Сколько в России трамваев в музейных коллекциях и вагонов-памятников?
Как вы думаете, сколько в нашей стране музейных трамваев – 20, 30, 50? Правильный ответ – 164! Это целое трамвайное депо, которое могло бы без проблем обслужить город средней величины. Стоит поближе познакомиться с его «обитателями».
Для начала надо разобраться с терминологией. К музейным стоит причислять редкие и уникальные вагоны, переданные для хранения в музейные коллекции, а также вагоны-памятники (Ред. - По мнению автора). Помимо действующих экспонатов, способных выезжать на линию либо зафиксированных на постаментах, в список музейных включены трамваи, хранящиеся в запасниках. Возможно, в будущем они будут восстановлены до работоспособного состояния либо станут донорами для вагонов, аналогичных или схожих моделей.
Музейная статистика
Наибольшее количество музейных трамваев – 62 единицы – собрано в Санкт-Петербурге, в действующем Музее городского электрического транспорта. Для просмотра доступно около половины вагонов, остальные стоят в запасниках. В Москве на начало 2018 года статус музейных получили 33 трамвая, однако, увидеть их крайне сложно: официального музея городского транспорта с полноценной экспозицией в столице до сих пор нет, вагоны распределены по эксплуатационным депо. Только половина из сохранённых транспортных средств на ходу, именно они и выезжают на парады к годовщине пуска московского трамвая.
Нетрудно подсчитать, что в регионах собрано 69 музейных вагонов. Сколь-нибудь крупными коллекциями кроме столицы могут похвастать Нижний Новгород (10 экземпляров), Казань (8 шт., с учётом недавно списанных трамваев, зарезервированных под новую музейную экспозицию), Екатеринбург (4 вагона), Липецк и Саратов (по 3 экземпляра). В остальных российских городах числится по 1–2 ретровагона.
В упомянутый список не входят служебные трамваи редких моделей, не имеющие музейного статуса. Не учитываются экскурсионные вагоны на базе типовой для того или иного города модели, то есть обычные пассажирские трамваи с изменённым пассажирским салоном.
Рассказ о сохранившихся до наших дней раритетах стоит начать от самых старых вагонов к новым, с разделением на группы (по общим конструктивным характеристикам или производителям). Сразу отмечу, что в некоторых случаях при восстановлении музейных экспонатов пришлось прибегнуть к созданию реплик – вагонов изготавливаемых с нуля или на базе той или иной платформы (обычно тележки либо основания кузова с тележкой). О таких случаях стоит упомянуть особо.
Под упряжкой лошадей
Первым видом общественного транспорта во многих крупных городах Российской империи была конка. Почти везде конные трамваи сдали свои позиции к концу 1910-х годов, и от лёгких полуоткрытых вагончиков не осталось никаких следов. Воссоздавать историю пришлось по чертежам, в редких случаях с использованием чудом сохранившейся экипажной части. Реплики конных (или коночных) вагонов есть в Москве (вагон с империалом), Санкт-Петербурге (одноэтажный вагон и вагон-памятник с империалом и скульптурной группой) и Казани (реплика с империалом и одноэтажный новодел на основе платформы ГП-10 со скульптурной группой; оба вагона – памятники).
Двухосные «ветераны»
Миниатюрные (по нынешним меркам) двухосные вагоны открывали трамвайное движение в большинстве городов Российской империи и СССР, поэтому зачастую именно они были восстановлены или созданы с нуля к соответствующим юбилейным датам. До конца 1920-х годов трамваи выпускались на различных заводах (в том числе зарубежных) по заказу конкретного города. Такая практика породила множество модификаций, которые стали основой крупных музейных коллекций.
В Москве до наших дней дошли качественно восстановленные двухосные вагоны типов Ф (фонарный), БФ (бесфонарный) и Н (прицепной нюрнбергского типа). Ещё два трамвая, моделей С и МС-4, ждут очереди на реставрацию.
На петербургские улицы в 1907 году вышли вагоны производства английской компании Brush, позже получившие обозначение МБ. Оригинальные кузова этих элегантных трамваев не сохранились, но были сделаны две качественные реплики «англичан». Одна (на базе вагона МС-1) стала ходовым экземпляром, вторая, выполненная с использованием ходовой части грузового трамвая ГМу, памятником в трампарке имени Леонова.
Основа двухосной экспозиции петербургского музея – вагоны серии МС (моторные стальные). Простые по конструкции и от этого практически вечные «эмэски» работали на ленинградских маршрутах до конца 1960-х годов, а затем использовались как грузовые почти до конца XX века! В Музее городского транспорта хранится 17 (!) вагонов серий МС-1, МС-2, МС-4 и МСП, из них 6 регулярно выходят на городские линии. Ещё одна «эмэска» служит памятником блокадному трамваю.
В регионах наибольшей популярностью пользуются стандартные вагоны серии Х. Именно трамваи «харьковского типа» открывали новые линии в советских городах в период индустриализации. Они же и сохранились на предприятиях в качестве «служебок», из которых потом были восстановлены в пассажирском исполнении. Посмотреть на вагоны-памятники серии Х можно в Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Самаре и Саратове. Действующие экземпляры есть в Барнауле, Саратове, Туле, а также Дзержинске (Нижегородская обл.). Трамвайное движение в этом городе было закрыто в конце 2015 года и будущее музейного вагона остаётся под вопросом.
Ленинградские двухосники в регионах представлены липецким экскурсионным трамваем модели МС-4 и памятником из вагона МС в городе Советск Калининградской области. Оба раритета были переданы из Северной столицы в 1987 и 2012 годах соответственно.
Ранее шла речь о трамваях, которые были восстановлены в более-менее оригинальном виде. Ещё в нескольких городах – в Волгограде, Кемерово, Прокопьевске и Саратове – были созданы памятники-новоделы по мотивам стандартных советских двухосников с использованием элементной базы вагонов других моделей (ГС-4, МС-4, РГС-2, пр.). А снегоочиститель ГС-4 стал основой для ходового «исторического трамвая» неидентифицируемой модели в Ижевске.
Реплики более ранних вагонов, преимущественно бельгийских с открытыми площадками, есть в Казани (на базе ГС, памятник), Курске (на базе ГС-5, ходовой экземпляр), Нижнем Новгороде (вагон «Эрликон» на базе БФ, с прицепом) и Пятигорске (полностью открытый вагон, памятник). В Самаре вместе с вагоном Х экспонируется открытый прицепной вагон, созданный предположительно на базе другого вагона харьковской серии.
Классические четырёхосники
Первыми советскими серийными четырёхосными трамваями стали вагоны моделей КМ и КП (Коломенский моторный и прицепной). Поезд из трамваев обоих типов есть в музейном собрании Мосгортранса. Ещё один КМ доступен для осмотра в Нижнем Новгороде. Именно он вместе с одним из РВЗ-6 (см. далее) выполняет функции экскурсионного и исторического вагона, выезжающего за пределы музейной территории, остальные нижегородские раритеты стоят в депо № 1 на путях, не имеющих связи с городской трамвайной сетью.
Послевоенное развитие многих советских городов было связано непосредственно с вагонами МТВ-82. Эти элегантные трамваи имели общие фамильные черты с троллейбусами МТБ-82 и автобусами ЗИС-154 и ЗИС-155, уходящие корнями в американский транспортный дизайн второй половины 1930-х годов (трамваи PCC, автобусы General Motors). Музейные экземпляры МТВ-82 можно найти в Екатеринбурге (памятник), Златоусте (кузов для восстановления), Москве (2 вагона, из них 1 в запасниках) и Нижнем Новгороде.
Определённую внешнюю схожесть с МТВ-82 имеет более поздняя разработка – трамвай РВЗ-6, выпускавшийся Рижским вагоностроительным заводом RVR без малого 28 лет – с 1960 по 1987 год. Благодаря столь долгому периоду производства и довольно простой, неприхотливой в обслуживании конструкции, РВЗ шестой модели сохранились до наших дней в довольно большом количестве. Классический дизайн, который, будем честными, устарел уже к середине 1960-х, стал лучшей мотивацией для использования РВЗ-6 в качестве ретровагонов. По состоянию на начало 2018 года в российских трамвайных хозяйствах числится 14 «рижан» с пометкой «музейный» – рекорд для одной модели!
РВЗ-6 ранней модификации присутствует в коллекции столичных транспортников. Более поздние музейные вагоны модели РВЗ-6М2 есть во Владивостоке (на восстановлении), Иркутске, Казани, Липецке (памятник), Нижнекамске (памятник и экскурсионный), Новокузнецке (на восстановлении), Новосибирске (памятник), Салавате (памятник), Смоленске и Уфе (памятник). В Нижнем Новгороде один РВЗ-6М2 находится в статичной экспозиции музея электротранспорта, ещё один такой же вагон качественно восстановлен с элементами модернизации (новый электропривод) и выпущен на городские маршруты.
Ретротехника из Усть-Катава
Несмотря на устаревшую конструкцию и малую вместительность, двухосные трамваи продолжали выпускать в СССР вплоть до конца 1960-х годов, но уже на новом производственном уровне. Массовую сборку вагонов КТМ-1 (моторный) и КТП-1 (прицепной) освоил Усть-Катавский вагоностроительный завод из Челябинской области. Эти трамваи вместе с заменившими их на заводском конвейере КТМ-2 и КТП-2 вытеснили с городских улиц довоенные двухосники с деревянными кузовами, которые в эпоху интенсивного освоения космоса выглядели совсем древней архаикой. Выполнив свою миссию, двухосные КТМ вскоре тоже ушли с маршрутов: в 1971 году начался крупносерийный выпуск знаменитых КТМ-5М3 (с 1976 года – 71-605), которые довольно быстро стали основной, а затем и единственной эксплуатируемой моделью многих советских трамвайных депо.
Вагоны КТМ-1 благодаря оригинальному внешнему виду стали (или станут) памятниками в пяти городах: Архангельске (где трамвайное движение уже давно прекращено), Кемерово, Новосибирске, Перми и Ярославле (на восстановлении). Московский поезд КТМ-1+КТП-1 недавно прошёл долгожданную реставрацию. Хуже сложилась судьба двухосников КТМ-2, внешне не таких привлекательных, как КТМ-1. Вагон-памятник этой модели есть только в Прокопьевске, из ходовых экземпляров сохранился один служебный трамвай в Ростове-на-Дону. Получит ли он со временем статус музейного – большой вопрос.
Как бы это ни было удивительно, но наиболее массовые советские трамваи модели 71-605, ещё работающие в десятках российских городов, кое-где перешли в разряд музейных. Двухвагонный поезд 71-605 есть в Музее городского электрического транспорта Санкт-Петербурга (пока экспонируется один вагон), памятники трамваям 71-605 установлены в Набережных Челнах и Череповце.
Вагоны 71-608К и 71-608КМ не так давно были выведены из эксплуатации в Москве. Столичные транспортники оставили для музея Мосгортранса по одному экземпляру каждой модели. Ещё один 71-608КМ стал экспонатом Военно-технического музея Ногинска, небольшого города Московской области, имевшего трамвайное сообщение вплоть до 2013 года. В Казани после списания вагонов 71-619К был сохранён единственный представитель модификации 71-619К-01. Ожидается, что этот трамвай войдёт в состав экспозиции перспективного музея транспорта в Адмиралтейской слободе.
В Краснопресненском депо Москвы находится на ответственном хранении трамвай модели 71-630 – первый сочленённый вагон производства УКВЗ. Формально этот 3-секционный трамвай не принадлежит ГУП «Мосгортранс» и уж тем более не считается музейным. Однако было бы правильным сохранить его как уникальный технический экспонат, так же как и один из двух вагонов модели 71-616, на основе которых была в дальнейшем разработана массовая 619-я серия.
С эмблемами ВАРЗ и ПТМЗ
В ряду музейных раритетов особняком стоят вагоны ленинградского и петербургского производства. Долгое время российская Северная столица была ещё и трамвайной столицей мира по таким показателям, как протяжённость путей, количество маршрутов и эксплуатируемых вагонов. Мощностей местного трамвайного завода (который в разные годы назывался по-разному – ВАРЗ, ЗРГЭТ, ПТМЗ) практически всегда хватало только на обеспечение нужд родного города. Соответственно ленинградские трамваи крайне редко поступали в другие города СССР. Монополия УКВЗ и чешской «Татры» была разрушена только в новейшей российской истории, когда темпы поставок новых вагонов в петербургские трампарки резко упали и акционированному заводу пришлось выйти на внешние рынки.
Петербург – город музеев, и было бы странно, если бы в нём не было своей коллекции ретровагонов. К счастью, она есть, и продукция трамвайного завода в ней представлена достаточно широко. Более того, ПТМЗ в конце 1990-х годов принимал непосредственное участие в восстановлении экспонатов музея к 90-летию петербургского трамвая. На данный момент доступны для осмотра и (в некоторых случаях) поездок составы из вагонов ЛМ-33 и ЛП-33 («американка»), ЛМ-47 и ЛП-47, ЛМ-49 и ЛП-49 («слоны»), а также одиночные трамваи ЛМ-57 («стиляга») и ЛМ-68 («аквариум»). В запасниках музея есть ещё один ЛМ-33, два ЛМ-47 и один ЛМ-57. Трамваи моделей ЛМ-49 и ЛМ-57 присутствуют в нижегородском собрании раритетов на рельсах.
Из более поздних моделей, в том числе ещё встречающихся на маршрутах, в петербургском музее есть три ЛМ-68М, а также сочленённый вагон ЛВС-86А (в запасниках). Несколько лет назад в музей были переданы уникальные трёхсекционные вагоны ЛВС-89 и ЛВС-93, которые так и не стали серийной продукцией. Не так давно питерская коллекция пополнилась сочленённым трамваем ЛВС-97М, первым вагоном модели ЛМ-99, а также репликой по мотивам «стиляги» ЛМ-57 под заводским обозначением ТС-76. Этот трамвай в основном используется как передвижное кафе.
За пределами Северной столицы статус музейных получили три вагона производства ПТМЗ: казанские ЛМ-93 и ЛМ-99К и московский ЛМ-2000 – единственный представитель этой необычной (в плане внешнего вида) модели.
Малосерийные экземпляры
Редкие, а порой и уникальные экспонаты всегда становятся «изюминкой» музейной коллекции. В Нижнем Новгороде сохранился трамвай РВЗ-7. Эта модель планировалась на замену устаревшему РВЗ-6, но так и не поступила в серийное производство. В запасниках Мосгортранса содержится ТМРП-1 – образец одной из первых модернизаций чешских вагонов «Татра».
В столичный музей (повторимся, пока виртуальный) переведён один из трамваев ЛТ-5, выпущенных на Луганском тепловозостроительном заводе по заказу Москвы небольшой партией, состоявшей всего из 5 вагонов. Надеемся, что такая же участь ожидает и единственный в России ЛТ-10. Этот трамвай весьма брутального внешнего вида пока числится на балансе одного из столичных депо как служебный.
Made in…
Ранее шла речь преимущественно об отечественных вагонах, но не стоит забывать, что в нашу страну в разные периоды времени довольно активно поставлялась и зарубежная техника. Её образцы также нашли место как в музейных собраниях, так и на постаментах.
Немногочисленные узкоколейные трамвайные хозяйства СССР в 1950–1960 годах были фактически персоной нон-грата. Выпуск стандартных вагонов для колеи 1000 мм прекратился ещё до войны, усть-катавские КТМ-1 и КТП-1 были изначально спроектированы под широкую колею. Проблему нехватки подвижного состава удалось решить с помощью восточногерманского завода VEB Waggonbau Gotha, изготовлявшего миниатюрные двухосные трамваи Gotha. На современной территории Российской Федерации «Готы» установлены на постаменты в Волжском (прицеп Gotha B2-62) и Евпатории (прицеп Gotha B57). Примечательно, что по курортной Евпатории до сих пор курсируют вагончики Gotha T57 и Gotha T59E 1957–1959 годов выпуска – самые старые пассажирские трамваи на постсоветском пространстве.
Западногерманские «Дюваги» по понятным причинам нашей страной никогда не приобретались. Два трамвая Duewag GT6 попали в Россию уже в 1990-е годы. Двухсекционные элегантные вагоны были переданы из немецкого Мангейма в Калининград, нуждавшийся в обновлении узкоколейного парка. «Дюваги» довольно быстро стали местной достопримечательностью. Ныне оба носят статус музейных, один из GT6 стал экспонатом краеведческого музея «Фридландские ворота».
История российского трамвая была бы, мягко говоря, неполной, если бы в ней не было упоминания о чехословацких «Татрах». Крупные поставки «чехов» в СССР начались с модели Tatra T2, которая ныне представлена вагоном-памятником в Екатеринбурге и действующим трамваем в Москве. Музей истории развития ЕМУП «ТТУ» также может похвастать единственным в России экземпляром двухсекционной «гармошки» Tatra K2.
«Татры» третьей модели до сих пор составляют основу трамвайных парков многих российских городов, но постепенно и эти казалось бы вечные вагоны становятся историей. Двухдверные Tatra T3 сохранены в качестве музейных в Волгограде, Москве (2 шт.) и Туле. Более новые трёхдверные «Татры» содержатся в запасниках Мосгортранса (5 вагонов), ещё одна «трёхдверка» установлена на постамент в Ульяновске. В Липецке в качестве памятника в трамвайном депо используется вагон Tatra T4D, ранее работавший в Лейпциге.
Более новые разработки завода ČKD Praha есть в столичной музейной коллекции. Речь о трамваях Tatra T6B5 и Tatra T7B5. Шестая модель присутствует в единственном экземпляре, седьмая – в трёх (один из них – в запасниках). Стоит отметить, что вагоны T6B5 выпускались массово, и со временем они, без сомнения, появятся в других собраниях транспортных раритетов. Трамваи модели T7B5 уникальны тем, что всего было выпущено 8 экземпляров, из них до наших дней сохранились 4: три в Москве и один в шведском Гётеборге.
Музейные спецвагоны
Помимо пассажирских во многих трамвайных хозяйствах работают и спецвагоны – грузовые, краны, снегоочистители, рельсотранспортёры и рельсошлифовщики, сварочные вагоны, бункеры для сыпучих материалов и т. п. Эти практически незаметные пассажирам трудяги редко удостаиваются чести попасть в музей либо на постамент.
Наибольшая коллекция старых служебных трамваев собрана в Санкт-Петербурге, и это неспроста. Как уже упоминалось, до конца XX века в Северной столице осуществлялись внутригородские перевозки грузов, работал отдельный трамвайный парк, обслуживавший спецвагоны. На данный момент экспонируются и участвуют в парадах трамвайной техники грузовой вагон ГМу с двумя платформами ГП-10, грузовой ГМ-63 с хоппером-дозатором ТК1-1, цистерна на базе платформы ГП-10, вагон-кран К-1, вагон-лаборатория ЛМ-57. В запасниках хранятся ещё два грузовых трамвая моделей ГМу и ГМ-63, платформы ГПА и ГП-10, платформа-вышка на базе вагона МВ, пылеуборочный трамвай ВТК-79М1 на базе 71-605, рельсосварочный вагон РС-78 на базе ЛМ-68М и путеизмеритель ТС-51 на его основе сочленённого трамвая ЛВС-86. Музейную технику обслуживает (в качестве буксира) двухпостовая служебка 71-88Г.
Столичные транспортники недавно восстановили вышку контактной сети на базе вагона Ф и рельсотранспортёр СВАРЗ РТ-3. На очереди – двухосный рельсошлифовочный вагон СВАРЗ РШ-1 и двухосная крановая моторная платформа.
Как ни странно, в двух российских городах в качестве памятников были установлены вагоны-снегоочистители. В Томске занял место на постаменте спецтрамвай модели ГС-4, в Осинниках – роторный снегоочиститель ГС-5.
Потерянная история
Не сохранились до наших дней, но запечатлены на фотографиях и чертежах многие опытные и мелкосерийные вагоны, такие как ленинградские ЛМ-36 и ЛП-36, ЛВС-66, ЛМ-67, усть-катавские КТМ-5 и КТМ-5М. Список можно продолжить, особенно если вспомнить, что в первой половине XX века моделей и модификаций трамвайных вагонов, как и их производителей, было великое множество.
Очень странным, но вполне объяснимым является факт отсутствия в российских городах музейных вагонов серии М, служивших прицепами к вагонам типа Х. Трамваи этой серии (московские) не имели моторов и крайне редко использовались в качестве служебных (обычно – в виде грузовых платформ). «Бесполезные» прицепные вагоны и платформы безжалостно списывали и утилизировали, оставив для потомков их моторных коллег, как мы уже писали, в довольно внушительном количестве.
К сожалению, не осталось ни одного «голубого вагона» М-38. Эти оригинальные трамваи были предшественниками МТВ-82, первыми четырёхосными вагонами с металлическими кузовами. Всего до 1941 года было выпущено 60 М-38, все они предназначались для столицы СССР.
Более поздние серийные модели трамваев представлены не менее чем одним экземпляром, что не может не радовать: энтузиастам удалось сохранить нашу трамвайную историю!
Работа над музейными раритетами долгая и кропотливая, причём на всех этапах, таких как поиск будущих экспонатов, их перевозка в запасники, лоббирование восстановления перед руководством предприятия, тщательное воссоздание с учётом мельчайших деталей. Главный же подарок неравнодушным к истории транспорта – идеально восстановленный вагон вместе с радостью и удивлением на лицах посетителей музея, парада или выставки. Скажем от всей души спасибо тем, кто сохранил, нет! – создал это музейное «депо» с «филиалами» практически по всей нашей необъятной стране!