Опубликовано: ГП 01-2014
Правильный симбиоз

Низкопольный автобус Scania Citywide LE (K6X2-type, K 340 UB6x2х4LB)

Даниил Минаев, фото автора

Низкопольный пятнадцатиметровый автобус с накопительными площадками для пригородных перевозок, который можно использовать на городских маршрутах и на среднемагистральном межгороде. Это всё относится не к определённому множеству машин, это может сделать один-единственный автобус Scania Citywide LE, показанный недавно на Международном автобусном салоне в Бельгии.

Линейка Scania Citywide включает модели с низким уровнем пола и с низким входом. Первые предназначены в первую очередь для использования в пределах города, а вторые – на пригородных маршрутах, однако предпочтения в разных странах могут различаться.

Scania Citywide LE с низким уровнем входа является одним из тех оптимальных решений, которые сейчас учитывают операторы городских и пригородных перевозок. Планировка рассчитана на большую вместительность с высоким пассажирообменом, обеспечивая при этом комфортабельность и великолепный обзор.

Алюминиевый кузов позволил значительно уменьшить массу машины, а высокая тяговооружённость с широкой линейкой двигателей уровня от Euro 3 до Euro 6 (включая газовый!) позволяет подобрать вариант для всех категорий эксплуатации, начиная с равнинно-городской и заканчивая горно-туристской.

Полный симбиоз: мягкие откидные кресла на подиумах и багажные полки с плафонами индивидуального освещения мирно соседствуют с поручнями для стоящих пассажиров, накопительной площадкой и широкими входными дверями Полный симбиоз: мягкие откидные кресла на подиумах и багажные полки с плафонами индивидуального освещения мирно соседствуют с поручнями для стоящих пассажиров, накопительной площадкой и широкими входными дверями
Часть сидений расположены «купейным» способом, судя по пиктограммам, они адресованы льготной категории пассажиров

Электричкой из Москвы я уеду в никуда

Так часто бывает, что остроязычные зубоскалы транспортной отрасли наделяют свои инструменты меткими жаргонизмами, которые приживаются и не сходят с языков порой у нескольких поколений коллег по цеху. Вот, например, с появлением пятнадцатиметровых автобусов возник термин «электричка», так эти машины были прозваны за длину, количество осей и определённые сложности при маневрировании. Причём называют так именно городские низкопольные автобусы, туристские лайнеры такой ассоциации с железнодорожным транспортом не вызывают. Между тем рост длины городских маршрутов (вспомните только присоединённые московские территории), ограничения по высоте в старых районах со сложившейся застройкой, общее увеличение пассажиропотока вызывают потребность в машинах вместительных, но одновременно и комфортабельных, с большим количеством мест для сидения, где при необходимости пассажиру придётся провести значительное время. Но работа по регулярному маршруту с частыми остановками требует накопительной площадки, поручней и мест для стоящих пассажиров. Именно эту концепцию универсального автобуса удалось реализовать создателям Scania Citywide LE. Мягкие откидные кресла расположены вдоль бортов на относительно невысоких подиумах, создавая 53 места для сидения, а пол ровный по всей длине салона автобуса. Конфигурация дверей выполнена по формуле 1–1–0, ширина среднего дверного проёма 1010 мм, напротив него оборудована накопительная площадка с двумя страпонтенами и местом для крепления инвалидной коляски, проём передний двери – 950 мм.

Левая зеркальная стойка «без наворотов» крепится непосредственно к боковине, с обзором проблем нет, правый блок зеркал по современным меркам  бесхитростный, но со своими функциями справляется исправно, отчасти ещё и благодаря расположению левых и правых зеркал на разной высоте. Водитель контролирует полностью ситуацию от бордюрного камня до верхнего габарита машины
Левая зеркальная стойка «без наворотов» крепится непосредственно к боковине, с обзором проблем нет, правый блок зеркал по современным меркам  бесхитростный, но со своими функциями справляется исправно, отчасти ещё и благодаря расположению левых и правых зеркал на разной высоте. Водитель контролирует полностью ситуацию от бордюрного камня до верхнего габарита машины
Левая зеркальная стойка «без наворотов» крепится непосредственно к боковине, с обзором проблем нет, правый блок зеркал по современным меркам бесхитростный, но со своими функциями справляется исправно, отчасти ещё и благодаря расположению левых и правых зеркал на разной высоте. Водитель контролирует полностью ситуацию от бордюрного камня до верхнего габарита машины

Салон равных возможностей

Как и положено любому благочинному европейскому автобусу, здесь предусмотрена инвалидная аппарель, затем инвалидная коляска при помощи специальных креплений обустраивается на накопительной площадке.

Часть сидений в салоне расположена клубным, иногда говорят «купейным» способом, то есть друг напротив друга. Здесь это не связано с обыгрыванием пространства вокруг колёсных ниш, а пиктограммы обозначают эти места как для престарелых, пассажиров с детьми и инвалидов. Смысл компоновки, видимо, в том, что такая схема позволяет не самых мобильных людей рассадить с большим комфортом, пространства для ног здесь больше, чем у последовательно установленных кресел, соответственно лучше ситуация и с удобством посадки/высадки.

Рабочее место водителя эргономично, по исполнению соответствует рейсовым автобусам пригородного сообщения. Обратите внимание, что педали подвесные! Пока диковинная для России опция – алкозамок

А если за пределы домашнего региона?

Наличие багажного отделения, 53 кресла и полки со встроенными потолочными плафонами позволяют использовать Scania Citywide LE и для небольших междугородных рейсов. Почему небольших? Всё в этом мире относительно, и небольшое расстояние перевозки 250 км по российским меркам, в Европе может охватить территории пары-тройки соседних государств. И всё же комфортным межгородом для этого автобуса я бы назвал дистанцию до 300 км. Здесь не самое большое расстояние между креслами, не самый вместительный багажный отсек, а если примерить на себя, то в российской глубинке низкопольнику вообще сложно с его малым дорожным просветом. Но тем не менее междугородный рейс вполне по силам этому автобусу. Уверенности в этом придают шторки на окнах в стандартной комплектации, индивидуальные блоки над каждой парой кресел, а запас топлива в газовых баллонах выставочного экспоната ни много ни мало – 1280 литров! Этого достаточно примерно на 3000 км! Вообще, газовая тематика в современных двигателях коммерческого транспорта – отдельная тема. Как показали исследования нашего испытателя Андрея Филиппова, она ещё не получила в стране заслуженного распространения. Так, может, не воротить нос, а попробовать?

В моторном отсеке перспективный газовый двигатель, работающий по циклу Отто, но по заказу может быть поставлен любой мотор, соответствующий требованиям стандартов от Euro 3 до Euro 6 Задние наружные световые приборы светодиодные

Комфортная безопасность

Поездка на автобусе должна быть комфортной и безопасной как для пассажиров, так и для водителя, ведь от него напрямую зависит и безопасность первых. Круг замкнулся. Поэтому остановлюсь немного на рабочем месте «капитана» этого лайнера. Цветовая гамма кабины отличается от светлых оттенков, в которых оформлен пассажирский салон. Для маршрутно-кассовых или иных приборов предусмотрено специальное место, на панели приборов бросается в глаза множество заглушек под выключатели, чтобы в случае дооснащения автобуса дополнительным оборудованием не пестрить всевозможными кустарными выносными панелями. Сама приборная панель выполнена регулируемой, она перемещается при изменении положения руля. Водитель может установить оптимальное расстояние до приборов управления. А в качестве опции доступна новая встроенная приборная панель. Из необычных решений я заметил полностью подвесной педальный узел.

Само собой разумеется, что автобус оснащён всеми современными системами безопасности, применяемыми на нынешних пассажирских автобусах. В базовой комплектации АBS, EBD, Traction Control, Bus stop brake, Hill hold, Alco check.

Тормозная система Scania Citywide LE оборудована дисковыми тормозными механизмами на всех осях и ретардером с функцией автоматического контроля.

Техническая характеристика автобуса Scania Citywide LE (K6X2-type, K 340 UB6x2х4LB)
Полная масса, кг 24 600
Пассажировместимость, чел. 101
Число посадочных мест 53+2
Габаритные размеры, м 14 800х2550х3450
Допустимая нагрузка по осям, кг 7100/ 11 500/ 6000
Двигатель Scania DC9, газовый, I-5, Euro 6
Рабочий объём, cм3 8867
Мощность, л.с. 340
Крутящий момент, Н∙м 1600
Коробка передач ZF Ecolife 6 AP 1700B, автоматическая
Количество ступеней вперёд/ назад 6/1
Подвеска Пневматическая
Тормозная система Пневматическая, дисковые механизмы на всех осях, АBS, EBD
Колёсная формула 6х2х4
Комментировать ... >>
Loading...