Городской автобус MAN Lion's City A26
В 2009 году в нашем журнале вышли две статьи, посвящённые 15-метровым городским автобусам и их эксплуатационным свойствам с точки зрения пассажиров и транспортников. (см. «Городские электрички» и «Городские электрички-2: взгляд перевозчика») И если с доводами представителей автобусного парка № 16, г. Москвы никто спорить не стал, то в вопросах концепции удобства трёх различных схем низкого пола с точки зрения пассажира дебаты были нешуточные. Каждый завод отстаивал своё видение тех или иных решений с технологической и перспективной точек зрения, которые часто совсем не совпадали с моими взглядами пассажира с детской коляской и беременной женой.
И вот теперь мне выпал шанс плотно познакомиться с европейским взглядом на городскую «электричку». Тем более, что в мае 2013 года на MAN Lion’s City A26 (NL363) получено российское одобрение типа транспортного средства, и он стал полноправным участником российского рынка пассажирских перевозок.
Мир для людей
Будем честны MAN Lion’s City A26 – не кладезь находок для начинающего дизайнера. Скорее, это пособие по рациональному использованию пространства – простые формы, большая площадь остекления, равноразнесённые двери.
Автобус 100% низкопольный. Едва заметное возвышение в районе 2-й оси не в счёт. За ротацию пассажиров отвечают три двухстворчатые двери обкатывающего типа, имеющие равные возможности по перемещению пассажиров. Никаких витиеватых коридоров или выступающих элементов – всё функционально.
Планировка видна на фото. Порадовали «социальные» места – их 12. Почти все снабжены либо откидными подлокотниками, либо поддерживающими мини-поручнями. Да и на оставшихся сиденьях можно расположиться без стеснения. Отмечу, что везде, где возможно, крепление кресел максимально смещено к бортам, дабы облегчить уборку салона. Да и объёмную сумку всегда можно под сиденье поставить.
Впрочем, это всего лишь один из вариантов возможной планировки салона. На самом деле их десять. От максимально городского (151 человек, 30 посадочных мест и ТРИ накопительных площадки) до 100% пригородного (104 человека и 50 посадочных мест). Важно, что во всех вариантах во 2-й двери присутствует откидная аппарель для закатывания коляски. Вообще, забота о людях с ограниченными возможностями довольно плотно прописалась в MAN Lion’s City A26, есть даже «социальный» вариант (124 человека, 46 посадочных мест из которых 14 без подиумов).
В остальном всё довольно привычно. За систему климата отвечает система отопления, запитанная охлаждающей жидкостью, а также отдельно установленные печки. Вентиляция обеспечивается шестью форточками и кондиционером (+105 мм к высоте) с разнесённой подачей воздуха. Развитая система поручней позволяет безопасно перемещаться во время движения вне зависимости от наполнения салона, хотя отсутствие потолочных поручней в кормовой части для нашего трафика пусть и небольшое, но упущение.
Рабочее место водителя узнаётся сразу. Кто работал на MAN, почувствуют себя как дома. В управлении машина тоже привычна – главное не забывать про длину и задний свес. В остальном динамичный и маневренный автобус.
Габаритные размеры, мм | 14 705х2880х2550 | |
Полная масса, кг | 23 070 | |
Снаряжённая масса, кг | 12 100 | |
Пассажировместимость, чел.
|
137 44+1 | |
Допустимая нагрузка на 1-/ 2-/ 3-ю оси, кг | 6300/11 500/5270 | |
Двигатель:
|
MAN D2066LUH48 Турбодизельный, I-6, Euro5 10 518 360 при 1900 мин-1 1800 при 1000–1400 мин-1 |
MAN D2066LUH47 Турбодизельный, I-6, Euro5 10 518 320 при 1900 мин-1 1600 при 1000–1400 мин-1 |
Коробка передач:
|
ZF 6 AP 2000 EcoLife Гидромеханическая 6/1 |
Voith D 864.5 Гидромеханическая 4/1 |
Подвеска |
Передняя – независимая, пневматическая с амортизаторами. Средняя – зависимая, пневматическая с амортизаторами. Задняя – независимая, пневматическая с амортизаторами |
|
Тормозная система | Пневматическая, двухконтурная с дисковыми тормозными механизмами | |
Колёсная формула | 6х2 | |
Вместимость топливного бака, л | 360 |
Железное наполнение
Расписывать мельчайшие нюансы конструкции считаю преждевременным, всё же шапочное знакомство и полноценный тест-драйв – разные вещи. Тем не менее отмечу традиционную немецкую аккуратность. В ферме под днищем для удобства монтажа нарезана масса отверстий различного размера и формы. Те из них, через которые проходят шланги и трубки, обрамлены аккуратными резиновыми манжетами. Мелочь, а приятно.
Достойна упоминания и компоновка моторного отсека. Не секрет, что повышение экологических норм ведёт к увеличению различного вспомогательного оборудования вокруг двигателя и к увеличению размеров системы охлаждения. Обычно в низкопольных автобусах используют «шахтное» расположение всех систем двигателя, однако MAN исповедует свою систему и умудряется обойтись без шифоньера в корме. Для этого 6-цилиндровые рядные моторы располагают горизонтально, благодаря чему нет необходимости поднимать к небесам радиатор охлаждения, который компактно пристраивается в свесе за 3-й дверью.
Кстати, о двигателях: кроме заявленной в таблице парочки, есть ещё два двигателя работающих на метане – 310-сильный MAN E2876LUH03 и MAN E2876LUH04 о 272 конях. Баллоны традиционно размещены на крыше в передней части, что увеличивает высоту автобуса до 3320 мм. В свете пропагандируемого в России перехода на газ – довольно грамотное решение.
Коробок передач 4 варианта, все гидромеханические с автоматическим управлением. Две 4-ступенчатые Voith и две 6-ступенчатые ZF. Рулевое управление тоже ZF.
Несмотря на то что наш экземпляр собран на заводе в Польше, все комплектующие и качество сборки на традиционно высоком немецком уровне – MAN есть MAN.
А что же с перспективами? Они, безусловно, есть. Несмотря на отсутствие ажиотажного спроса на «электрички», за последние годы на маршруты в России вышли десятки «бэушных» 15-метровых городских автобусов различных европейских производителей, в том числе и MAN A26 в разных модификациях. Единственное, что сдерживает победное шествие MAN Lion’s City A26 по российским маршрутам – это высокие цены. Впрочем, закупка новой и довольно дорогой импортной техники уже не в диковинку для наших перевозчиков, так что всё может быть…