразу две массивных заводских таблички, но при приближении оказалось, что тест на них выполнен арабской вязью…
Казалось бы, тупик? Но сложные задачи только мобилизуют! С этого момента я уже начал целенаправленные поиски информации по сирийским «Ульяновцам», и вот что удалось выяснить.
Действительно, в 1965 году сирийская компания «Сосьете дез Импортасьон» официально закупила на Ульяновском автомобильном заводе шасси автомобилей ГАЗ-69 и в местных условиях организовала для них изготовление 9-местных кузовов, включая водителя. И на XII Международной ярмарке в Дамаске такая машина была представлена в советской экспозиции!
Причём имея кузов, явно скопированный с Land Rover, сирийские «Ульяновцы» имели различное оформление передней части, в том числе вариант, копирующий новейший (по тем временам) УАЗ-469, ещё не вышедший из стадии экспериментов в СССР.