Армейские автомобили семейства «6001»:
МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600203 (8х8)
Идут годы, всё чаще звучат громкие релизы о том, что ВС России вот-вот полностью избавятся от какой бы то ни было техники на иностранных шасси. Демонстрируются интересные перспективные разработки, принимаются на вооружение новые модели, но… ядерный щит страны, как и прежде уверенно покоится на многоосных шасси Минского завода колёсных тягачей. На этом фоне интересно было узнать, а что же думают об этом на самом предприятии в Минске. Почивают на лаврах или же разрабатывают что-то новое в армейском направлении?
Случай представился в первых числах февраля, когда на обкаточный полигон заводчане выкатили свои актуальные модели. Похоже, бренд «VOLAT» («Богатырь») не просто так прописался на передней маске всех новинок предприятия. Из семи представленных автомобилей лишь один оказался сугубо гражданской направленности – седельный тягач МЗКТ-750440-010 (8х8), о котором мы писали два года назад. Всё остальное – чистый военпром. Тем не менее наряду с серийной продукцией, пребывающей на конвейере много лет, белорусы выкатили два автомобиля семейства «6001»: МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600203 (8х8). Именно они считаются на заводе перспективными для зарубежных рынков.
Обманчивая простота…
Семейство «6001» было разработано ещё в 2008 году. Первенцем стал трёхосный МЗКТ-600100 – автомобиль с самой востребованной в современной армии колёсной формулой 6х6. Предполагалось, что автомобилем заинтересуется МО РБ, если не в классическом бортовом варианте, то как в носителе вооружения.
Впрочем, МЗКТ не был бы ведущим предприятием региона по спецшасси, если бы не добавил в конструкцию своё ноу-хау. Особенность машины – её подвеска. Независимая пружинная с длиной хода 400 мм она кардинально отличалась от классических рессор.
Благодаря её применению на всех колёсах, конструкторам удалось достичь превосходных параметров проходимости. Перспективная ходовая на пересечённой местности позволяла автомобилю не просто развивать, но и удерживать скорость почти 90 км/ч. Причём речь шла не об укатанной грунтовке, а о стандартной разбитой просёлочной дороге, с колеями, выбоинами и промоинами.
На уровне была и геометрическая проходимость: клиренс 370 мм, глубина преодолеваемого брода 1500 мм (с подготовкой 1800 мм) возможность преодолевать вертикальное препятствие до 450 мм. Крутящий момент через двухскоростную раздаточную коробку передавался на центральные редукторы с межосевыми дифференциалами и далее на планетарные колёсные редукторы.
Уникальный в своём роде автомобиль военным понравился, однако наличие под боком брутального, но неприхотливого МАЗ-6317, который к тому же прекрасно освоен в войсках, закрыл путь трёхоснику в ВС РБ.
Ничтоже сумняшеся на МЗКТ в рамках семейства «6001» разработали 2-осный вариант МЗКТ-5002 класса знаменитой «шишиги» грузоподъёмностью 3000 кг. После внесения рекомендованных изменений в конструкцию, с целью уменьшения габаритной высоты, МЗКТ-500200 поступил на вооружение ВС РБ.
Увы, ёмкость белорусского рынка вооружений невелика, а хоронить потенциал, заложенный в машине, никто не собирался. Поэтому работы над семейством продолжились.
Из края озёр в края песка…
Возможно, неожиданно, но факт – тяжёлые тягачи МЗКТ имеют устойчивый спрос за рубежом. А если есть спрос на тягачи, то и для перспективного семейства своя ниша найдётся. Причём на заводе давно поняли, хочешь продавать технику на экспорт – умей слушать потенциального заказчика и не занимайся копеечной экономией. В итоге семейство «6001» начали дорабатывать под повышенные требования иностранных военных.
Вместо банального 400-сильного ЯМЗ-7513.10, теперь под кабиной прописался 440-сильный американский Caterpillar C13. В паре с ним стали устанавливать 6-ступенчатую автоматическую коробку передач Allison. Появился вариант гидропневматической подвески, который сами разработчики называют ходовым модулем.
Была модернизирована и кабина, которая не только получила более яркую, запоминающуюся внешность, с огромным люком в крыше, но и переработанный интерьер.
Кроме того, на армейской выставке IDEX’2015 был показан четырёхосный вариант МЗКТ-600201 грузоподьёмностью 16 500 кг, а на парижской «Eurosatory 2016», его усовершенствованная версия – 17-тонник МЗКТ-600203.
Летом всё того же 2016 года МЗКТ-600203 в паре с трёхосным МЗКТ-600103 проходил испытания в ОАЭ (Summer Trials 2016). 2000 км горной местности с труднопроходимыми участками песчаных дюн и жара временами за +50 °C вкупе с сильной запылённостью стали хорошим полигоном новинок. К слову, с задачей оба «Волата» прекрасно справились.
Собственно, именно с экспортными МЗКТ-600103 (6х6) и МЗКТ-600203 (8х8) мы и знакомились. Машины полностью соответствуют своей внешности: простота, функциональность, совершенство.
В кабине нет избыточного простора, и в то же время ты не чувствуешь себя стеснённым. Вроде бы внушительная высота, огромные колёса, детали с явным запасом прочности – всё должно накладывать свой отпечаток. Но внутри ты чувствуешь себя, как в обычном грузовике – габариты те же, площадь остекления прекрасная, опять же АКП. Разве что огромный моторный тоннель немного смущает поначалу, но в реальности его наличие очень быстро перестаешь замечать.
Всё, что можно: подъём кабины, опускание запасного колеса и т.п. электрифицировано. Все закладки под армейское оборудование предусмотрены. Даже вариант бронирования кабины есть в списке опций.
Подводя итог, отметим – семейство «6001» не ограничивается двумя приведёнными в нашем обзоре автомобилями МЗКТ-6001 (6х6) и МЗКТ-6002 (8х8). В планах – развитие гаммы автомобилями МЗКТ-6003 с колёсной формулой 10х10. Предполагается, что они смогут стать альтернативой нынешним семействам «543» и «7930», которые из-за габаритной ширины не могут передвигаться по дорогам общего пользования без спецразрешений. В фирменных буклетах уже есть варианты размещения различного вооружения на «6001». Остаётся только дождаться их воплощения в металле…
Полная масса, кг | 24 000 | 34 000 |
Снаряжённая масса, кг | 14 000 | 17 000 |
Грузоподъёмность, кг | 10 000 | 17 000 |
Допустимая нагрузка на 1-/2-/3-/4-ю оси, кг | 8000/ 8000/ 8000/– | 8000/ 8000/ 9000/ 9000 |
Двигатель:
|
Caterpillar C13 Турбодизельный, I-6 12 503 440 при 2100 мин-1 2011 при 1400 мин-1 |
Caterpillar C13 Турбодизельный, I-6 12 503 520 при 2100 мин-1 2216 при 1400 мин-1 |
Коробка передач:
|
Allison 4500SP Автоматическая 6/1 |
Allison 4500SP Автоматическая 6/1 |
Подвеска | Независимая, гидропневматическая с регулируемым клиренсом | Независимая, пружинная |
Тормозная система | Пневматическая, двухконткрная с АБС | Пневматическая, двухконткрная с АБС |
Колёсная формула | 6х6 | 8х8 |
Минимальный радиус поворота, м | 12,3 | 12,8 |
Вместимость топливного бака, л | 2х300 | 2х300 |