Финальный этап российских соревнований специалистов сервиса «Scania Top Team»
Под занавес последнего зимнего месяца в учебном центре «Академии Скания» в Голицыно состоялся финальный этап российских национальных соревнований специалистов сервиса Scania Top Team. Такие состязания компания проводит во всём мире, собирая около 8000 участников из 72-х стран. В соответствии с внутрикорпоративной философией за 25 лет программа «Scania Top Team» превратилась из национального учебного мероприятия в современную глобальную программу подготовки высококлассных специалистов.
Национальные туры соревнований начались во II квартале 2017 года с теоретических заданий и завершились в феврале 2018 года национальным финалом, включающим как практику, так и теорию. По итогам отборочных туров (в каждом из них 50 вопросов) в российский национальный финал прошли 7 команд дилерской сети «Скания-Русь». Участникам финального этапа предстояло пройти семь станций с техническими заданиями, которые и проверят уровень знаний и навыков специалистов. На этих станциях команды получали очки за правильные ответы или теряли их за ошибки. За прохождение каждой станции можно было набрать максимально 50 баллов. На двух из семи станций соревнования проходили в развлекательной форме. Я выбрал для себя одну из команд под названием «Жгучие перцы» и прошёл с ней все тесты.
О конкурсе
Прежде чем описать некоторые детали, приведу несколько правил этих соревнований. Итак, вопросы и задачи составлены таким образом, что специалисты должны поймать нить решения проблемы, в первую очередь, используя логику и понимание принципа работы техники, а не опираясь на стандартный набор технологических операций, которые производят в любом автосервисе. Для решения задачи команде отводится 20 минут плюс необходимый набор инструментов и диагностического оборудования. Во время работы категорически запрещается использовать что-либо, кроме того, что предоставили организаторы – никаких смартфонов и Интернета! Словом, почти как в популярной интеллектуальной телеигре. Ещё в процессе тестирования представителям разных команд запрещено общаться между собой. Теперь отправляемся вместе искать неисправности.
Тонкости выжима
На первой для команды «Жгучие перцы» станции красовалось шасси Scania нового поколения с механической КП с пневмоуправлением. Пневмосистема машины запитана от стационарной колонки сжатого воздуха. Условия задачи следующие. По легенде этот автомобиль прибыл на сервис с жалобой на затруднённое переключение передач. В распоряжении команды мультиметр, диагностическое оборудование, программное обеспечение SDP3, инструментальная тележка. Запускать двигатель запрещено. Приступаем к работе. Первым делом проверяются регулировка привода сцепления и наличие достаточного давления сжатого воздуха в блоках пневмоуправления, далее от простого к сложному механики исследуют всю цепь компонентов, так или иначе связанных с переключением передач. На шестнадцатой минуте обнаружен «предатель» – датчик положения педали сцепления. Дальнейшие манипуляции – дело техники: отыскать деталь в каталоге запчастей, уточнить и предоставить экзаменатору верный «партнамбер», заодно ещё ответить на несколько теоретических вопросов, например, как подобрать комплект ТО L для данного автомобиля и указать каталожные номера деталей, входящих в него.
Затопить печку
Следующая станция встречает нас с междугородным автобусом Scania Touring. Инструктор стенда, он же, согласно легенде, «простодушный водитель», который перегонял этот автобус со складской площадки к эксплуатанту, скажем, из Санкт-Петербурга в Тюмень через Москву в зимний период, где он и обратился на сервис. Иногда в салоне становилось прохладно, особенно когда стоял в «колейке» в Вышнем Волочке и двигался в конце рабочего дня по МКАД, но на трассе салон постепенно прогревался. «Водитель» присутствует в автосервисе, механики могут задать ему уточняющие вопросы. Первым делом вспоминаем температурный режим дизельного двигателя – он прогревается только под нагрузкой, а в режиме холостого хода, что соответствует движению в заторах, температура антифриза, на которую завязана система отопления просторного салона автобуса, падает. Значит, не приходит на помощь отоплению от двигателя дополнительный автономный отопитель. Так, где там наш «водитель», расскажи-ка нам что нажимал, на какие кнопки, зачем? В итоге выяснилось, что не изучив инструкцию по эксплуатации, шофёр некорректно пытался запустить «автономку» и случайно ввёл дополнительный отопитель в режим противопожарной блокировки поджига. Механики разомкнули штекер, чтобы сбросить ошибку и обнулить память блока управления отоплением, после чего котёл с характерным гулом начал активно насыщать салон тёплым воздухом.
Команда и обретение навыка
Две из семи станций были вне зачёта, но мнение их судей могло сыграть решающую роль, если несколько команд набрали одинаковое количество баллов. В игровой форме, взрослые дядьки возились с конструктором типа «Лего», катали мячики и натягивали шнурки, одновременно отвечая на заковыристые вопросы совсем не об автомобилях. А неподкупные судьи наблюдали, как за эфемерной ширмой игры специалисты-профессионалы демонстрировали личностные качества, умение работать в команде, способность к обучению, скорость формирования устойчивых навыков, постигая четыре ступени лестницы компетентности. После чего мы отправились в импровизированный агрегатный цех.
С закрытыми глазами
Следующая серия тестов предполагала выполнение самостоятельной работы отдельно практически каждым членом команды, но выполнив свою задачу каждый участник переключался на помощь другим. Это очень сложное испытание для автослесарей. Как поделился один из участников, ведь каждый из нас является специалистом в своей области и привык работать один. В окружении ведущих мостов, осевых агрегатов и коробок передач механики выявляли люфт подшипников вторичного вала измерительным методом, производили регулировку подшипников промежуточного вала, проверяли осевое и радиальное биение валов только что отремонтированной КП, чтобы потом справиться с литературой и вынести вердикт о допуске узла к эксплуатации и снова сдавали теорию. Самым зрелищным моментом этого этапа являлась сборка на время нескольких пакетов синхронизаторов от разных моделей КП, которую требовалось выполнить… с закрытыми глазами!
Экологические препятствия
Автомобили Scania с двигателями Euro 6 пока у нас в стране можно пересчитать по пальцам, но дилеры уже сегодня должны быть готовы к работе и с такой техникой. Поэтому на очередной станции мы упорно искали неисправность в системе нейтрализации выхлопных газов шестого экологического класса, хотя по правде сказать эта система мало знакома механикам наших сервисов, из-за чего процесс работы на этом этапе больше напоминал форму обучения. В итоге определить причину и выполнить ремонт системы EEC3 оказалось не под силу ни одной команде. Однако очень важно было изучить систему ЕЕС3, так как теперь она унифицирована не только для автомобилей Euro 6, но и для новых машин пятого экологического класса, и это принципиальное отличие от ранее поставленной на наш рынок техники Scania.
Неавтомобильная ДГУ
Кроме автомобилей, шасси и автобусов в нашу страну Scania поставляет и дизель-генераторные установки, это означает, что их ремонт и техобслуживание тоже в компетенции дилерской сети Scania. Управляющая электроника ДГУ построена на шине CAN, и задача очередной станции заключалась именно в том, чтобы найти неисправность, препятствующую запуску двигателя ДГУ. Затем было необходимо восстановить работоспособность генераторной установки (запустить двигатель, указать причину неисправности) и ответить на дополнительные вопросы по запуску двигателя. Выполняется ли запуск отсылкой команды по шине CAN блоку EMS или напрямую подачей напряжения +24 В на реле стартера? Это оказалось непросто, сказался недостаток опыта работы с неавтомобильным оборудованием. Как потом выяснилось, задача была повышенной сложности, так как предоставленная на конкурс ДГУ была вообще стороннего производителя, но оснащённая дизельным двигателем Scania.
В итоге
Победители национальных этапов встретятся в одном из шести международных региональных туров. И только двенадцать команд получат право участвовать в мировом финале. В российский национальный финал прошли только 7 команд, где победителем стала команда «Сканеры» из «Скания Сервис» (Голицыно), набравшая 143 балла из 250. Она и примет участие в отборочном туре среди лучших команд европейских станций техобслуживания, конкурс будет проходить в Тренто (Италия) 27–29 апреля 2018 года. По итогам две лучшие команды отборочного тура Европы примут участие в Top Team 2017–2018, который пройдёт в декабре 2018 года в учебном центре Scania в Сёдертелье (Швеция).