Музей истории марки Volvo
Шведский город Гётеборг интересен не только с культурной, но и с других точек зрения. Например, с точки зрения спорта: здесь традиционно гостит престижная кругосветная парусная регата Volvo Ocean Race. В этом городе находится штаб-квартира и полигон Volvo Trucks Corporation. А еще здесь есть 16 музеев: этнографии, медицины, дизайна, мореходства, художественный, научный, краеведческий, городской… Один из самых интересных, на мой взгляд, музей истории марки Volvo, где собраны раритеты от тракторов и довоенных легковушек до концепт-каров и тяжелых военных грузовиков. Попасть сюда – большая удача. Лично я был здесь трижды, и каждый раз «выкурить» меня отсюда было весьма проблематично…
Второй по величине город Швеции – Гётеборг основали как крепость без малого четыре столетия назад, в 1621 году. В то время автомобилями никто даже не бредил, да и исторический отрезок был не самый благоприятный: шла война между Норвегией и Данией. Зато основатель этого поселения, король Густав II Адольф, позаботился о строительстве порта.
Порт со множеством каналов работает и сегодня. Ежегодно он принимает свыше 10 тыс. судов – от грузовых и круизных большого водоизмещения до крохотных ботов и катеров. Сюда любят приходить влюбленные парочки – посмотреть на водную гладь и подышать свежим воздухом, обязательно наведываются туристы – сфотографироваться на память и покормить чаек, а еще периодически бывают автопаломники – посещают музей Volvo.
Внутри при входе вы увидите первый грузовик образца 1927 года и одну из новейших моделей 2005 года, выкрашенную в цвета американского флага. Если вам невтерпеж, можно сразу приобрести сувенирную продукцию: открытки и книги, игрушки и масштабные модели, брелоки и значки. Но лучше не торопиться, а сперва погрузиться в атмосферу прошлого. Для этого можно сразу пройти в зрительный зал и посмотреть короткий документальный фильм.
В холле музея установлены две бронзовые фигуры основателей шведской компании: Густаву Ларсону (1887–1968 гг.) и Ассару Габриэльссону (1891–1962 гг.). Ларсон – это тот, что слева, а его партнер по бизнесу – справа.
Основатели фирмы отлиты в бронзе неспроста: совместными усилиями они заботились о безопасности и качестве выпускаемой продукции – базовых принципах компании Volvo. Статуи установлены 14 апреля 1997 года, в 70-ю годовщину с момента выпуска первого автомобиля марки Volvo. Кстати, фотографии, гравюры и медали с изображением профилей основателей Volvo встречаются и в некоторых залах музея, чья экспозиция разместилась на двух этажах. В принципе, грузовики и автобусы, трактора и военная техника выставлены на первом этаже, а более легкие машины – на втором. Но пройти экспозицию лучше всего последовательно, в хронологическом порядке. Иначе эффект от погружения в историю будет не тот…
Итак, на входе посетителей встречает первый грузовик марки Volvo – модель LV28 (4x2) образца 1928 г. Он был прост как грабли и тем хорош: надежен и вынослив, и при этом обладал грузоподъемностью 1500 кг. Несмотря на то, что этот «швед» не огорожен цепями и лентами, он закрыт, а на табличке содержится привычное для музеев предупреждение: «Просьба руками не трогать». Большинство экспонатов сопровождают точно такие же надписи, а для неуемных посетителей есть и другое предостережение: «В музее ведется видеонаблюдение». И действительно, в залах нет бабушек-чекисток, пристально следящих за каждым вашим чихом и телодвижением, а вот видеокамеры под потолком на самом деле установлены. Сотрудники музея корректно объясняют: сделано это не только для обеспечения сохранности техники и артефактов, но и во имя безопасности гостей. Благородно!
В первом зале вы неожиданно увидите разную технику – от довоенного автобуса до истребителя с лицензионным двигателем Rolls-Royce, от каркаса 5-местного автомобиля до спаренного дизеля. И не торопитесь перейти на второй этаж – почитайте таблички. Иногда и в нескольких скупых строчках вы почерпнете немало познавательных сведений.
На втором этаже «коммерсантов» немного. К ним относятся пикапы и автомобили-такси, фургоны и грузопассажирские универсалы. И если на эту технику вы намерены потратить меньше времени, в самый раз – пройти насквозь через несколько залов до балкончика и пандуса, ведущего вниз. Отсюда открывается панорама первого этажа, где своей очереди на свидание с автофанатами ожидают армейские и гоночные грузовики, пожарные машины и трактора, самосвалы и тягачи. На удивление, автобусов здесь мало – очевидно, проблема с местом.
Кроме самих автомобилей есть протоколы испытаний и сертификаты, свидетельства и патенты, а также различные документы, подтверждающие факты из истории Volvo.
Конек шведской фирмы – безопасность. На эти цели тратятся миллионы евро ежегодно. А наглядное подтверждение качества и надежности грузовиков – образцы кабин, прошедшие тесты на механическую прочность. Рядом с одной из них установлен монитор, на котором демонстрируется видеофильм с хронометражем краш-тестов. Увиденное впечатляет!
Адрес музея:
Volvo Museum SE-405 08 Göteborg
Tel.: +46 31 66-48-14
E-mail: museum@volvo.com
Веб-сайт на англ.: www.volvomuseum.com
Веб-сайт на шведском: www.volvomuseum.se
Проезд общественным транспортом:
В Гётеборге – трамвай № 5, 6 или 10 до Eketragatan, Hisingen. Пересесть на автобус № 32 до Volvo Torslanda (via Arendal).
От автобусной остановки Arendal Skans пройти пешком в сторону озера примерно 100 м.
Проезд на автомобиле:
По трассе Е6, Е20, rv40 или rv45, направление Hisingen, дорога Ockero / Torslanda. Далее по указателям Volvo Arendal и Volvo Museum.
Цены на билеты:
Взрослый | 50 SEK |
Детский (от 6 до 12 лет) | 20 SEK |
Семейный | 100 SEK |
Группы более 30 чел. (за одного) | 35 SEK |
Сотрудники Volvo с ID-картой | бесплатно |
Парковка около здания | бесплатно |
Режим работы:
Вторник – пятница | 10.00–17.00 |
Суббота, воскресенье | 11.00–16.00 |
Понедельник, праздничные дни | закрыт |