Опубликовано: ГП 03-2018
Производственная программа Volvo в 1982 году
Знак шведского качества (Часть 2)

90 лет грузовым автомобилям марки Volvo

Станислав Кирилец, Денис Орлов
Иллюстрации Ниссе Кронестранда (Nisse Cronestrand), Дана Гуннера (Dan Gunner), Томаса де Лайне (Thomas de Laine), Ричарда Стэниера (Richard Stanier), Flygvapenmuseum, Försvarsstabens pressavdelning, Stig Herbsts arkiv, Carl Larssons Fotografiska Ateljé AB, Post museum, Sjöhistoriska museets, Stockholmskällan, Sverresborg Trøndelag Folkemuseum, Tekniska museet, Värmlands museum, Volvo Museum, UN archive и из архивов авторов

Погожим августовским днём 1944 года по улицам Стокгольма двигалась странная процессия. Искрились в солнечных лучах спицы велосипедов, сверкали полировкой автомобили, грозно щетинились стволами пятнистые танки, чадили выхлопами тракторы. Всё это самоходное многообразие, так или иначе имевшее отношение к марке Volvo, проследовало к недавно возведённому в городе крытому комплексу Королевских теннисных кортов (Kungliga Tennishallen), где намечалось что-то совершенно необычное…

Дизели и кабины

На десять дней спортивный комплекс превратился в выставку достижений шведской промышленности. И, разумеется, компания Volvo занимала там самое видное место. На торжественной церемонии открытия 1 сентября присутствовали премьер-министр Швеции Пер Албин Ханссон, наследный принц Густав Адольф (отец нынешнего короля Карла Густава XVI), принцы Карл, Карл Юхан и Ойген, ладсхёвдинг (губернатор) Брор Хассельрот. Успех был невероятный: все дни к кортам тянулась длиннющая очередь.

Для Volvo выставка стала своеобразным отчётом за 18 лет деятельности. Главное внимание уделялось легковой новинке Volvo PV444. В каталоге она именовалась «Голубем мира Volvo». Нарядные, холёные шведы обступили диковину. Зыбкое ощущение мира посреди войны... Как раз подоспело известие о разрыве альянса Финляндии с фашистской Германией, что преподносилось как крупная победа шведской дипломатии.

Такой пустой выставка в Kungliga Tennishallen была разве что при закрытых дверях. За десять дней она приняла 150 000 посетителей (население Стокгольма – 600 000 чел.)

Новых грузовых автомобилей компания Volvo к концу войны не подготовила. Да и незачем было спешить – «остроносые», «круглоносые» и «длинноносые» не до конца исчерпали свои возможности. Девять моделей, LV101, 103, 110, 120, 125, 130, 135, 140 и 290, в многочисленных (в том числе и полноприводных, с демультипликаторами) модификациях грузоподъёмностью от 800 кг до 9 т. В сентябре 1944 года на выставке это многообразие достойно отражало потенциал компании. На всех – бензиновые моторы. Отсутствие в программе дизелей себя оправдало: в условиях ограничений на отпуск горючего карбюраторные модели переводились на питание древесным газом.

Новенькие «круглоносые» в Карлстаде, лен Вёрмлад, 1950 г. Впереди – Volvo LV240 с дизелем мощностью 150 л.с. и колёсной формулой 6x2. От прежней Volvo LV150 модель отличается числом колёсных болтов, 10 против 6-ти или 8-ми. В 1939–1954 гг. выпущено 43 500 «круглоносых»
Трактор Volvo T43, 1945 г. Тракторы марки были устроены одинаково с изделиями Bolinder-Munktell, но окрашивались не в зелёный, а красный цвет

Освоение дизеля стопорилось его многочисленными «детскими болезнями». Карбюраторная верхнеклапанная «шестёрка» серии FA не хотела превращаться в дизель непосредственного впрыска. Со скрипом удалось сделать дизель VDA предкамерного типа.

Конечно, многотопливные двигатели конструкции Йонаса Хессельмана обходились дешевле. Такие «полудизели» обозначались FAH. Запускались они на бензине, а после прогрева могли переваривать керосин, солярку и даже мазут. Пристрастие к ним, возможно, объяснялось тем, что когда-то профессор Хессельман был любимым преподавателем у Густава Ларссона, одного из основателей Volvo.

Первым «предкамерником» VDA (6,13 л, 95 л.с.) оснастили в 1946 году пятитонку LV150. «Не поверите, как легко войти в райские врата, просто купив дизель!», – гласила его реклама.

А в 1947-м дизелем обзавелись машины тяжёлого семейства LV290–LV293, выпускавшиеся к тому времени уже десять лет. Их спроектировал инженер Готтард Эстерберг, перешедший из обанкротившейся компании Tidaholm. Трёхосные «290-е» стали первыми шведскими «дальнобоями».

Предкамерный дизель VDA (8,74 л, 6 цил., 130 л.с.) под капотом Volvo LV290C2 в 1951 году заменили 9,6-литровым VDB с непосредственным впрыском, мощностью 150 л.с. C 1937 по 1951 год выпущено 2383 автомобиля семейства Volvo LV290–LV293

По обыкновению грузовики тяжёлого класса продавались в виде шасси, без кузова и кабины. Заказчики по своему усмотрению обращались в одну из многочисленных экипажных фабрик, едва ли не в каждом лёне королевства действовали одна-две такие.

Так, первые цельнометаллические кабины для лёгких грузовиков Volvo LV76 ещё в конце тридцатых освоило Svenska Stålpressnings AB из Улофстёма, одно из старейших предприятий страны, основанное в 1735 году.

Внешне Volvo L245 (1949 г.) мало отличается от предыдущей серии Volvo LV150. Внутри отличий больше: синхронизированная 5-ступенчатая коробка передач, тормоза с двумя рабочими цилиндрами, новое рулевое, усиленная рама. Двери этой кабины закрываются внахлёст, как на КамАЗе

Прочные связи сложились у Volvo с Nyströms Karosserifabrik из города Умео. Они были почти ровесниками – Гёста Нюстрём основал свою мастерскую в 1929 году. В 1948 году Нюстрём начал изготовлять цельнометаллические кабины. Volvo понемногу превращалась в главного заказчика GN-Hytten «кабин Нюстрёма». Клиент другой пошёл, к тому же наращивались экспортные объёмы – теперь без кабины грузовик было не продать. Сотрудничество с Нюстрёмом закономерно завершилось выкупом его фабрики 1 сентября 1964 года, и сегодня Volvo Lastvagnar Umeå – головной завод кабин Volvo Group.

Автопоезд с тягачом Volvo LV220 и 80-местным пассажирским полуприцепом DAF Opleggerbus, кузов производства фирмы Werkspoor NV. Всего по заказу Объединения нидерландских железных дорог (BV Nederlandse Spoorwegen) в 1947–1951 гг. изготовлено около 300 таких машин

Историческая справка

1945.05.02. Начало всеобщей длительной забастовки в Швеции, задержка разработки и производства новых моделей Volvo на несколько месяцев. Хронический дефицит каучука не способствует росту производства автомобилей.

1949.08.20. В Гётеборге выпущен стотысячный автомобиль Volvo (легковой, модели PV444).

1950. Присоединение завода сельскохозяйственных и промышленных машин AB Bolinder-Munktell (BM).

1951. Отделение Svenska Flygmotor AB (SFA) начинает выпуск реактивных двигателей для истребителей Saab J 29 Flygande Tunnan, а затем и для других самолётов шведской компании SAAB.

1955. Открытие заводского испытательного полигона Tora Holm на острове Хиссинген. Начало продаж легковых автомобилей Volvo в США.

1957. Начало производства разработанных совместно с фирмой Östbergs Smidesfabrik AB (ÖSA) колёсно-гусеничных машин для лесного хозяйства BM 230 Bamse.

1959. Экспансия на американский рынок грузовиков началась с продажи капотных тягачей Volvo Titan, Volvo Viking и Volvo Starke.

Начало производства грузовиков в Бразилии на филиале Volvo do Brasil Ltda. Попытка лицензионного производства грузовиков Volvo и начало выпуска дорожно-строительных машин по лицензии Bolinder-Munktell в Аргентине компанией Conarg SA Industrial.

1960–1962. Освоение сборки грузовых машин в Нидерландах, Португалии, Бельгии, Иране и Марокко, легковых – в Чили и ЮАС (ЮАР).

1964. Ввод в строй нового завода в шведском городе Торсланда. Присоединение основанной в 1929 году в Умео кузовной фирмы Gösta Nyströms Karosserifabrik. Открытие европейской штаб-квартиры Volvo Europa NV и закладка завода в бельгийском городе Альземберг.

1964.09.01. Выпуск миллионного автомобиля Volvo (легковой, модели Amazon).

1965. Новый завод дизельных двигателей в городе Шёвде. Открытие крупного автосборочного завода в бельгийском Альземберге.

Доставочный грузовик, построенный мастерской Grantorpets Fabriks AB по заказу шведского почтового ведомства на шасси Volvo LV110E в 1950 г.

Игра на чужом поле

У шведских подростков появилось новое развлечение: угадывать, какой марки автобус подходит, Scania-Vabis либо Volvo? Машины выглядели похоже, как близнецы, – кузовные мастерские нередко строили их на шасси как одной, так и другой марки. Мало того, часто они и обозначались одинаково: B10, B20... Компания Scania-Vabis опережала соперника на десять лет: когда ещё задумывалась дизелизация автобусов Volvo, а первый такой, модели B530 с предкамерным дизелем VBD (8,6 л, 130 л.с.), попал к заказчику только в 1946 году. А тут ещё Scania-Vabis заключила соглашение об обмене технической информацией по дизелям с безусловным авторитетом в этом вопросе – британским заводом Leyland.

И вот в 1948 году в командировку на завод Leyland отправился главный автобусный конструктор Volvo Зигвард Форселл. 1948-й был годом первых послевоенных Олимпийских игр, проводились они в Лондоне, и потому новейший автобус Leyland назывался Olympic. Его отличала необычная компоновка – силовой агрегат располагался в базе, под полом. Это был горизонтальный дизель. Англичане метко прозвали мотор «блиновидным» (Pancake-type). При той же вместимости автобус получался короче и манёвреннее. За идею ухватились обе шведские компании, причём Scania-Vabis приобрела у англичан силовые агрегаты. Volvo, напротив, сконструировала собственный горизонтальный шестицилиндровый дизель D96AL мощностью 150 л.с. Новое автобусное шасси получило обозначение B65.

Автобус Volvo B656 с кузовом датской мастерской Smith, Mygind & Hüttemeier A/S, 1952 г.

А в это время в соседней Дании муниципалитет Оденсе подумывал отказаться от надоевших трамваев. Родина Ганса Христиана Андерсена Оденсе – городок маленький, с тесными улочками, где не всякий автобус развернётся. Volvo B655 с колёсной базой всего 5 м оказался в самый раз! В 1952 году власти заказали 28 автобусов на шасси Volvo B65 датскому заводу Smith, Mygind & Hüttemeier A/S. В Оденсе попало и самое первое, № 655–001, автобусное шасси Volvo с горизонтальным дизелем. В дальнейшем муниципалитет обращался на кузовостроительный завод Aabenraa Karrosserifabrik, причём так часто, что в 1994 году Volvo выкупила его.

Руководство Volvo торжествовало: продав всего семь автобусов с «подпольными» двигателями, Scania-Vabis признала свой опыт неудачным. Напротив, Volvo выпускала автобусные шасси серии B655–B658 до 1964 года, сделав 2573 единицы. Но обе марки оставил позади Leyland – его Olympic продержался в серии до 1971 года, за это время построили 3564 автобуса.

Volvo LV340 заимствовал оперение и капот от таксомотора Volvo PV830. В интегрированный багажник специализированного кузова для лесорубов помещались мотопилы и топоры на целую бригаду, 1951 г.

Историческая справка

1966. Открытие завода сборки грузовиков в Лиме (Перу) – Volvo de Peru SA. В ожидании перехода Швеции на левостороннее движение оживление производства городских автобусов.

1968. Открытие автосборочных заводов легковых автомобилей Swedish Motor Assemblly Co. Ltd в Куала-Лумпуре (Малайзия), формирование на его базе азиатского отделения Volvo Far East Ltd. Позднее в него вошли заводы в Таиланде, Индонезии и на Филиппинах. Основание компании Swedish Motor Importers Pty. Ltd в австралийском городе Вуллонгонг, сборка грузовиков методом SKD в течение трёх лет. Образование самостоятельного отделения Volvo Bussar AB по производству автобусов и их шасси.

1969. Образование самостоятельных отделений Volvo Lastvagnar AB (грузовики) и Volvo Personvagnar AB (легковые автомобили). Присоединение компании Svenska Stålpressnings AB в городе Улуфстрём, производящей стальной лист для кузовов.

1970.07.01. Основание австралийского филиала по сборке грузовиков и автобусных шасси Volvo Australia Pty. Ltd. Осенью с конвейера в Швеции сошёл двухмиллионный автомобиль.

Обретение системы

В 1950 году компания Volvo произвела 4960 грузовиков, из которых 1686 отправили на экспорт. Это, конечно, не те цифры, с которыми завоёвывают рынок. Но и самые скромные успехи способны служить поводом для гордости. С 1953 года в Швеции стали продавать «Кока-Колу». До этого напитки, содержащие фосфорную кислоту и кофеин, находились под запретом – правительство заботилось о здоровье граждан. Но американцы продавили отмену ограничений, и для перевозки газировки компания Coca-Cola закупила сразу 50 «полуторок» Volvo LV340. При тех объёмах выпуска даже такая сделка покажется крупной.

Volvo L430 норвежской «Кока-Колы». В Норвегии напиток не запрещали, но бедность страны не позволяла часто обновлять автопарк. Закупка Volvo стала событием В 1953 году Coca-Cola закупила сразу 50 автомобилей Volvo LV340. Заказ был настолько важен для фирмы, что даже нашёл отражение в рекламе

Продукцию компании продолжали помечать буквенно-числовыми индексами. Стройно смотревшиеся в столбцах отчётности, они мало что сообщали покупателям: подчас даже начальство Volvo не могло объяснить, о чём свидетельствует та или иная буква или цифра в обозначениях моделей, кроме первой – она указывала на поколение машин. И вот в начале 1950-х грузовые модели Volvo обзавелись именами собственными!

На смену «круглоносым» пришли L360 Friske («Живчик»), L370 Brage (этимология этого названия не ясна, его можно трактовать как «Смельчак»), L375 Starke («Крепыш») и L475 Raske («Шустрик»). Самым тяжёлым семействам L38 и L39 присвоили не требующие перевода имена Viking и Titan. Ясности это не прибавило, но теперь хотя бы заказчик мог безошибочно назвать необходимую ему модель.

Volvo L375 Starke. Все среднетоннажники (Friske, Brage, Starke и Raske) в Норвегии назывались Bamse
Volvo L485 Viking снискал в Швеции такую же популярность, как у нас МАЗ-500. С 1953 по 1973 г. выпущено 93 000 таких грузовиков с колёсной формулой 4х2, 4х4, 6х2, 6х4

Titan пошёл в серию в 1951 году с дизелем VDF, в 1953-м его оснастили первым удачным дизелем компании – D 96, а в 1954-м первым среди грузовиков он получил дизель с турбонагнетателем. На первых порах семейство Titan включало двухосные модели L397, L398, L399, L399K, L399L и трёхосные L398LF и L399LF грузоподъёмностью от 6,5 до 10 т, полной массой до 17 000 кг.

В 1954 году под Гётеборгом, в Лундбю, вырос новый завод Volvo, так называемый X-Hall, производительностью 15 000 грузовиков в год.

А самую маленькую коммерческую модель PV445, на агрегатах легковой Volvo PV444, окрестили «Дуэтом». Тонкость заключалась в том, что PV444 имела несущий кузов, а PV445 была рамной. Хотя и база, и колея совпадали. Автомобиль мог перевозить 500 кг груза, что на деле нередко превращалось в тонну. Головное предприятие в Гётеборге делало для PV445 только шасси, доверяя постройку кузовов специализированным мастерским. Некоторые вместо коммерческих кузовов водружали на раму пижонские кабриолеты.

Volvo PV445 Duett с кузовом Klippans Karosserifabrik. В отличие от легковой базовой модели Volvo PV444 у решётки радиатора пять брусьев, а не четыре

Первый образец PV445 собрали 9 сентября 1949 года. А к 1952 году на дворе завода в Гётеборге скопилось 1500 неликвидных шасси. Дела у шведских кузовщиков шли не ах. «Строить собственные кузова распорядился Ассар Габриэлсон: Фургон и универсал!» Кстати, тогда-то и родилось название Duett, как отражение обоюдного назначения модели – её можно было использовать и как коммерческую, и как личную. Производство разместили на филиале в городе Улофстрём. 4 июля 1953 года первый Duett обрёл покупателя – им стал сам гере Габриэлсон. Модель делали до 1969 года, выпустив 101 492 экземпляра.

Поздняя версия, обозначавшаяся как Volvo P210 Duett, на службе шведской телекоммуникационной компании Televerket

В 1956 году клиенты марки выучили два новых имени: L420 Snabbe («Быстрый») и L430 Trygge («Безопасный»). Хотя марка и прежде прибегала к компоновке «кабина над двигателем», впервые её грузовики получили двигатели V8. А основой послужила не очень удачная конструкция легкового мотора десятилетней давности. Судьба не улыбнулась двигателю и на этот раз: в начале 1960-х его заменили более экономичным четырёхцилиндровым тракторным дизелем Ford. К слову, последний карбюраторный мотор для грузовика Volvo выпустила в 1966 году.

Кабины Snabbe и Trygge не откидывались. Пришедшая им на смену в 1962 году модель L4751 Raske Tiptop стала не только первым Volvo, но и вообще первым европейским грузовиком с откидной кабиной.

Volvo L4751 Raske Tiptop. После 1965 года семейство модернизировали и обозначили F84/F85/F86. С 1963 по 1976 г. выпущено 64 812 грузовиков с такими кабинами
Volvo N88 – так назвали Titan после 1965 г. Сохранены кабина и оперение, но установлены новый турбодизель TD100 (9,6 л, 6 цил., 260 л.с.), восьмиступенчатая коробка передач, усиленное шасси с новой подвеской

В 1963 году в программу добавились L4851 Viking Tiptop, а в 1964-м – L4951 Titan Tiptop. Единица на конце теперь обозначала сочетание откидной кабины и колёсной формулы 4х2; если же стояла цифра «6», значит, грузовик с откидной кабиной имел колёсную формулу 6х2, а если «4», то это был уже полноприводный грузовик. Но в номенклатуре изделий Volvo в эти годы встречались и пятизначные индексы! Пятая цифра говорила о размере базы, но не напрямую, а у каждой модели по-своему. Скажем, если это была цифра «7», то у Starke она указывала на базу 4,7 м, у Viking – база 4,9 м, а у Titan – 4,8 м!

В номенклатуре сельскохозяйственной, строительной и лесозаготовительной техники, выпускаемой Volvo совместно с Bolinder-Munktell, машины тоже обрели имена: Bamse, Bison, Boxer, Brunet, Buster… Безымянными остались несколько моделей Volvo, главным образом армейские. Но военные горазды давать своей технике прозвища, и какие! Впрочем, об этом речь зайдёт несколько позже.

Турбодизель Volvo T-D96AS был создан на основе дизеля Volvo D96. Система наддува увеличивала снаряжённую массу Titan на 25 кг, при этом мощность возрастала со 150 до 185 л.с.
С 1951 по 1973 г. выпущено 39 700 грузовых автомобилей семейства Volvo Titan с атмосферными и турбокомпрессорными дизелями

Неразберихе в обозначениях положили конец в 1965 году. Компания представила план действий на ближайшее будущее под названием System 8. Толчком к разработке программы послужил провал новой бескапотной модели на американском рынке. «Система-8» предусматривала обновление восьми ключевых элементов на всех грузовиках компании. Речь шла о раме, двигателе, коробке передач, заднем мосте, подвеске, рулевом управлении, тормозном механизме и обозначении. При этом ни одна модель не была заменена полностью, а только переименована.

Скажем, «Быстрый» превратился в F82, а «Безопасный» – в F83. Префиксом «F» (от Frambyggda – «передняя постройка», т. е. «бескапотник») обозначались модели с кабиной над двигателем, тогда как индексы капотных моделей начинались с префикса «N» (от шведского Nosbyggda, что можно перевести как «постройка с носом» или «капотник»). Через дефис к индексу модели присоединялось прямое указание на величину колёсной базы. Например, F86-34 – это вчерашний L4751 Raske Tiptop с базой 3,4 м.

«Полутораэтажный» кузов на шасси Volvo B635 построила в 1957 г. мастерская Svenska Karosseriverkstäderna AB (SKV) из Катаринехольма. Транспортная компания Эйнара Йоханссона Ramkvillabuss возила туристов в Париж
Типичный шведский автобус на шасси Volvo B65506, выпущен Arvika Karosserifabrik в 1966 году для автобусной компании GDG. Характерная деталь – рама навески плужного снегоочистителя

Историческая справка

Завод сельскохозяйственных, строительных и промышленных машин AB Bolinder-Munktell (BM) вошёл в концерн Volvo в 1950 г. Выпуск тракторов шёл под двумя марками в разной окраске до 1958 г., позднее – производство единой торговой марки BM-Volvo (до 1987 г.) и Volvo-BM. В 1977 г. проведено кардинальное переструктурирование отделения Volvo-BM. Подписан договор о совместной разработке и производстве тракторов с компанией Valmet Oy (Финляндия), финнам передана лицензия на тяжёлые тракторы и машины для лесного хозяйства, их производство под маркой Volvo-BM-Valmet. Сборка комбайнов и другой сельхозтехники в основанную в 1972 г. дочернюю компанию Electrolux (совместное предприятие с фирмой Överums Bruk AB), производства автокранов – на фирму A/S Moelven Brug (Норвегия), а гусеничных вездеходов – на завод Hägglund & Söner. К 1985 г. филиалы отделения Volvo-BM действовали в Испании (Volvo-BM Iberica), Норвегии (Volvo-BM Maskin AB), Великобритании (Volvo-BM UK Ltd.), Франции (Volvo BM Matériels TP SA) и ФРГ (VME Deutschland GmbH).

Сочленённый самосвал BM-Volvo DR 631 по прозвищу Gruskalle («Калле-гравийщик») с трёхцилиндровым дизелем мощностью 65 л.с. Грузоподъёмность – 10 т. С 1965 по 1968 г. выпущено 400 таких землевозов. Загружает его фронтальный погрузчик BM-Volvo LM 640
Карьерные самосвалы Kockum KL422B грузоподъёмностью 17,6 т (1977–1983 гг.) оснащались дизелями Scania-Vabis. В 1983 году Volvo приобрела компанию AB Kockums Landsverk

От гаубиц до селёдки

Богатство недр Балтийского щита послужило предпосылкой для развития машиностроения в тихом и малозаселённом (10 млн чел.) королевстве. Остальное шло от трудолюбия шведов и грамотного управления. Соперничество между Volvo и Scania создавало выгодную вилку, не позволяло одной из компаний задирать отпускные цены и садиться на шею правительству. Важно подобное дублирование и для обороны. Когда в 1942 году военное ведомство присматривало подрядчика на выпуск среднего танка, выбор пал на Volvo. Но на танке стоял сдвоенный двигатель Scania-Vabis. Руководство Volvo согласилось подписать контракт с условием, что инженеры компании вскоре предложат замену этому мотору.

Volvo L3304 или Pvpjtgb 9031, т. е. Pansarvärnspjästerrängbil, «противотанковый вездеход» образца 1964 г. Оснащён бензиновым 4-цил. двигателем B18A мощностью 64 л.с. Вооружён 90-мм безоткатной пушкой Pvpj 1110. Построили 366 единиц

Заменой тогда стал 22,6-литровый V8 A8B производства Svenska Flygmotor AB из Трольхеттана. Агрегат представлял собою безнаддувную и усечённую на 1/3 версию авиамотора Daimler-Benz DB 605, знакомого по истребителям Messerschmitt. Пусть двигатель получился капризным, правительство Швеции не оказалось внакладе: армия закупила танки примерно поровну с теми и другими моторами. А завод в Трольхеттане превратился в отделение Volvo Aero.

Так и с Terrängbil m/42 VKP (Volvo Karosseri Pansar) – единственным за всю историю Volvo бронетранспортёром. Военным больше понравился бронекорпус, предложенный Scania-Vabis. В итоге Volvo ставила бронекорпуса конкурента на свои шасси. Шведские военные дали машине прозвище Likkistan («Гроб»). Её выпускали обе компании, все только выиграли. Хотя производство продолжалось до 1947 года, срок службы у бронетранспортёров оказался необычно долгим: по десять машин m/42 VKP подарили Латвии, Литве и Эстонии после их выхода из состава СССР.

Terrängbil m/42 KP выпускался с 1944 г. компаниями Scania (SKP) и Volvo (VKP). На снимке – бронетранспортёр индийского батальона войск ООН в Конго, 14 декабря 1961 г.

Не раз интересы Volvo причудливым образом переплетались с конкурентами. С 1954 по 1964 год отделение Volvo Penta выпускало четырёхцилиндровый судовой дизель MD4 по лицензии и даже из деталей... Daimler-Benz AG! Аналогичные дизели использовались в малолитражках Mercedes-Benz 170D и первых Unimog.

А ещё чаще компании-партнёры становились частью Volvo. В 1925 году именно на заводе судовых и стационарных двигателей Pentaverken в городе Шёвде Габриэлсон и Ларсон заказывали двигатели для прототипов самого первого Volvo. В 1930-м Volvo стала главным акционером, а в 1935-м поглотила этот завод. Pentaverken поставил свыше 3500 двигателей для серийных Volvo. В 1954 году отделение AB Penta освоило производство первого в мире турбодизеля для грузовиков Volvo Titan.

Тягачи-стартеры Volvo TL12 выводят из подземного капонира истребители SAAB J29 по прозвищу Flygande Tunnan («Летающая бочка») авиакрыла F9 Säve, 1958 г. Самолёты оснащены турбореактивными двигателями Volvo Flygmotor RM2

История повторилась и с тракторным заводом Bolinder-Munktell. Сначала тракторы Volvo стали похожи на тракторы BM как две капли воды. До 1958 года они различались разве что окраской: первые были красного, вторые зелёного цвета. Затем и те и другие пошли под маркой BM-Volvo, в 1987 году слово Volvo переместилось на первое место, и вскоре про детище Болиндеров и Мунктела уже никто и не вспоминал. И тем более не вспоминают про Леннарта и Карла Линеллов, предоставивших заводу Bolinder-Munktell идею сочленённого самосвала. В 1965 году завод Lihnells Vagn AB (Livab) в городе Браас был поглощён BM-Volvo и с той поры выпустил почти 75 000 думперов.

На базе одного из них, A30D 6х6, шведский оборонный концерн BAE Systems Bofors из города Карлскога в 2003 году разработал самоходную 155-мм гаубицу нового поколения FH77 BW L52 Archer. «Лучник», как переводится название установки, забрасывает снаряды на расстояние 35 и даже 60 км. Причём установка способна стрелять очередью из трёх снарядов, и все они благодаря автоматическому корректированию траектории падают в цель одновременно – этим добиваются эффекта залпа батареи. Шведские и норвежские вооружённые силы заказали по 24 «лучника».

Самоходная 155-мм гаубица FH77 BW L52 Archer на шасси Volvo A30D 6x6, 2003 г. Одна такая установка заменяет целую батарею обычных гаубиц

Отделение BM-Volvo стало родоначальником совершенно нового вида транспортных средств – сочленённых двухзвенных гусеничных вездеходов Bv 202 (Bandvagn 202). Их производство началось в 1964 году в городе Арвика, на бывшем заводе Arvikaverken AB, вошедшем в 1960 году в BM-Volvo. Кстати, как и не менее известный колёсный вездеход C202 Laplander с его знаменитыми портальными ведущими мостами, гусеничный Bv 202 обходился легковым карбюраторным четырёхцилиндровым мотором B18 (позднее – B20). Идею «двухзвенников» подхватили во многих странах, в том числе в СССР, Финляндии и Турции.

Гусеничный вездеход BM-Volvo Bv 202. В 1964–1981 гг. выпущено около 5000 штук

Карьерные самосвалы, тракторы, фронтальные и вилочные погрузчики, экскаваторы, форвардеры, лодочные моторы, силовые установки, гидравлические приводы, турбореактивные двигатели – интересы Volvo затрагивали самые неожиданные области. Самым, пожалуй, экзотическим стало начавшееся в 1981 году сотрудничество Volvo с... ABBA – только не с легендарным эстрадным квартетом, а крупнейшим шведским рыбокомбинатом. В данном случае аббревиатуру ABBA следует расшифровывать как AB Bröderna Ameln. Это партнёрство продлилось до 1995 года.

Подобная разбросанность раздражала акционеров. Тем не менее она нередко открывала и новые возможности. Так, участие Volvo Penta в августе 1968 года в числе 270 фирм в выставке «Инрыбпром-68» в Ленинграде дало толчок к более тесным отношениям между компанией и нашей страной и привело к закупке крупной партии тяжёлых грузовиков для «Совтрансавто».

Комментировать ... >>
Loading...