Загадка ЗИУ-5 или ТОП-5 мест столицы Армении для любителя истории городского транспорта
В конце марта мне приснился сон, в котором главным героем стал заброшенный старинный троллейбус-склад ЗИУ-5, стоявший с 1980-х годов после списания на одном из заброшенных автопредприятий Еревана.
В 2004 году я действительно видел его один раз. Спустя 14 лет я вдруг понял, что он не просто там стоял, а служил частью забора, за чем должно быть что-то ещё и, вероятно, значительно интереснее его самого. Это спонтанное открытие через 4 дня заставило меня отправиться в столицу Армении, чтобы разобраться со всем на месте.
Свой ТОП
По прилете в Ереван уже в здании аэропорта прилетевшим раздают карты города с основными или как это принято называть сейчас ТОПовыми местами столицы. В этом ТОПе, к сожалению, нет ничего похожего на музей автомобильного или иного городского, междугородного транспорта. А можно ли составить свой список объектов, которые хочется увидеть в армянской столице сегодня любителю городского транспорта и особенно его истории?
Первый объект, который заслуживает внимания и практически сразу попадается на глаза – это старый представительский автомобиль ЗИМ – ГАЗ-12. Он стоит в юго-западной части города на перекрестке улиц Ленинградяна и Себастия. На его ветровом окне указан и номер телефона хозяина с предложением прокатиться на этом статном представителе горьковского барокко. К сожалению, с каждым годом число таких старых машин, выпущенных в СССР, уменьшается. Несомненно, Армения была и пока остаётся одним из лидеров по числу таких машин и их можно ещё встретить на улицах и во дворах, но для этого нужно провести значительное время на свежем воздухе. А сразу за машиной валялся опрокинутый фирменный киоск 1980-х годов с бензоколонки. Как положено, он украшен соответствующими логотипами и знаками прошлого.
Вторым объектом в своём ТОП я отвожу объектам транспортной инфраструктуры. Остановки, павильоны по приёму платежей на бензоколонках и другие подобные строения есть в Ереване. Сразу две остановки от некогда разветвлённой сети автобусных маршрутов я нашёл недалеко от входа на станцию метро Горцеганаин. Это не массивные павильоны, которых много на междугородных трассах, а совсем небольшие по своей конструкции таблички со своеобразными для периода установки узорами.
Почётное третье место в ТОП транспортных объектов Еревана я бы отдал автобусам. От полюбившихся всем «пазиков» шестьсот семьдесят второй серии до самодельных экипажей и двухэтажных сосисочных. «Пазики» разных типажей времен СССР почти не встречаются в городе. Однако несколько машин в апреле я заметил около Ереванского государственного университета на внутрислужебных развозках и один на междугородных перевозках рабочих, часть трассы которого проходит по проспекту маршала Баграмяна. Новым для города стали и стационарные автобусы-палатки. Один из них по продаже суверниров на шасси КАЗ-608В «Колхида» стоит на улице Московяна, а оригинальный экскурсионный двухэтажный автобус Bristol VRTSL3 – единственный встреченный мной даблдеккер «пасётся» у площади Республики. В нём продают хот-доги и другой фаст-фуд. Была надежда встретить туристские двухэтажники City Tour, но вопреки рекламе они ходят по городу, когда им вздумается. Например, в 2017 году тур с 8 мая был перенесён на 20-е, хотя по отзывам водители приветливые и делают две 5-минутные остановки в центре города.
А что же может стать четвёртым пунктом для посещения у транспортного туриста в Ереване? В троллейбусном парке, расположенном в нагорной части города между массивами Норк и Аван, стоит и, увы, уже без надежды на выезд старинный троллейбус Škoda 9Tr. Он работал в городе с 1980-х годов, а последние 15 лет использовался как служебный подвижной состав. Старенькую «Шкоду» уже второй год не выпускают в город и постепенно разбирают. Местные не видят в ней надобности, а бум экскурсий на таком виде транспорта до Армении ещё не докатился. Тут же отмечу, что пока ещё в городе остались старенькие французские троллейбусы-дуобусы Renault ER112, полученные из Лиона в 2006 году. От 10 машин осталось 4, все сосредоточены на маршруте № 2 и курсируют от музея Эребуни.
ТОП-5 – найдите сами! Например, стоянка самых разномастных тракторов на улице Кочиняна. Зрелище, когда дюжина таких машин со всего города стягивается сюда и словно животные пасутся на газончике.
К списку можно добавить музей железнодорожного транспорта в здании вокзала и один из первых метровагонов ереванского метро, который в качестве бытовки стоит у станции метро Сасунцы Давид.
Мечты сбываются
За день пребывания в Ереване мне удалось многое посмотреть. Однако главной целью был тот самый ЗИУ-5 и его загадка. Его я сразу нашёл на закрытой и сильно перестроенной территории, некогда входившей в состав Ереванского трамвайно-троллейбусного управления. За 14 лет с него поснимали обшивку, во многом благодаря чему я смог заглянуть внутрь троллейбуса и заметить, что за ним есть ещё небольшая площадка, заросшая травой и деревьями, между которыми о, чудо! стояли старинные трамваи и кузов грузового троллейбуса. Первое ощущение – их кто-то сюда специально привёз для музея. Но кто, когда и главное что теперь с ними будет, спросить уже не у кого. Интересно, что на бортах подвижного состава и внутри сохранились номера и надписи прошлых лет. Расстановка машин на этой закрытой от посторонних глаз улочке как машина времени переносит визитёра в недалекое, но реальное прошлое.
В своеобразный ТОП не попали имеющиеся в городе вывески с призывами пользоваться такси и услугами транспортных компаний, которые пусть и в ржавом виде, но сохранились на фасадах домов. Необычными и в чём-то колоритными выглядят входные двери в жилые дома, сделанные из нескольких створок дверей от «Икарусов» и троллейбусов ЗИУ-682, ушедших с улиц города в начале 2000-х годов. Впрочем, каждый обязательно найдёт что-то своё в этом небольшом, но таком оригинальном городе Закавказья.