Опубликовано: ГП 01-2014
Очередная золотая середина

Малотоннажный фургон ГАЗ-A23R22 «ГАЗель-Next»

Даниил Минаев, фото автора
Модель: ГАЗ-A23R22 «ГАЗель-Next»
Начало продаж в России: 2013 г.
Цена: от 654 000 руб.

Ушедший 2013 год запомнится в истории горьковского автозавода важной вехой – прошлой весной стартовало серийное производство нового поколения малотоннажного семейства автомобилей «ГАЗель», получившее приставку «Next», так как предыдущее семейство этих эпохальных грузовиков пока не собирается покидать конвейер.

Как и полагается, представители нашего журнала присутствовали на церемонии торжественного запуска производства новой полуторки, потом мы рассматривали новинку и голосовали за неё на выставке «КОМТРАНС-2013» (см. «ГП» № 12, 2013 г.), теперь настал черёд познакомиться с товарным автомобилем.

Обстоятельства, как известно, часто бывают сильнее нас, но бывает и такое, что и сами собой складываются в нашу пользу. Стандартная процедура добывания новинок для проведения тест-драйва приводит или в пресс-парки производителей, или становится частью организованного мероприятия. Но глухой осенью 2013-го мне позвонил коллега с прошлого места работы и пригласил познакомиться с одним из только что полученных фургонов ГАЗ-A23R22, произведённым непосредственно на ОАО «ГАЗ» в Нижнем Новгороде. Конечно же я с удовольствием согласился, так как такой формат теста позволяет быть более объективным, ведь предстоит исследовать рядовой автомобиль из торговой сети, а не специально подготовленный холёный экземпляр…

Рабочее место водителя вполне современное, яркие зелёные шкалы приборов радуют глаз Рабочее место водителя вполне современное, яркие зелёные шкалы приборов радуют глаз

«Головастик» полукапотный

Белая кабина и белый фургон при осенней промозглой погоде и постоянных осадках ограничили время проведения фотосессии, к тому же вскоре предстояла разгрузка на стройплощадке. «Ноги в руки», наскоро отсняв снаружи пока ещё чистую машину, сажусь за руль. Сразу могу отметить, что кабина, внешне визуально покрупневшая, и внутри стала существенно просторнее. Ба, а водительскому сиденью добавили регулировок: теперь можно изменить высоту, угол наклона подушки, поясничный подпор. Зато рулевая колонка теперь перемещается в небольшом диапазоне только по углу наклона, регулировки в продольном направлении больше нет. Даже такая скромная возможность регулировки руля далась конструкторам нелегко, понял я, оглядев целую цепь из карданных соединений рулевого вала. Рулевой механизм на Next реечного типа, с нижним расположением рулевой рейки, и при полукапотной схеме кабины компонуется довольно сложно, к тому же это первый отечественный опыт на машинах такого класса. Вот только насколько надёжны сами карданные шарниры, обеспечат ли они долгую жизнь соединений без люфтов, так как от влажной грязи и соли они здесь защищены слабо. Дверь, как и положено, удалось захлопнуть со второй попытки. И это не беда, мы все давно привыкли, купив нечто новое российское автомобильное, его надо ещё дополнительно готовить к использованию: протягивать, смазывать, регулировать. И новая «ГАЗель» не исключение. Бегло оглядев до боли знакомую раму, я узнал там много старых знакомых узлов и агрегатов.

В 2013 году рычаг КП оставался напольным, однако скоро  его обещают переместить на переднюю панель Педальный узел принципиально не изменился, но претензий к нему нет

Для справки

Официальная гарантия производителя на новый автомобиль «Газель-Next» составляет 3 года или 150 000 км. Техническое обслуживание необходимо проводить через каждые 20 000 км или один раз в год. Стоимость базового объёма работ ТО в авторизованном сервисном центре составляет от 6000 руб. (ТО-1 – 20 000 км) до 8800 руб. (ТО-4 – 80 000 км).

Регулировка рулевой колонки теперь доступна только по углу наклона, отчасти виновата в этом сложная система карданных шарниров рулевого вала
Водительское сиденье теперь со множеством регулировок, отчасти это компенсирует ситуацию с рулевой колонкой

Эффект весов

Запуск дизельного двигателя отозвался приличной вибрацией напольного рычага КП, панель приборов засветилась приятным зелёным цветом, который почему-то сегодня в опале у большинства автомобилестроителей, но в Нижнем остались верны такому консервативному способу подсветки. Лично мне нравится! Поехали!

Подоконные панели обивки дверей стали удобными, расположены на нужной высоте – теперь не придётся искать способы самостоятельной доработки тем, кто использует «ГАЗели» для дальних рейсов. А справа так вообще появился штатный подлокотник, регулируемый по высоте. Словом, с посадкой всё хорошо. Придраться можно разве что к клавишам электростеклоподъёмников, одноступенчатых, лишённых режима единовременного поднятия/опускания стекла. И ещё на глаза мне попались признаки фамильных традиций – оттопыренная по краям крышка центрального «бардачка» из дешёвого пластика. Словом, прямо какие-то «весы». Объясню. Огрехи исполнения передней панели компенсируются обилием ниш и ящичков, коих не хватало прежней модели, появился электростеклоподъёмник вместо откровенно плохого тросового, но его клавишу не доделали, шумоизоляция кабины стала лучше, но исчезло остекление задней стенки. Ну, в общем, вы поняли, о чём я.

Исполнение и материалы опять подкачали Телефоны техподдержки и инструкции-напоминания – хороший тон! Ремень безопасности регулируется по высоте

А вот с движением всё не совсем гладко. Коробка передач включается неплохо, но по-прежнему шумит, а передаточные числа, видимо, опять унифицированы ко всему ряду предлагаемых двигателей. Наш китайский дизельный Cummins на II передаче перекручивается, а на III ещё не везёт. Стоит только чуть дольше задержаться у светофора, речь о заторе даже не идёт, напоминает о себе ещё один недостаток, знакомый по прошлой модели, – корзина сцепления нагревается и начинает вибрировать в момент начала включения. С ростом скорости огрехи подбора передаточных отношений сглаживаются, но после 80 км/ч динамика набора скорости слабеет на глазах. Может быть, дело в обкатке? Электронный одометр отсчитал 873 км с начала эксплуатации, в фургоне около одной тонны груза, но, вспоминая, как отлично бежала при прочих равных условиях «старушка» «ГАЗель» с заволжским «405-м» двигателем, становится грустно. Самое время сравнить альтернативный силовой агрегат, который пока не предлагается широким массам.

Блоки предохранителей под передней панелью и в моторном отсеке, наряду с современными остались и традиционные, знакомые ещё со времён ГАЗ-52 Блоки предохранителей под передней панелью и в моторном отсеке, наряду с современными остались и традиционные, знакомые ещё со времён ГАЗ-52 Блоки предохранителей под передней панелью и в моторном отсеке, наряду с современными остались и традиционные, знакомые ещё со времён ГАЗ-52

Груз в нашем фургоне расположили на четырёх европалетах, отчего центр тяжести сместился вверх. Это сразу же отразилось рысканьем и диагональной раскачкой машины. Чуткие тормоза и отличный гидроусилитель ZF позволяют без труда справиться с этими неприятными явлениями, но расслабиться в дальней дороге водителю не получится. В связи с этим вспомнился мне эпизод из практики. Видавший виды Ford Transit служил тягачом для прицепа с гоночной техникой, и одновременно являлся перевозчиком шин, инструмента, бочек с ГСМ и всего прочего снаряжения для механиков во время гонок. В тот день надо было выполнить три ходки с разными прицепами, а темень, дождь и усталость не дали аккуратно загрузить сам фургон. Около тонны железок были просто закинуты как попало, а сзади ещё и прописался прицеп. Какой уж тут центр масс, где предусмотрительное крепление груза?! И ничего, все три ходки прошли вполне благополучно, разница в поведении машины на дороге, конечно, была, но не такая разительная, как у новой «ГАЗели». И здесь опять «весы». Чёткое рулевое управление, цепкие тормоза, но сомнительная настройка весьма энергоёмкой подвески.

Под капотом дизель Cummins 2.8 (Euro 4) производства КНР
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах обрела независимость, рулевой механизм реечный
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах обрела независимость, рулевой механизм реечный
Передняя подвеска на двойных поперечных рычагах обрела независимость, рулевой механизм реечный
Техническая характеристика ГАЗ-A23R22
Полная масса, кг 3500
Снаряжённая масса автомобиля, кг 2330
Распределение нагрузки по осям, кг 1310/ 2190
Двигатель Cummins ISF2.8s4129P, турбодизель, I-4
Рабочий объём, cм3 2781
Мощность, л.с. 120 при 3600 мин-1
Крутящий момент, Н∙м 270 при 1400–3000 мин-1
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая
Сцепление Однодисковое, сухое, с гидроприводом
Главная передача Гипоидная,
Передаточное число ГП 4,3
Тормозные механизмы передних колёс Дисковые вентилируемые
Тормозные механизмы задних колёс Барабанные
Подвеска спереди Независимая многорычажная, стабилизатор поперечной устойчивости
Подвеска сзади На продольных полуэллиптических рессорах, стабилизатор поперечной устойчивости
Вместимость топливного бака, л 60
Шины 185/75 R16
Максимальная скорость, км/ч 134

Сами с усами

Рыночная ниша «Газели-Next» – золотая середина между предыдущим поколением нижегородской полуторки и более дорогими, но проверенными временем и эксплуатацией продуктами, как Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer, Ford Transit. Так было задумано, и, на мой взгляд, удалось. Почему многие эксплуатанты, особенно из регионов, предпочитают закупать отечественную технику? Низкие цены и транспортная доступность запасных частей, возможность самостоятельного ремонта и обслуживания буквально в условиях самого простого гаража – до сих пор первостепенные козыри российской глубинки. Но в то же время современный автомобилист уже не готов мириться с необоснованно высоким расходом топлива, мёрзнуть в неуютной кабине, крутить на парковке тяжёлый руль без усилителя, слепнуть из-за плохого головного света на ночной дороге, «загорать» на обочине из-за систематического перегрева двигателя. «ГАЗель-Next» дарит ощущение современного автомобиля, но и остаётся простой и дружелюбной.

ЗИП и необходимый инструмент теперь размещается в специальных нишах на подножках, как и у иностранных конкурентов Заправляться топливом неудобно из-за неудачной конфигурации горловины топливного бака Крепление запасного колеса, как и 20 лет назад, – берите кто хотите!

Действительно, для её обслуживания не понадобится специалист семи пядей во лбу, а замену чуть ли не очередной лампочки уж точно не придётся прописывать в памяти бортового компьютера. Только иногда это дружелюбие становится похожим на панибратство. Например, когда заезжаешь на заправку и не можешь нормально приспособить заправочный пистолет к бестолковой горловине бензобака; когда дверца совершенно нового автомобиля не закрывается, а захлопывается; когда приятное тепло отопителя сменяется невыносимой духотой, а регулировка не помогает; когда утром отказывается крутить стартёр из-за окисления допотопной конструкции контактов. Вот ведь в чём беда. И опять, как всегда было у нас в стране, в умелых и бережливых руках эти недостатки очень быстро устранятся, и симпатичный грузовичок просто заиграет своей новизной и практичным изяществом. И рукастый самоучка-умелец, изучая конструкцию современного узла, с удовольствием отметит: «Надо же, и у нас научились делать!»

Внутренняя ширина фургона 2,05 м позволяет точно разместить европалеты в два ряда – одну поперечно, другую – продольно
Балка задних фонарей зимой будет аккумулятором снега и грязи, что неминуемо скажется на их ресурсе, раньше было лучше
Передний бампер теперь составной – так удобнее при кузовном ремонте
Опять наступаем на грабли: кабели электропроводки задних фонарей быстро зарастут грязью, а где, кстати, штатные брызговики?

Взгляд экономиста

Новый российский автомобиль такого класса, как малотоннажник, преимущественно для частного бизнеса, в первую очередь надо описывать глазами водителя, который одновременно и является владельцем. Но не помешает взглянуть на «Газель-Next» и с позиций сегодняшнего рынка новых автомобилей-одноклассников.

Стоимость машины, за рулём которой я оказался в тот ноябрьский день, – 805 000 руб. Это почти максимальная комплектация. Минимальное предложение на конец 2013 года – около 650 000 руб. Предыдущая модель 3302 продаётся в среднем от 460 000 руб. Самый близкий по цене грузовик – Fiat Ducato, продаваемый под крылом Chrysler, – от 929 000 руб., Ford Transit можно достать в Москве за 1 120 000 руб. Близнецы Mercedes-Benz Sprinter и Volkswagen Crafter обойдутся не менее, чем за 1 300 000 руб. Словом, создатели «ГАЗели-Next» не просчитались, предложив свой продукт в середине ценового диапазона между устаревшей отечественной техникой и лидерами международного рынка малотоннажного коммерческого транспорта.

Резюме
  1. Современный российский автомобиль, в котором устранены многие недостатки предшественника.
  2. Приемлемая цена.
  3. Низкая стоимость владения, так как не требуется высокотехнологичный сервис, и доступная стоимость запасных частей и расходных материалов.
  4. Информативное рулевое управление.
  5. Эффективные тормоза.
  1. Традиционные для отечественного автопрома огрехи сборки.
  2. Некоторые конструктивные решения и настройки, в частности передаточные числа КП, настройки передней подвески «сырые» и требуют доводки.
  3. Дешёвый пластик передней панели.
  4. Неудачное расположение горловины топливного бака.
Комментировать ... >>