Опубликовано: ГП 10-2011

Так какой же масштаб собирать?

1:43 vs. 1:50

Владимир Чехута, фото автора

Коллекционирование масштабных моделей автомобилей, как говорят, зародилось во Франции. Автопроизводители, используя, как бы это по-современному выразиться, технологию агрессивного маркетинга, нанимали коммивояжеров, которым вручали брошюры и уменьшенные копии предлагаемых к продаже автомобилей. Эти масштабные модели делались довольно старательно и подробно, разумеется, в пределах существовавшего тогда уровня технологии. Потенциальным покупателям предлагали посмотреть будущий автомобиль в миниатюре и убеждали их сделать заказ. Но зачастую людей больше привлекал сам изящный сувенир.

Считается, что именно так возникло хобби коллекционировать масштабные автомодели. Хотя наверняка найдутся сторонники версии, что Германия, всегда славившаяся своими механиками, первая дала миру жестяные игрушки, напоминавшие прототипы популярных автомобилей. А британцы убеждены, что именно они привили миру увлечение автоминиатюрами и модное сегодня хобби – коллекционирование масштабных моделей техники. Утверждают, что модельки автомобилей собирал сам сэр Уинстон Черчилль.

Модная зараза

Так или иначе, но сегодня страстью к коллекционированию заражено огромное число людей по всему миру. Как считают психологи, целевую группу собирателей автомобильных моделей составляют технически подкованные мужчины в возрасте старше 30 лет. Они получают большое удовольствие от созерцания миниатюр автотехники и готовы тратить своё свободное время и немалые деньги на это увлекательное хобби.

Никто не будет спорить, что самый популярный масштаб для маленьких машин является 1:43. По мнению большинства специалистов, модели именно в этом масштабе будут одновременно и наглядны, и просты в изготовлении. Сегодня миниатюрные автомобили в этом масштабе выпускают огромное количество больших и малых фирм. Назвать всех производителей просто невозможно, а по самым скромным прикидкам их количество превышает две сотни. В советские времена несколько крупных предприятий в СССР, имеющих достаточно высокий производственный и технологический уровень, смогли освоить выпуск масштабных моделей автомобилей. Конечно, в то время этот вид продукции для государственных заводов был побочным по отношению к их основным оборонным изделиям. Однако именно благодаря этим производителям на просторах бывшего Советского Союза сформировалась большая армия коллекционеров масштабных автомашин. Начинателем этого направления можно считать саратовский НПО «Тантал», который развернул массовое производство моделей легковых автомобилей СССР в масштабе 1:43. Продолжатели этой темы, взявшиеся за грузовики, естественным образом решили, что масштаб должен быть один, чтобы на полках коллекционеров царили единообразие и общий стандарт. Таким образом, коллекционеры моделей грузовых автомобилей из бывшего Союза сформатировали свои коллекции в масштабе 1:43.

А хорошо ли это?

А в чем вопрос, спросите вы? А вопрос, собственно, в масштабе. Дело в том, что коллекционеры автомобильных моделей в мире делятся по видам и темам. Так уж сложилось, что тот, кто собирает копии легковых машин, не обращает внимания на грузовики, и наоборот, кто берёт тяжёлую автотехнику, не очень-то увлекается легковыми. Конечно, есть «всеядные» собиратели, но их не так много, потому что у большинства всегда находятся какие-то определенные предпочтения, которым и уделяется основное внимание, к тому же бюджеты значительного числа коллекционеров имеют, как известно, ограничения. Учитывая это обстоятельство, можно отметить, что в мировом автомоделизме развились разные направления с различными масштабами.

Если взять энтузиастов грузовых автомобилей, то надо отметить, что в Европе и мире в целом для них выпускаются модели тяжеловозов в масштабе 1:50. Конечно, мини-грузовики выпускают и в «43-м», «87-м» и «72-м» масштабах, но мне хочется акцентировать внимание именно на «пятидесятом», так как эта категория очень похожа по своим параметрам на доминирующий в России «43-й». С точки зрения пропорций, если уменьшить объект в 50 раз или в 43 раза, то разница между ними будет небольшая. Обычный человек разницы в этих двух масштабах практически не увидит. Но стоит поставить рядом два грузовика одной марки, выполненных в «43-м» и в «50-м» масштабах, все сразу становится предельно ясно – модель в «50-м» будет немного ком­пактнее.

Неявные преимущества

Да, на полке можно больше вместить грузовиков в «50-м», чем в «43-м», а есть ли у «50-го» более значимые конкурентные преимущества? Если посмотреть на рынок моделей грузовиков в «50-м», то надо сказать, что эти миниатюры выпускают довольно много известных фирм: WSI, Tekno, Corgi Model, Conrad, NZG, TWH, Universal Hobbies, Lion Toys, Norscot, Sword Models, Motorart и другие. Все зарубежные производители грузовичков делают модели массовым тиражом на пресс-формах. В производстве используются самое современное оборудование, компьютерное проектирование, а также новейшие технологии. Но главное достоинство этой части рынка заключается в огромном ассортименте, который включает весь современный европейский автопром, частично американский, и достаточное количество исторических грузовиков. Серьезная конкуренция между производителями машинок позволяет удерживать умеренные цены, при том что качество, точность и копийность у всех фирм очень высокие.

Относительно спроса на модели грузовых автомобилей, выполненных в «50-м» масштабе, надо сказать, что не только индивидуальные собиратели являются потребителями этих изделий. Автоперевозчики сегодня приобретают порядка 40% выпускаемых моделей. А у фирмы WSI вообще бо́льшую часть тиража заказывают транспортные и строительные компании по всей Европе. Как правило, все эти машинки имеют свои корпоративные цвета, логотипы, названия, с точностью перенесённые на модели грузовиков. Будущие презенты изготавливаются ограниченным тиражом. Все же, согласитесь, приятно прийти в гости к другу, занятому в транспортном бизнесе, и презентовать ему по важному поводу масштабную модель того грузовика, на котором он работает или которым владеет его фирма.

Масштабные предпочтения

Делая экскурс в историю «50-го» масштаба, надо отметить датскую фирму Tekno и голландскую Lion Toys, выпускавшие до этого легковые машины в 1:43 и начавшие в шестидесятые годы прошлого столетия серию грузовиков в 1:50. Lion Toys в то время ограничивалась в основном моделями DAF, а Tekno уделяла внимание Scania и Volvo. В начале 1970-х немецкие компании NZG, Conrad и Gesha (поглощенная позднее Conrad) начали производить модели кранов и строительной техники в масштабе 1:50. Позже эти фирмы расширили ассортимент продукции грузовиками.

Если начать сравнивать сегменты модельного рынка грузовых автомобилей, то можно сделать вывод, что его 43-я часть выглядит просто ущербно. Из советского прошлого остается российский производитель «Элекон», выпускающий отечественные грузовики с неизменным с прошлого века качеством и весьма демократичной ценой. Кроме этого весьма ограниченный ассортимент зарубежных грузовиков классических моделей выпускают параллельно с основными – легковыми моделями – фирмы Schuco, Norev, Minichamps и Eligor. А дополняют рынок «43-го» масштаба огромное количество разных артелей из стран СНГ, изготавливающих множество миниатюр ручной работы. Конечно, они вносят существенное разнообразие, делая в основном модели отечественного автопрома, но тиражи их незначительны, качество не дотягивает до высшей лиги, а ценны у всех очень жёсткие.

В чём разница

В итоге у российского коллекционера грузовиков в масштабе 1:43, во-первых, должно быть достаточное количество денег, ибо полочку ему придется заполнять в основном моделями, выполненными индивидуальными мастерами-умельцами и сто/ящими по этой причине немалых денег. В пример можно привести седельный тягач ручной работы МАЗ-504В (масштаб 1:43), стоимость которого доходит до 5900 руб. Зато цена тягача DAF XF (масштаб 1:50, производство фирмы WSI) не превышает 1350 руб. Почувствуйте, как говорится, разницу! Тут надо добавить, что обе модели очень высокого качества, прекрасно деталированы и полностью совпадают со своими реальными прототипами. Хотя голландская машинка выглядит более правдоподобно и привлекательно за счет использования профессионального покрасочного оборудования, непревзойденных резиновых колес и применения, изящных миниатюрных деталей. Четырёхкратная разница в стоимости, конечно, поражает, но диспропорция обусловлена абсолютно различными типами производства: в первом были использованы исключительно ручной труд, сложное изготовление мастер-моделей и последующая отливка деталей из смолы. Западная фирма, понятно, так делать не будет, там все детали изготавливаются массовым тиражом, т. е. отливаются из металла и пластмассы на пресс-формах. Конечно, можно удовлетвориться моделью от «Элекон» и взять целый автопоезд в составе тягача КАМАЗ-5410 с полуприцепом за 365 руб. Это дёшево, но качество казанских миниатюр отличается от тех же голландских, как реальный КАМАЗ от аналогичного DAF.

Грядут перемены

Коллекционеры грузовиков в «43-м» масштабе могут возразить, что в «50-м» не выпускаются модели отечественного автопрома, вот и приходится мириться с тем, что предлагается. Разумеется, автомобили, выпущенные российскими автозаводами и предприятиями из бывшего СССР, всегда привлекали наших энтузиастов. История, традиции – всё такое родное, и они же постоянно перед глазами мелькают. Но на наших дорогах западные грузовики далеко уже не редкие гости, их много, и разных. Поэтому, если исходить из критерия присутствия, то собирать зарубежный автопром так же логично, как для немецкого коллекционера взять модели Scania, DAF или Renault. А что касается моделей «родных» марок, то можно сказать, что здесь, похоже, намечаются изменения. Как стало известно, Минский автозавод недавно заключил контракт с фирмой WSI на изготовление трёх модификаций грузовиков МАЗ в масштабе 1:50. Пока что документация находится в разработке, поэтому с примерными сроками выпуска моделей ясности нет. Не против такого сотрудничества и украинский КрАЗ. Руководители этих автопредприятий, видимо, понимают важность модельного сувенира. Думаю, появление отечественных грузовиков в пятидесятом масштабе будет способствовать появлению спроса от зарубежных коллекционеров, а это в свою очередь обратит внимание модельных фирм на наши машины. И что тогда скажут поклонники «43-го»?

Интересный проект недавно был реализован начинающим модельным изготовителем – небольшой группой minilorry. Она выпустила транспортёр МЗКТ-79086 (12х12) в масштабе 1:50. Пропорции модели подсказывают, что миниатюра была в первую очередь ориентирована на европейских коллекционеров, и ожидания, как говорят, оправдались. Но тут хотелось бы сказать несколько слов о технологиях, которые были использованы при создании этой модели. Во-первых, машинка изначально была полностью просчитана и спроектирована в 3D. Основные детали модели были выращены на стереолитографической установке. После получения этих высокоточных деталей их довёл до уровня мастермодели – профессиональный моделист. Кроме этого надо отметить, что у модели резиновые колеса, изготовленные на высококачественной форме, вырезанные лазером зеркала и гравированные тем же лазером рифленые настилы. Кстати, именно таким методом сегодня ведут подготовку к производству зарубежные изготовители. Только у них все заканчивается заказом нужного количества пресс-форм. Как сообщили в minilorry, в этом же масштабе в этом году планируется выпустить шасси МЗКТ-790976 (8х8) и трёхзвенный автопоезд МЗКТ-74135 + МЗКТ-99942 + МЗКТ-83721.

Да, необходимые аргументы, наверное, найдет каждый, и если вы коллекционер, то, в каком масштабе собирать модели, решать исключительно вам.

Комментировать ... >>
Loading...